Методический семинар для учителей на тему «Общечеловеческие ценности-основа целостного педагогического процесса школы»


План методического семинара для учителей
Школа: №17 Кол-во слушателей семинара: 15
Дата: 6.10.2016 г. Педагог: Корчагина Т. В.
Тема методического семинара для учителей:
«Общечеловеческие ценности-основа целостного педагогического процесса школы»
Цель: углубление представления об общечеловеческих ценностях как основе целостного педагогического процесса школы.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы Программы духовно-нравственного образования «Самопознание»
Развивать умение интегрировать урок Самопознание с другими учебными предметами.
Воспитывать любовь, доброту, терпимость, внутреннюю дисциплину, компетентность в воспитании детей, вдохновлять учителей к духовно нравственному совершенствованию.
Ресурсы:(материалы, источники)
Руководство для учителя
Лекции тренера Токбасовой А. С.
Видео Ш. Амонашвили.
Фонограммы музыки и песни.
Ватманы и фломастеры.
Тексты песен.
Анкеты.
Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики.
План: Позитивный настрой «Концентрация на свет».
1.Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования Самопознания.
Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всего духовно-нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.
-Какие проблемы в нравственности учащихся вы наблюдаете?
-В чём это проявляется?
«Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения: патриотизм, нормы морали и нравственности, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны развиваться во всех учебных заведениях»,- говорится в Послании Президента нашей страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана.
Решать поставленные Президентом задачи призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысқызы Назарбаевой по нравственно-духовному образованию, который занял достойное место в системе образования РК. Программа НДО «Самопознание» может стать основой нравственно-духовного возрождения нашего общества.
Принципы построения программы НДО «Самопознание»:
1.Принцип гуманистической направленности предполагает то, что нравственно-духовное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя.
2.Принцип общечеловеческих ценностей, согласно которому содержание предмета «Самопознание» следует основывать на вечных общечеловеческих ценностях, понимаемых как проявление высшей духовной природы человека.
3.Принцип социального взаимодействия предписывает обращение к дополнительной специальной внеучебной деятельности.
4.Принцип национального наследия актуализирует необходимость познавать общечеловеческие духовные ценности через призму национальной духовной культуры.
5.Принцип природосообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности.

К наиболее распространенным методам и методическим приемам относятся: позитивный настрой, обсуждение цитат, рассказывание историй и притч, беседа, творческие задания, групповое пение.
-Какие методы и приёмы используете вы на уроках Самопознания для достижения воспитательных целей ?- Какие из них вам больше всего удаются?
- Какие приёмы нравятся детям? Приведите примеры.
2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
Аксиология-учение о ценностях.
Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества. Это Ненасилие ,Истина, Любовь , Покой, Праведное поведение. Они заложены в сердце каждого человека от рождения, они едины для всех людей, не зависят от национальности, расы, среды обитания и неизменны во времени.
Посмотрите на Дерево ценностей.
Рассмотрим эти ценности и послушаем мысли великого мыслителя и педагога Л. Н. Толстого об абсолютных человеческих ценностях:
Истина-это раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
«Самый верный признак истины-простота и ясность»
Покой-это состояние души,когда человек живёт в ладу со своей совестью.
«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть».
Бескорыстная Любовь- это мощная энергия, способная преобразовывать мир, рождающая и поддерживающая жизнь,это могущественная и великая сила жизни.
«Любовь-это бесценный дар.Это единственная вещь,которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся»
Праведное поведение-жизнь по законам природы, морали и государства.
«Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей».
Ненасилие- это непричинение вреда ни себе, ни другим людям, ни природе; милосердие, заботливость, уважение, доброжелательность.
«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение,что ты сделал людям хоть каплю добра»
Творческое задание.
1.Объединение в группы по ценностям.
2.Задание: на ватмане представить:
Я есть -Истина, Я – есть Бескорыстная любовь, Я- есть Внутренний покой, Я- есть Праведное поведение, Я- есть Ненасилие
3.Время для сотрудничества.
4.Представление своих мыслей по ценности.
Вопросы:
- Какой человек может быть примером для других?
- По какому Закону он живёт?
- В чём счастье Человека?
Видео « HYPERLINK "http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz%3Bvideo%2Fsearch%3Bvideo%3B%3B&text=&etext=1194.YP6JfP232Nr_QAcxMxsHnCn2K5vFiopWcMqApLwP1bpSQdH3djWot8ExW1SW-sQahw3ghRyoLnU8dbdjnfTCuJcXawjOwhhSySVmvzd7RfwMlyWKq_TXuyAMoBF85Gi3L9iJ7fl-tT21TF1TfQlUzg.952c0574ac99cb91a469cce3d99e0b008d42ccd3&uuid=&state=EIW2pfxuI9g&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbW9iajlOZE9UY2haM2otSU9tVGZnYmRQaTQ4WXJ6eEFXOVZsUk1iSzdIa0lMdUFpdGRoN0xKd3ZUSkhOVTVrN2hPNXk0WU1welNPU1N0Vy1PUzhnRW11cUxSYWhhd3laemdyOGh2U1M2OFc&b64e=2&sign=c40de57ce58ba18b86db2b7fd452fe79&keyno=0&l10n=ru" \o "Гуманная педагогика (Ш.А. Амонашвили)" \t "_blank" Гуманная педагогика» (Ш.А. Амонашвили)
-Какие мысли великого педагога вам запомнились?
3. Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» и других дисциплин.
«И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Л. Н. Толстой.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования.
Великий мыслитель Мишель Монтень, в своих «Опытах подчеркивал важность приоритета нравственно-духовного образования над интеллектуальным обучением: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах, раньше, чем науке об их собственных душевных движениях».
Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, принесет с собой мир и прогресс и одновременно создаст гармонию между человеком и окружающим миром.
Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.
Внешняя и внутренняя интеграция Самопознания и других дисциплин.

