Сценарий урока музыки Творчество и жизненный путь М. И. Глинки


Сценарий урока музыки
Тема: Творчество и жизненный путь М.И. Глинки.
Цель урока: сформировать основные жизненные вехи творческого пути М.И. Глинки и провести аналогию с историческими событиями.
Задачи урока:
Познакомить с жизнью и творчеством великого русского композитора М.И. Глинка.
Развивать умение петь в хоре, слушать музыку и анализировать музыкальное произведение.
Воспитывать патриотизм, любовь к музыке, уважение к историческому и культурному наследию русского народа.
Оборудование:
Для учителя: фортепиано, магнитофон, портрет, наглядные карточки, доска, мел.
Для учащихся: текст песни.
У. Здравствуйте. Сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга музыкально. Если вам известно мое приветствие, то продолжите его……
(Музыкальное приветствие)
Мы встретились с вами на занятии, где царствует музыка. Поэтому начнем его с прослушивания музыкального произведения. Подумайте, каким был человек, написавший такую музыку.
(Пение хора «Славься»)
Итак, каким вы представляете себе композитора этого произведения? Обоснуйте свое мнение.
Отвечают.
А как вы думаете, каким был это композитор в детстве.
Отвечают, обосновывают.
А теперь послушайте воспитания о своем детстве композитора и сравните со своими предположениями.
«В первые годы жизни целиком и полностью был предоставлен бабушке. С ней, кормилицею и нянею, провел я около 3 или 4 лет, видаясь с родителями редко. Я был ребенком слабого сложения, бабка моя почти всегда хворала, а потому в комнате ее было всегда очень тепло. Несмотря на это, я не выходил из шубки. Меня кормили по ночам чаем с разного рода бубликами; на свежий воздух выпускали меня очень редко и только в теплое время. Бабушка меня баловала до невероятной степени- мне ни в чем не было отказа.»
Как видите, ваши предположения не совпали с рассказом композитора. Несмотря на то, что он рос болезненным, изнеженным ребенком, автор сумел создать величественную музыку, прославляющую сою отчизну. А знаете ли вы имя композитора?
Итак, тема нашего занятия Творческий и жизненный путь М.И.Глинки.
М.И.Глинка родился 20 мая 1804 года, умер 03 февраля 1857 года. Жизнь каждого человека неразрывно связана с историей своей страны. Вспомним, какие исторические события произошли в это время?
На доске исторические даты: 1812 года, 1825.
Известно ли вам какие исторические события происходили в России в эти годы...?
1812 год – время отечественной войны с Наполеоном, который дошел до Москвы, но был разгромлен русскими войсками.
1825 год – год восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Восставшие требовали ввести конституцию в государстве. Восстание было подавлено правительственными войсками. Среди декабристов были Кюхельбекер, Рылеев и др. с кем Глинка встречался на своем жизненном пути.
Познакомимся поближе с биографией Глинки.
Миша Глинка родился в семье помещика в селе Новоспасское Смоленской губернии. Там прошло его детство. Его первые музыкальные впечатления были связаны с русскими народными песнями и колокольным звоном. В доме устраивались праздники, приезжало много гостей, домашний оркестр давал концерты. Один из скрипачей оркестра учил его игре на скрипке, гувернантка – игре на фортепьяно. Успехи маленького Миши поражали окружающих. Детство было веселым и беззаботным.
Но в 1812 году семья Глинки, спасаясь от нашествия французов, переезжает в Орел.
После освобождения родного села, они возвращаются домой, где все напоминает о вторжении врага. Миша слушал рассказы о подвигах партизан и русской армии. Впоследствии его детские впечатления нашли отражение в музыкальных произведениях.
В 1817 году отец привозит Михаила Глинку в Петербург и определяет его в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Воспитателем Глинки был Вильгельм Кюхельбекер – будущий декабрист.
В 16 лет Глинка начинает первые опыты в сочинении музыки. Однако напряженная учеба и жизнь в городе сказываются на здоровье юноши, который был болезненным еще в детстве. Поэтому на протяжении совей жизни Михаил Иванович часто ездит: то на Кавказ, то в родное селе или за границу поправить свое здоровье. Он путешествует по Италии, Австрии, Германии. Знакомится с творчеством классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна и др.
Будучи за границей всегда тоскует по родине. У него зарождается идея написать истинно русскую народную музыку. В Петербурге он встречается с литераторами: Пушкиным, Жуковским, Вяземским, гоголем, Плетневым и др. Они горячо поддерживают его мысль о написании русского национального произведения, и песня «Славься», с которой мы начали наше занятие, стала одним из таких произведений.
С 1844 года Глинка ездит с концертами по Европе и его имя становится известным во Франции, Италии, Испании Германии, Польше.
В 1856 году М.И.Глинка уезжает в свое последнее путешествие в Германии в 1857 году умирает в Берлине. Его прах был перевезен в С.-П. и захоронен в Александро-Невской Лавре.
Таков был жизненный путь Глинки, и он оставил после себя великое музыкальное наследие.
Может ли кто-либо из вас назвать произведения Глинки?
Итак, Михаил Иванович Глинка сочинил две оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», 85 романсов, множество симфонических и инструментальных произведений.
Вернемся к песне «Славься». Эта песня написана Глинкой для хора как финальный номер оперы «Иван Сусанин». Предлагаю Вам исполнить ее хором.
(Учитесь петь, поют хором)
Давайте обобщим, что вам больше запомнилось о жизни и творчестве Глинки. Для этого составим кластер. Итак, ключевое выражение «Жизнь и творчество Глинки", какие ассоциации возникают у вас.
Спасибо. Мне приятно, что вы многое почерпнули с урока.
И я предлагаю закончить урок исполнением хора «Славься». Обращаю ваше внимание, что это произведение задумывалось Глинкой как гимн России. Однако, император выбрал музыку композитора Львова. Но это не уменьшает величие и значимость произведения. Исполним хор «Славься» как гимн величию Глинки и нашей родины стоя.
(Поют хор «Славься») Спасибо за урок. Все свободны.