Презентация семинар для учителей Общечеловеческие ценности- основа целостного педагогического процесса школы.


«Общечеловеческие ценности –основа целостного педагогического процесса школы» И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Толстой Лев Николаевич. План: 1.Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание» 2.Аксеологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».3.Интеграция самопознания и других дисциплин.Пути интеграции. Внешняя и внутренняя интеграция Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы..  «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы Основа авторской идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание это ключ к преображению. Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом.Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества Нравственно-духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.аль-Фараби (870-950 гг.)Абай КунанбаевМахатма ГандиМать ТерезаСократ Ы.Алтынсарин Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Л.Н.Толстой«Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная » Ш. А. Амонашвили Психолого-педагогическую основу Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» составили исследования гуманистической психологии, которые рассматривали высшие уровни сознания. Для решения проблемы духовного становления человека важен психологический подход. Современная гуманистическая психология утверждает, что личностью может быть каждый человек. Но, если индивидуальностью рождаются, то для того, чтобы стать личностью, индивиду необходимо пройти становление в обществе. Процесс становления продолжается в течение жизни личности. Личность, как её трактует современная психология, – это динамическое состояние человека, требующее индивидуальной духовной работы. Позиции гуманистической психологии в разное время развивали многие крупные психологи: К.Г.Юнг, К. Рождерс, В. Франкл, А.Маслоу и др. К.Г. Юнг считал, что ключ к решению задачи состоит в том, что интеллект и душа человека едины. Интеллект более ограничен, чем душа, и заключен в ней. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ концепция А. Маслоу - в центре которой — живой, развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений.А. Х. Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередностиЭто краеугольный камень современной психологической мысли и системы образования. Суть этой концепции заключается в том, что на конкретные действия людей мотивируют разные потребности, которые начинаются с базовых и постепенно переходят ко все более и более сложнымА. Маслоу 1) Физиологические потребности – наиболее сильная группа из всех потребностей человека, которая включает в себя потребность в воде, пище кислороде, сне и т. д. ; 2) Потребности в безопасности и защите мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения; 3) Потребности в принадлежности и любви мотивируют человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях; 4) Потребности в самоуважении позволяют достигать признания и уважения других; 5) Потребности в самоактуализации заключаются в здоровом развитии способностей людей, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности В современном обществе уже проявляется понимание того, что любые реформы могут иметь реальные последствия лишь тогда, когда затрагивают природу человека, его внутренний мир, его ценностные приоритеты….. Вместе с тем, необходимо отметить, что гуманистической педагогике органически присущ аксиологический подход, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология как философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей, может рассматриваться как основа новой философии и соответственно методологии современной педагогики.Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности: Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание» 5 общечеловеческих ценностей:- Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях)- Праведное поведение (правильное поведение; единство мысли, слова, действия)- Покой (внутреннее спокойствие)- Любовь (ко всему живому)- Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием). Воспитательный процесс складывается из воспитательных мероприятий так же, как и учебный процесс составляется из уроков.Методы и приёмы1.Позетитвный настрой 2.Цитаты3.Рассказывание историй4.Творческая деятельность5.Групповая деятельность6.Музыка и пение хором. Показ притч Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы - это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. У детей рано складываются своя картина мир.При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. Интеграция предмета самопознание в другие дисциплиныИнтеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение , слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция – это слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития Цель интегрированного обучения:1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов. 2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 3.Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на примеры интегрированного урока математики и самопознания (в начальных классах) 10 деревьев было в саду8 срубили в прошлом годуОтвет я, ребята, никак не найду!Сколько деревьев было всаду?Чтоб тут найти ответ,Их считать не надо,Коль восьми деревьев нет,Значит, нет и сада.- Почему нет сада?- Что должны делать люди, украшая свою землю?Мама шла домой из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 8 кг. Даулет помог ей донести однусумку, которая была тяжелеедругой. Сколько весила этасумка, если ноша мамы,благодаря сыну, облегчилась в4 раза?- Как поступил сын?- Какие чувства вызывает у вас этот поступок?- Приходилось ли вам помогать своим родным? пример интегрированного урока географии (естествознания) и самопознания Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет». Интеграция предмета биологии и самопознания Пчелы и мухи.  Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров. Пример интеграции предмета физики  и самопознанияРавновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностейР=mgh Р - потенциальная энергия, m – масса тела, h – подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия.Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет – это общечеловеческие ценности в нас, тень – это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там где есть свет, тени нет Интеграция уроков самопознания, музыки, ИЗО6 класс Тема: Мир как чудо Творческое задание «Рисуем музыку» (Звучат 7 мелодий разного жанра)1. Что вы представляете, когда слышите музыку?2. Какие цвета возникают в вашей фантазии?3. К какому стилю или жанру относится эта музыка?4. Какие чувства и эмоции вы испытываете? Сказка «Царство красок» -Вы хотели бы жить в этом царстве?-Почему? -А как вы думаете можно обойтись безкрасок? Почему? -Давайте вернем яркие краски этомусказочному государству.-Коллажи на тему «Мир как чудо» Я не хочу, чтоб свет узналМою таинственную повесть;Как я любил, как я страдал,Тому судья лишь Бог да совесть.-В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»Интеграция урока самопознания и русской литературыТема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова» Цитаты – один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес   к изучаемому предмету.«Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность»   Н.Г.ЧеботаревИсканием тайн дух человека жил В.Я.БрюсовКто решится утверждать, что мы знаем все, что может быть познано? Г.ГалилейЕсли в слове - начало, то в числе продолжение сознательности Д.И. МенделеевВзять из прошлого огонь, а не пепел Ж.Жорес Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О.Бальзак«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного»   Аристотель«Среди чисел существует такое согласие и совершенство, что надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью»           Симон Стевин «Нас вдохновляет вера, что под крылом милосердия этот мир станет еще лучше и добрее» Сара Алпысовна