Презентация семинара для учителей на тему Общечеловеческие ценности — основа целостного педагогического процесса


«Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического процесса школы» План:1.Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознания».2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».3.Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознания» и других учебных дисциплин. «Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый» «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Нравственность (или мораль) представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания и является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Гуманность – одна из важнейших общечеловеческих норм нравственности. Без ее сформированности не может быть и речи о выработке более сложных нравственных, гражданских качеств. Внутренним содержанием, источником гуманности выступает, в свою очередь, духовность, связанная с общечеловеческими ценностями и смыслами, являющимися основным объектом аксиологической науки. Нравственно-духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела. Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.Урок самопознания – это особая полоса совместной возвышенной жизни, в которой происходит преображение не только ученика, но и учителя. Условия преподавания дисциплины «Самопознание»: Создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя и мираНеобходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей во все времена, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения, вероисповедания и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина. Классификация ценностей по Т.И.Петраковой{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПриродныеПриобретенныеАбсолютныеЭто ценности естественных сил и способностей души, ума, чувства и воли.Это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития.Это ценности не изменяющиеся во времени, вечные ценностиЭто ценности естественных сил и способностей души, ума, чувства и воли.Корректность;Вежливость;Уважение;Симпатия к человеку;Отзывчивость;Благодарность;Великодушие;Терпение.Ненасилие;Истина;Покой;Праведное поведение;Любовь •Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем и будущем.•Праведное поведение–это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.•Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь. •Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека. •Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом. Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознания» и других учебных дисциплин.Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред.М. Монтень Ш.А.Амонашвили «Что есть мертвые знания?Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.В общем, мертвые знания – это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.Живые знания составляют Культуру Образования.Живые знания – те, которые:– одухотворяют человека;– влекут к горизонтам науки;– способствуют творить новую жизнь;– воодушевляют мысль на новые поиски;– несут просветление и эволюцию;– живые знания – крылья; мертвые знания – гири на ногах. «Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира» Важным в процессе обучения является становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Примеры интеграции.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Явление или понятиеПример интеграцииБиологияСимметрия животных (лучевая, двусторонняя)Билатеральная симметрия (двусторонняя симметрия) – симметрия зеркального отражения.Слово «симметрия» переводится с греч.языка как «гармония».А гармония (красота, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей).У человека (2 глаза, 2 уха, 2 щечки, 2 руки, 2 ноги и т.д.). Да, человек совершенно совершенен внешне. В его облике присутствует симметрия, пропорциональность, гармония. Но в человеке должно быть единение внешней и внутренней красоты, проявление его нравственно-духовных ценностей (любовь, праведное поведение, покой, истина, ненасилие). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГеографияПриливы и отливы. Притяжение Луны.Луна – источник энергии, который влияет на магнитное поле Земли.Человек (учитель), который отдает силу, энергию детям, «заражая» их своей энергией на новые открытия, знания (отливы). На сколько много можешь отдать, на столько много можешь получить. Самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущим согласно внутреннему голосу совести. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Математика.Сложение простых чиселПоступки, которые человек совершает в течении жизни являются слагаемыми. Они не исчезают бесследно, они суммируются.Геометрия Луч – прямая, которая имеет начало, но не имеет конца. Нет конкретики в определении его длины, он бесконечен.Жизнь человека – есть начало, но никто не знает количество отведенных для жизни лет. Луч – это наша жизнь, нужно ярко гореть, помня о том, что луч – это еще и свет!Физика.Искра — мельчайшая частичка горящего или раскалённого вещества. Только от внешних факторов зависит, разгорится ли она пламя, либо потухнет.Каждый ребенок рождается со своей уникальностью и талантом. И только от родителей зависит, увидят ли они его и реализуют в полной мере, либо навяжут свои интересы, навсегда убив в ребенке ту уникальность, с которой он пришел в этот мир. Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, принесет с собой мир и прогресс и одновременно создаст гармонию между человеком и окружающим миром. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!