Технологическая карта по музыке к теме: Особенности драматургии оперы М.И. Глинки Жизнь за царя


Технологическая карта урока
Данные об учителе:  Килижекова Галина Александровна,  I квалификационная категория
Предмет: музыка         класс 7 «б»     УМК  Т.И. Науменко,В.В. АлеевТема урока: Особенности драматургии оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»
Цель урока: выявление особенностей музыкальной драматургии оперы, анализ музыкальных эпизодов.
Задачи:
Образовательные:
эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
познакомить учащихся с особенностями драматургии оперы М.И. Глинки, фрагментами его жизни и творчества;
познакомить учащихся с понятием контраст, сопоставление в музыке.
расширить знания о жанре оперы.
Развивающие:
развивать умение анализировать произведение;
развивать умение выразить свое отношение к Родине, своему народу в процессе слушания, исполнения.
совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке;
прививать чувство любви к Родине, патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;
воспитывать музыкальный вкус.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, ТВ
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся 7 «б» класса любят размышлять над проблемной ситуацией, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы, петь. Внимание устойчивое, поэтому в данном классе чаще используются проблемные, эвристические ситуации.
Этап урока Виды деятельности учащихся Формируемые виды УУД
1.Вступление
(организации) 1. Вход в кабинет под музыку
2. Приветствие (T5|3 ).
3. Просмотр видео фрагмента из к/ф «Глинка».
Регулятивные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока.2.Экспозиция
(новый материал)
Прием сопоставления
Интродукция к I действию
  2) Танцевальные эпизоды в замке короля Сигизмунда (определение характера польской шляхты) в опере «Жизнь за царя ».
 
 
 
 
 
  2) Слушание арии Ивана Сусанина «Чуют правду» (работа с текстом арии).
1.Слушание фрагмента интродукции к I действию
2. Слушание оркестрового вступления ко II действию.
2.Коллективная дискуссия (драматический, эпический образ).
3.Слушание вступления (видео).
4.Определение соответствия образного содержания картин и музыки (Квятковский. Полонез). 
 
1.Коллективная дискуссия.
2.Слушание арии Ивана Сусанина «Чуют правду»
3. Работа с текстом арии.
4.Работа с картиной .5. Видео эпизод арии из оперы «Иван Сусанин»
 
  Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Регулятивные: выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.
 
  Познавательные: умение находить  главную мысль-зерно в арииЛичностные: формирование духовно-нравственных, патриотических основ
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения материала
 Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке
3) Разработка:
вокально-хоровое исполнение песни
4) Реприза:
(закрепление) 1. Исполнение песни муз. Е. Жарковский, сл. К. Ваншенкина «Женька»
Обобщение по драматургии (РКМ) (музыкальный прием, контраст-сопоставление, муз выразительность) и эпическому образу Личностные УУД: формирование интереса к пению.
Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективного исполнения; развитие вокально-хоровых навыков.Общеучебные и познавательные УУД:
обучение осознанному и произвольному построению высказывания в устной форме.
5) Рефлексия
составление синквейна1. О чём мы сегодня говорили выразите одним существительным
2 . Два прилагательных, характеризующих данное слово
3. Три глагола, показывающие действие понятия.
4. Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к данной теме
5. Выразите суть темы одним словом
(драматургия, опера)
Личностные УУД: формирование интереса к учению.
Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.
Планируемый результат деятельности: размышлять о любви к Родине и ненависти к человеку, добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.