Конспект внеклассного мероприятия по чтению(конкурс чтецов) для 5-9 классов коррекционной школы на тему:Мама, милая мамочка в русской поэзии.


Снежнянская специальная общеобразовательная школа-интернат № 42
Разработка внеклассного мероприятия
по русской литературе на тему:
«Мама, милая мамочка…»
( в рамках недели детской книги)

Подготовила: Заватина А.С. 2015г.
Целевая установка: продолжать знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе.
Помочь детям получить новые сведения о своих мамах.
Понятия: семья, любовь, счастье, забота, терпение.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся чуткого и уважительного отношения к своим близким, к маме.Цель: способствовать формированию у детей значимости слова мама, семья, воспитывать любовь к матери, формировать чувство гордости за свою маму, прививать детям и взрослым умение дарить радость общения.
Оборудование: мультимедийная презентация,пословицы, выставка книг, иллюстрации, рисунки и сочинения учащихся.
Ход мероприятия
Организационный момент. Рефлексия настроения.
- Добрый день! Я рада вас приветствовать.
- Как ваше настроение?
2. Введение в тему.
- Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о самом близком и родном человеке для каждого из нас.
- Чтобы узнать тему мероприятия, нужно отгадать загадку.
О ком эти слова?
Загадка о маме.
Кто вас, детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая ночью глаз
Всё заботится о вас?

Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит?
Кто игрушки вам дарит?

Если, детки, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Как бывает иногда,
Кто же слёзы льёт тогда?

3. Сообщение темы и целей мероприятия.
Тема: «Мама, милая мамочка…» в русской поэзии.
- Представляю вашему вниманию эпиграф мероприятия.

