Статья Урок как ключевая форма образовательного процесса


Шумакова Лилия Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
Белгородская область, город Алексеевка
Урок как ключевая форма образовательного процесса
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим, реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Методика обучения решению арифметических задач направлена на формирование обобщенных умений выполнять семантический и математический анализ текста задачи, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомым, представлять эти связи в виде схематических и символических моделей и выбирать арифметическое действие для ответа на вопрос задачи.
Процесс решения задач рассматривается как переход от словесной модели к математической или схематической. К этой деятельности учащиеся должны быть подготовлены, поэтому их знакомству с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа, целью которой является формирование навыков чтения; представлений о предметном смысле действий сложения, вычитания, отношений больше на… меньше на… и разностном сравнении; овладение приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), умениями складывать и вычитать отрезки с помощью циркуля и пользоваться предметными и графическими моделями для интерпретации математических понятий и отношений.
Формированию навыков чтения на уроках математики способствуют различные формулировки заданий, с которыми учащиеся встречаются в учебнике уже на первых страницах. Эти задания позволяют организовать деятельность как читающих, так и не читающих первоклассников. Первые способны сами прочитать задание и озвучить его, а вторые учатся слушать читающего. Тем и другим важно понять смысловой аспект формулировки, так как только в этом случае они смогут выполнить ту или иную интеллектуальную или практическую деятельность, опираясь, прежде всего, на свой опыт. Вариативность учебных заданий играет важную роль при подготовке учащихся к анализу текста задачи. Во-первых, они приучаются внимательно читать словесную формулировку задания и анализировать те условия, которые в ней предложены. Во-вторых, словесная инструкция позволяет целенаправленно организовать их учебную деятельность. В-третьих, разнообразные словесные инструкции, включающие в себя математическую терминологию и различные текстовые конструкции, способствуют формированию умения объяснять и обосновывать свои действия, что является необходимым условием для успешного решения арифметических задач.
Аналогично строится работа, направленная на усвоение младшими школьниками математических понятий, которые в дальнейшем они будут использовать при решении арифметических задач. В основу этой работы положена идея соответствия предметного действия его словесному описанию и математической записи. Ее реализация в системе учебных заданий способствует формированию у младших школьников умения переводить реальные ситуации на язык математики, активно используя при этом приемы умственных действий.
Работа, проведенная на подготовительном этапе, позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение структуры задачи и осознание процесса ее решения. Средством организации этой деятельность выступают специальные обучающие задания, содержанием которых являются различные методические приемы, включающие школьников в деятельность сравнения, выбора, преобразования и конструирования, а именно: выбор схемы, соответствующей задаче; выбор выражений; решение задач с лишними данными; выбор условия к данному вопросу; составление задач по схеме; объяснение выражений, составленных по условию задачи; составление задачи по ее решению и др.
Например, учитель считает необходимым включить в урок задачу из учебника. В соответствии с описанным выше подходом он прежде всего должен ответить на вопрос: «Как организовать деятельность учащихся на уроке в процессе ее решения?» Конечно, ни у кого не вызывает сомнения – прежде чем решать задачу, ее надо прочитать. Однако работу можно организовать и по-другому.
Учитель изображает на доске схему и предлагает учащимся представить, что у них есть три куска проволоки. Каждый отрезок обозначает один кусок.
- Можем ли мы узнать длину каждого куска, если длина трех кусков равна 96 м?
Ученики объясняют, почему это невозможно: «Длины отрезков разные».
Учитель выясняет: «Можно ли выделить на схеме одинаковые отрезки? Как это сделать?»
Ученики предлагают «отрезать кусочки проволоки от второго и третьего куска», преобразуют схему и дополняют ее данными с помощью учителя.
На доске появляется схема.
Затем ученики составляют план действий, выполнение которых позволяет им найти длину каждого куска проволоки. Задача решается устно, но при этом выполнение каждого действия обязательно обосновывается на схеме.
Только после этого учащиеся открывают учебники и читают задачу: «В трех мотках 96 м проволоки. Если от первого мотка отрезать 12 м, от второго 20 м, а от третьего 40 м, то во всех трех мотках останется проволоки поровну. Сколько метров проволоки в каждом мотке?»
После текста задачи в учебнике дано задание: «Запиши решение задачи по действиям, используя схему».
Продумывая на уроке работу с каждой задачей, полезно использовать различные методические приемы.
Приведем примеры некоторых приемов.
1. Дополнение текста задачи по данному решению.
Ученика предлагается решение задачи и ее текст, в котором пропущены некоторые числовые данные и отношения. Они должны вписать в текст задачи пропущенные слова и числа, используя ее решение.
4 ∙ 9 = 36 (к.)
2 ∙ 5 = 10 (к.)
36 – 10 = 26 (к.)
«На каждом этаже девятиэтажного дома_____ квартир, а на каждом этаже ____ дома ____ квартир. На сколько ________ квартир в пятиэтажном доме, чем в девятиэтажном?»Важно, чтобы сначала ученики выполнили задание самостоятельно, а затем обсудили результаты проделанной работы. Только в этом случае они смогут понять причины допущенных ошибок и осознанно исправить их.
2. Дополнение текста задачи по схеме.
Ученики выполняют задание: «Используя схему, впиши пропущенные в задаче слова и числа».
«Света купила блокнот, циркуль и закладку для книг. Блокнот стоил ____ рублей, циркуль – в ___ раза __________, чем ________, а цена закладки в ____ раза _________, чем цена ____________. Сколько денег заплатила Света за покупку?»
Составив текст задачи, ученики могут записать ее решение выражением.
Составление плана решения задачи является одним из тех условий, которым многие ученики овладевают с трудом. Поэтому нужно искать способы организации деятельности учащихся, обеспечивающие его формирование. К такому способу можно отнести, например, запись решения задачи по данному пояснению.
Запиши решение задачи, пользуясь пояснением.
_________________ (м) отрезал Ваня.
_________________ (м) отрезал Федя.
_________________ (м) всего отрезали мальчики.
_________________ (м) было в мотке.
Ориентируясь на приведенные пояснения, учащиеся приобретают опыт в создании плана решения задачи.
Младшие школьники очень любят составлять задачи. С этой целью им можно предлагать различные обучающие задания, способствующие формированию как различных математических умений, так и общего умения решать задачи.
В такие задания целесообразно включать приемы выбора или составления различных вопросов к данному условию; выбора и составления различных условий к данному вопросу; выбора условия и вопроса так, чтобы получилась задача, которую можно решить.
Работая с данными заданиями, младшие школьники приобретают навыки работы с информацией, представленной в различных формах (текст, схема, таблица, математическая модель), учатся выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать, интерпретировать и преобразовывать ее, использовать для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, для объяснения и доказательства.
Важно отметить, что данные задания не только создают условия для достижения результатов, планируемых Федеральным государственным образовательным стандартом, но и помогают учителю понять, принять и творчески реализовать стандарты в своей работе.