Интеграция внешняя - это применение методических приёмов Самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, цитаты, рассказывание притчи, вдохновляющих примеров из жизни великих людей, завершающая минутка урока и др.)
Практика позитивного настроя помогает учащимся, да и самим учителям, преодолевать беспокойство и достигать состояния уравновешенности и покоя.
Учитель вводит цитаты, чтобы помочь ученику настроиться на хороший лад: во всём окружающем мире, в других людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо.
Рассказывание историй в уроке играет огромную роль и имеет большую значимость для выявления внутренне присущих каждому человеку ценностей.
Музыка и пение хором – это также действенные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укреплять чувства спокойствия, любви и радости.
Полезно включать в содержание урока задачи и упражнения, раскрывающие общечеловеческие ценности; давать творческие задания, объединяя детей в группы; сочинять стихи, иллюстрировать рассказы, проводить игры, тесты, разыгрывать сценки и петь хором добрые песни.
Творческая работа, прежде всего, активизирует творчество, стимулирует воображение,тренируют детей в плане самовыражения и самораскрытия в какой-то конкретной форме.
Домашняя работа может представлять собой какое-нибудь простое опережающее задание, имеющее отношение к той ценности, которую будут раскрывать на следующем уроке.
Для заключительной минуты урока учащихся желательно снова сконцентрировать на позитивных мыслях.
Интеграция внутренняя – это интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока. Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик интеграции. Содержание учебника и новые научные факты – это текст урока. Но мировоззрение есть возможность эти знания «очеловечить», «согреть», облагородить, одухотворить – это подтекст урока.

-Какие виды работ используете вы, чтобы пробудить душевные качества учеников?
-Что вызывает у них интерес и желание сотрудничать?
-Получается у вас одухотворить ваши уроки?
4. Роль учителя в духовно-нравственном образовании.
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам Учитель. «Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная », - писал Ш. А. Амонашвили.
«Ищи свой путь. Узнай себя, прежде чем захочешь узнать детей. Пойми, на что ты сам способен, прежде чем начнешь объяснять детям их права и обязанности. Прежде всего, ты сам – ребенок, которого нужно узнать, воспитать и сформировать», - Я. Корчака.
Стили педагогического общения:  авторитарный, демократический, попустительский.
Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. 
Демократический стиль - это стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». 
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Без энергии любви, струящейся из сердца учителя, нравственно - духовное образование невозможно. «Сначала любить, а потом учить» - девиз Я. А. Коменского.
Разные жизненные ситуации также могут быть нашими учителями, поскольку сама жизнь учит нас многому, но преодолевая их, мы растем в духовном плане. При этом учитель сам не перестает учиться, поскольку сама жизнь - это великая школа. Как говорил К. Д. Ушинский «Учитель до тех пор остается учителем, пока сам учится».
-Какой стиль педагогического общения позволяет раскрыть внутренний мир ребёнка, реализовать его?
-К чему нам надо стремиться, чтобы сделать общение с детьми живым и полезным?
-Что вы посоветуете тем, кто ищет пути любви к детям? 
Анкеты.
Песня «Доброта»
Музыка Д. Дунаева
Текст песни Т. Беловой
Доброту глухой услышать может
И увидит без труда слепой...
Каждый день, что будет нами прожит,
Озарим, давайте, Добротой!
Бескорыстно руку протяните,
Тем, кого постигла вдруг беда.
Добрые слова вы говорите,
Каждому нужны они всегда...

Припев:
Старайтесь быть добрее и сердечнее,
Благим делам не надо счёт вести,
Давайте все мы будем человечнее!
Лишь Доброта сумеет Мир спасти!!!
Иногда совсем не так уж сложно,
Исполнять заветные мечты...
Чудеса творить, поверьте, можно
С помощью Любви и Доброты!
И от вас зависит, чтобы снова
В обиходе доброта была,
Доброе и ласковое слово,
Добрый взгляд и добрые дела...
Припев:
Ответы учителей
Презентация
Дерево ценностей
Ватманы и фломастеры
Фрагмент видео
Фрагменты видео урока Самопознания
Презентация
Анкеты
Фонограмма песни звучит
Слова песни раздаю
Домашнее задание. Рекомендую вам прочитать книгу Шалвы Амонашвили «Истина школы»
Заключительная минута семинара.
-Закройте глаза. Постарайтесь сохранить то тепло и свет, которое излучает ваше сердце. Дарите его всем! Откройте глаза. Спасибо!
До свидания. Педагог ___________ Корчагина Т. В.
И. О. Директора ________ Калкабаева Э. К.