Эпиграф мероприятия
Мама – такой человек, который
заменит всех, но никто не
заменит ее.
Предлагаю вашему вниманию песню о мамочках в исполнении детского коллектива.
4. Вступительное слово учителя.
Первое слово, которое произносит человек, – «мама». Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить маму, если ты обязан ей своим появлением на свет?
Место мамы в нашей жизни совершенно особенное, исключительное. Мы всегда несем ей свою боль и радость. И находим понимание.
– Сейчас, ребята, мы будем так говорить о своей маме, как она этого заслуживает, повторяя это слово все вместе.
                                                  Солнце ярче для меня – мама!                                                   Мир и счастье для меня – мама!                                                  Шум ветвей, цветы полей – мама!                                                   Зов летящих журавлей – мама!                                                   В родниках чиста вода – мама!                                                   В небе яркая звезда – мама!
Народ всегда чтил мать. В устной поэзии ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, верная жена, защитница своих детей.
5 Чтение и анализ «Легенды о матерях» И. Ф. Панькина.
5.1. Подготовка к восприятию.
– А сейчас я хотела бы вам прочитать легенду. Это «Легенда о матерях». Автор ее – Иван Федорович Панькин. А почему о матерях складывают легенды, вы узнаете, когда внимательно выслушаете то, что я вам сейчас прочитаю.Лексическая работа.– Знаете ли вы, что такое «легенда»? (Легенда – это очень красивая сказка о каком-нибудь герое, который жил или живет на самом деле.) – Скажите, а кто из вас хотя бы раз побывал на море? – Можете ли вы представить чаек, море и громадные волны, которые бывают на море в бурю…
– Знаете ли вы, кто такой Нептун? (Нептун – царь морей и океанов.) – Манильская трава – это словосочетание встречается в тексте легенды? (Это волшебная трава, дающая необыкновенную силу.)
5.2. Чтение легенды.
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о
нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не
знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их
звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились
на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди
выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали
у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием
стрел - стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса,
если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону
поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и
океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые,
как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, подцвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них
ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать
своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря
и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской
действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины
- сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не
подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли,
не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали
слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь
встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали
таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он
дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но
в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у
него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.
Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна
моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей,
и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя своюкрасоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину,
не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой радидетей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он,
выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся
домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит наних.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому
что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец
вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не
возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь
блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй
ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным
берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали
звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им
всё лучшее, что имели.
5.3. Беседа-рассуждение о прочитанном.
– О чем рассказала легенда? (Легенда рассказала, почему моряки сильны и непобедимы.) – Какими были женщины в той далекой стране, пока их сыновья находились дома: пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей?(Женщины всегда были сильными, красивыми, никогда не стареющими.) – Как менялись матери, когда сыновья решили бороться с Нептуном? Почему?(Сильные, красивые, ясноглазые женщины постепенно превращались в слабых, некрасивых. Глаза их тускнели.)– В чем женщины остались неизменны с начала до конца легенды? (Матери отдали своим сыновьям все лучшее, что имели.) – Чем заслужили женщины-матери право на любовь и уважение? (Все честные, хорошие люди на земле любят, жалеют и берегут женщин; ведь каждая женщина – это чья-то мать.)
Вывод. Дети – самое дорогое для матери. Счастье матери – это счастье ее детей. Она бывает строгой, взыскательной, потому что понимает свою большую ответственность за сына или дочь. Мать – первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий и верный.
- Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Притча о маме».
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
Говорят завтра меня посылают на Землю …
Как же я буду там жить? Ведь я так мал и беззащитен…
Бог ответил:
Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя…и заботиться о тебе…
Ребенок задумался, а затем сказал снова:
Здесь на небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья?
Бог ответил:
Твой Ангел будет петь и улыбаться для тебя.
Ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив…
О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
Спросил ребенок, пристально глядя на Бога…
А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе???
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:
Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться…
