План проведения семинара для учителей на тему: « Общечеловеческие ценности-основа целостного педагогического процесса школы»


План методического семинара для учителей
Школа Гиназия № 79
Кол-во слушателей семинара
Дата 12.10.2016
Педагог Нижник С.С.
Тема методического семинара для учителей
« Общечеловеческие ценности-основа целостного педагогического процесса школы»
Цель: Познакомить учителей с условиями внедрения программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
Задачи:
1.Раскрыть актуальность и необходимость курса «Самопознание» в современной школе.
2.Способствовать развитию у коллег стремления к саморазвитию, чтобы руководящими жизненнымипринципами стали общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы.
3.Содействовать готовности учителей к проведению интегрированных уроков по различным учебным дисциплинам с предметом «Самопознания»
Ресурсы: (материалы, источники)
Рисунок: «Дерево Ценностей»
Рисунок: «Треугольник»
План
Психолого– педагогические основы программы НДО «Самопознание».
Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».
Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
Подведение итогов семинара
Анкетирование учителей
Домашнее задание
Заключительная минута семинара
Ход семинара
Психолого– педагогические основы программы НДО «Самопознание».
«Ни на минуту не
сомневаюсь: чтобы ответить на все эти извечные вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Весь  народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. И я
убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого... Или, если хотите назовите ее дорогой к Храму
знаний о человеке» (С.А.Назарбаева)  
Раскрытие нравственно- духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества.
Сократ  (469- 399г до н.э.) 
Сократ – древнегреческий  филосов из Афин. Его учение знаменует поворот в античной философии- впервые философы древней  Греции от рассмотрения природы и мира обращаются к человеку и его внутреннему миру.
Целью
его философии было самопознание, как путь к постижению блага, Сократ считал,
что добродетель есть мудрость.
«Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше».
Абу Насыр Аль Фараби    (870 - 950) 
«В мире самое легкое – поучать других, самое трудное – понять себя»
Человеку присущи три вида воли:
Воля к исполнению желаний, исходящих из пяти органов чувств;
    
Воля к исполнению желаний, исходящих из воображения;
Воля к исполнению желаний, исходящих из высшего разума, размышления;
Шакарим  Кудайбердыулы (1858 – 1931гг.)                                   
«Правда
вчера, правда сегодня, правда завтра – три правды, все разные. Нет, не нужны
мне эти правды, нужна настоящая, истинная правда. »
«В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботится ученые головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех.» Великие УчителяЧеловечества  следовали своему учению не только на словах,
но и на деле. Проявляли единство мысли, слова и дела.

Мысли
192024041910

Слова Дела
Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».
Аксиология - философская дисциплина, исследующая  категорию «ценность». Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства,состояния имеющие положительную значимость для личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом,  сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. В наше время выделяют пять общечеловеческих ценностей:
Истина
Любовь
Праведное поведение
Покой
Ненасилие
(Дерево ценностей)
Классификация ценностей по Т.И. Петраковой. Общечеловеческие ценности как основа содержания Программы.
Природные - ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
Приобретенные -корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение, и др.
Абсолютные -не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств) праведное поведение, покой, любовь, истина, ненасилие
Абсолютные общечеловеческие ценности и их взаимосвязь со структурой человеческой личности.
Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержатся в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
Ненасилие – духовный уровень, истина – уровень различения, разум, любовь – ментальный уровень, покой – эмоциональный уровень, праведное поведение – физический уровень. Таким образом, в основе содержания программы «Самопознание» лежит развитие вечных общечеловеческих ценностей в каждом ребенке.
Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
Гармоничное, целостное образование (интеллектуальное, духовно-нравственное)
«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый»
С.А. Назарбаева «Этика жизни»
Гармоничное развитие двух аспектов образования:
Интеллектуального - внешнее, образование для умаДуховно-нравственного - внутреннее, образование для сердца.Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию
«Мертвые и живые знания»
Что есть мертвые знания?
Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.
Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.
Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.
Мертвые знания – гири на ногах.
Живые знания – те, которые:
одухотворяют человека;
влекут к горизонтам науки;
способствуют творить новую жизнь;
воодушевляют мысль на новые поиски;
несут просветление и эволюцию;
живые знания – крылья.
Ш.А.Амонашвили: «Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний»
Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
Интеграция - это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
Как интегрировать?
Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке.
Интеграция внутренняя – это интеграция, основанная на целостном понимании человекаи мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.
Пути интеграции.
Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.
Знакомство с открытиями современной науки.
Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
Анкетирование учителей
Уважаемые коллеги, перед вами лежат анкеты, точно такие же вы заполняли перед нашим семинаром, теперь я попрошу вас заполнить их еще раз. Для того, что бы я могла увидеть реальные результаты нашего семинара.
Анализ
Домашнее задание.
Практика общечеловеческих ценностейЗаключительная минута семинара.
Надеюсь, сегодня на семинаре вы узнали много интересного и нового о программе НДО «Самопознание» и сможете применить на своей практике все пути и приемы интеграции. Педагог ____________________________
Директор ____________________________