Затем ребенок спросил:
Я слышал, на Земле есть зло. Кто защитит меня?
Твой ангел защитит тебя…
Даже рискуя собственной жизнью…
Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
Твой Ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне…
Так что я всегда буду рядом с тобой…
В этот момент с Земли стали доноситься голоса, и ребенок спросил:
Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?
Его имя не имеет значения.
Ты будешь называть его… МАМА.
- Кто же является нашим ангелом-хранителем?
6. Конкурс чтецов.
- Переходим к следующей части, которая называется «Конкурс чтецов».
- У наших членов жюри уже есть нормы оценивания, и после вашего выразительного прочтения мы узнаем самых лучших участников конкурса.
Сейчас в исполнении учащихся младших и старших классов мы услышим лучшие стихотворения о маме классиков и современников русской поэзии.
Приглашаю самую маленькую нашу участницу.
Н. Мерзлякова
Мамочка!
Мамочка, ты всех добрее,
Всех лучше, красивее,
Тебя люблю я больше всех
Ты самый верный друг на век!
Чем пахнет мама
Олег БундурОлег Бундур - врач, детский писатель, поэт. Из современных поэтов у него наиболее полно, тонко и глубоко показаны отношения в семье. Это семья - где главное любовь, доверие и дружба.
По субботам духамиПахнет мамин наряд,Так идут они маме –И духи, и театр.
В воскресенье – блинами,Завтрак – вот он, готов!Так подходит он маме,Этот запах блинов.
В понедельник – деламиСразу дом наш пропах,Так подходит он маме –Этот запах бумаг.
Но скажу, между нами,По секрету скажу:Я родной своей мамеБольше всех подхожу!
«Забываем все-таки про мам…»
Петр Давыдов
Забываем все-таки про мам. А они скучают вечерами, Изредка названивая нам И всегда интересуясь нами.Времени у нас, обычно, нет - Мы живем серьезными делами, Забывая часто, что в ответ Позвонить мы обещали маме.Мама, я звоню тебе, когда На душе осенние печали. Чтоб, как в те - далекие года Слушали меня и понимали.Хорошо, что есть куда звонить, Хорошо, что есть кому ответить. Пусть не рвется долго эта нить, Может быть, главнейшая на свете!Как они, что их волнует там? Далеко, а может, близко где-то... Забываем мы про наших мам. И легко себе прощаем это.
«Разлука»
Агния БартоАгния Барто писала красивые, проникновенные стихи о маме. Она сама была красивым, удивительным человеком, признанным поэтом.
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки, Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе...
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: - Потерпим малость,
Десять дней еще осталось...
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
«Мама! Глянь-ка из окошка…»
Афанасий Фет.
Форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов лирики конца 19 века.
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама?Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
«Посидим в тишине».
Елена Благинина
Форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов лирики конца 19 века.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
«Мама в командировке».
Олег БундурКак тянется времяИ долго, и грустно,И в доме без мамыИ тихо, и пусто.Наверно, и мамеТоскливо без нас,Наверно, и мамеНе спится сейчасИ думает мама:"Ну как там у них?Теперь ни за чтоНе оставлю одних".Нам тоже не спится:"Ну как там она?Теперь ни за чтоНе уедет одна".
«Поговори со мною, мама…»
Виктор ГинЭто лирическое стихотворение положено на музыку. Задушевные песни на стихи Виктора Гина люди помнят, и через много лет продолжают с удовольствием слушать и петь. Не это ли самое главное? 
Давно ли песни ты мне пела, Над колыбелью наклонясь. Но время птицей пролетело, И в детство нить оборвалась.Поговори со мною, мама, О чем-нибудь поговори, До звездной полночи до самой, - Мне снова детство подари.Доволен я своей судьбою, Немалый в жизни пройден путь. Но очень хочется порою Мне снова в детство заглянуть. (Довольна я своей судьбою, Того, что пройдено, не жаль. Но как мне хочется порою Вернуть безоблачную даль.
Минуты сказочные эти Навек оставлю в сердце я. Дороже всех наград на свете Мне песня тихая твоя.
«Я маму люблю».
Лидия Давыдова
Мне мама приносит Игрушки, конфеты, Но маму люблю яСовсем не за это.
Веселые песни Она напевает, Нам скучно вдвоем Никогда не бывает.
Я ей открываю Свои все секреты. Но маму люблю я Не только за это.
Люблю свою маму, Скажу я вам прямо, Ну просто за то, Что она моя мама!
«Письмо матери».
Сергей Есенин
С. Есенин написал удивительно искреннее и эмоциональное стихотворение о своей матери. Есенин был наделен редчайшим даром чувства прекрасного в окружающем мире. Творчество С. Есенина многогранно, многие его стихи переложены на музыку. 
Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,Не волнуй того, что не сбылось, –Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
«Перемыл бы чашки, ложки».
Эдуард Успенский
Эдуард Николаевич Успенский — советский писатель и известный автор детских книг. Одними из самых его известных персонажей являются Чебурашка, кот Матроскин, крокодил Гена, почтальон Печкин, Дядя Федор и другие.
Если был бы я девчонкой -Я бы время не терял!Я б на улице не прыгал,Я б рубашки постирал,Я бы вымыл в кухне пол,Я бы в комнате подмел,Перемыл бы чашки, ложки,Сам начистил бы бы картошки,Все свои игрушки самЯ б расставил по местам!Отчего я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:"Молодчина ты,Сынок!"
Р. Гамзатов
«Берегите матерей»
Идея поэмы, рожденная потребностью заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не сводится к одному конкретному образу — в поэме глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей. 7. Игра со зрителями. «Какая она, мама?»
- Умницы! А теперь пока члены жюри будут оценивать ваши выступления предлагаю провести небольшую игру.
Мне нужно по два человека. Задание: подобрать слова, наиболее точно характеризующие маму.
8. Чтение сочинений учащихся на тему: «За что я люблю свою маму».
- На прошлой неделе ребята 5-9 классов писали сочинения на тему: «За что я люблю свою маму». Я выбрала лучшие из них и предлагаю авторам зачитать нам свои работы.
9. Результаты конкурса.
10. Подведение итогов.- Пройдет 10, 20 лет, забудутся многие события, люди, встречи. Но что бы ни пережили вы, воспоминания всегда будут возвращать вас в светлый мир твоего детства к образу самого родного и близкого человека – мамы.
А молитва мамы будет всегда оберегать и защищать вас. Видеоролик.
Не забывайте говорить мамам, как сильно вы их любите.