Отчет по реализации Инновационного проекта, направленного на патриотическое воспитание, в процессе приобщения к этнокультуре ЯНАО Путешествие в страну ненецких сказок


Приложение №4
к Положению о проведении
Конкурса социальных и культурных
проектов ОАО «ЛУКОЙЛ»
ИТОГОВЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ
«Инновационного проекта
«Путешествие в страну ненецких сказок»
за 2015-2016 учебный год
с «01» сентября 2015 г. по «01» июня 2016 г.
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Поэтому был разработан долгосрочный проект «Путешествие в страну ненецких сказок» по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
Основной идеей проекта являлось формирование у детей чувства любви к своей «малой» Родине на основе разнообразных форм во время совместно-образовательной деятельности.
Новизна проекта заключалась в том, что в проекте предусмотрен системный подход в воспитании патриотических чувств, в процессе приобщения к этнокультуре ЯНАО, в МБДОУ детском саду «Сказка» не имелись аналогичные проекты по патриотическому воспитанию.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, познавательного интереса к «малой» Родине.
Основные задачи проекта:
1. Формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать эмоциональное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ненцы) родного края.
2. Развивать эмоционально - ценностное отношение к краю, землякам.
3. Развивать представление о культуре и быте коренных народов Севера.
4. Создавать эмоциональное настроение, оставлять яркие впечатления от рассказов, сказок и бесед.
5. Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова.
Основная образовательная область развития: познавательное развитие в интеграции с художественно-эстетическим, социально-коммуникативным и речевым развитием.
Вид детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, в интеграции с коммуникативной, двигательной и игровой.
В проекте использованы различные формы его реализации: чтение художественной фольклорной литературы, обсуждение, сюжетные игры, театральные постановки.
Знакомя детей с культурой, традициями, бытом коренных народов Ямала проект основывался на следующих принципах:
1. Принцип историзма реализовался путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации предполагал умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к народу, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации заключался в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о коренных народах Ямала, с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности выражался в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем.
Участниками проекта стали воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группе, родители (законные представители), педагоги: воспитатели (Коробейникова Н.Н., Багрий А.В., Синельникова О.И, Тугова Л.М.); педагог ДО Сатееа У.В.
Критериями оценки результатов стали приобретенные конкретные знания детей в трех возрастных группах.
В средней группе по результатам диагностики из 15 диагностированных воспитанников на начало учебного года (сентябрь 2015 год):
6 воспитанников - средний уровень – 40%;
9 воспитанников - низкий уровень – 60%
С октября по май было проведено 7 СОД по темам: «Что нам стоит чум построить?», «Как ворон лису перехитрил», «Два оленя», «Человек и собака», «Айога», «Как медведь хвост потерял», «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера».
По результатам диагностики из 19 диагностированных воспитанников средней группы на конец учебного года (май 2016 год):
17 воспитанников – средний уровень (89%);
2 воспитанника – низкий уровень (11%) (Света К, Ахмед А).
Были сделаны выводы: обратить в дальнейшем внимание на флору и фауну Ямала, на ознакомление с народными промыслами.

Рис.1 Средне групповые сравнительные результаты диагностики в средней группе
В старшей группе по результатам диагностики из 10 диагностированных воспитанников на начало учебного года (сентябрь 2015 год):
5 воспитанников – средний уровень (50%)
5 воспитанников – низкий уровень (50 %)
С октября по май было проведено 7 СОД по темам: «Песец и Олень», «На полярном круге…», «Кукушка», «Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка», «Белый медведь и бурый медведь», «Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок», «Собачка».
По результатам диагностики из 19 диагностированных воспитанников старшей группы на конец учебного года (май 2016 год):
2 воспитанника – высокий уровень (10.5%)
12 воспитанников – средний уровень (63.1%)
5 воспитанников – низкий уровень (26.4%)
78994012763500
Рис.2 Средне групповые сравнительные результаты диагностики в старшей группе
По результатам диагностики из 10 воспитанников подготовительной к школе группы на начало учебного года (сентябрь 2015 год):
3 воспитанника – средний уровень (30%);
7 воспитанников – низкий уровень (70 %) .
С октября по май было проведено 8 СОД по темам: «Моделирование ненецкой сказки «Храбрый медведь», «Хозяин и работник», «Хозяйка огня», «Три сына», «Старик и его дочери», «Храбрый Ятто и сестра его Тэюне», «Нохо-силач», «Сказки водят хоровод».
В календарном плане тема «Хозяйка огня» была заменена на тему знакомство со сказкой «Хозяин и работник», т.к. сказка «Хозяйка огня» селькупская. Методическую разработку и презентацию к ней можно использовать как дополнительный материал по теме «Сказки народов Севера».
По результатам диагностики из 12 воспитанников подготовительной к школе группы на конец учебного года (май 2016 год):
5 воспитанников – высокий уровень (42 %);
6 воспитанников – средний уровень (50%);
1 воспитанник – низкий уровень (8 %) .

Рис.3 Средне групповые сравнительные результаты диагностики
в подготовительной к школе группе
В результате реализации проекта воспитанники овладели новыми способами получения знаний в ходе организованной совместно-образовательной деятельности, посещения мини-музея, краеведческого музея в п. Тазовский, выставок, бесед. Дети приобрели социальные навыки общения в ходе экскурсий. Воспитанники накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за свой родной край.
Воспитанники подготовительной группы принимали активное участие в районных и окружных конкурсах по теме проекта.


Они достойно выступили и заняли 2 место в конкурсе экскурсоводов школьных музеев, музейных комнат/музейных уголков образовательных организаций Тазовского района в 2015 году.
Получили диплом и ценные призы за участие в районном фестивале «Легенды и мифы, сказки и предания Тасу Ява».


Салендер Илья получил диплом за участие в окружном конкурсе творческих работ «Музей и время» имени И.С. Шемановского.

Воспитанники старшей и подготовительной к школе группы побывали в краеведческом музее под открытым небом в пгт. Тазовский. Они познакомились с укладом, бытом и традициями тундровых ненцев, с устройством чума.
В результате реализации проекта и на деньги гранта от компании ОАО «Лукойл-Западная Сибирь» создана инновационная педагогическая система по ознакомлению дошкольников с культурой, бытом коренных народов Севера:
разработаны методические разработки с презентациями для трех возрастных групп;
разработаны диагностические карты для трех возрастных групп;
создан мини-музей «Тундровичок»;
организованы выставки творческих работ и народно-прикладного искусства народов Севера:
- по теме проекта «Путешествие в страну ненецких сказок»;
- посвященная 85-летию Тазовского района «Седой Ямал созвездие России»;
разработана и проведена экскурсия в мини-музее по теме «Древняя письменность ненцев или ненецкий орнамент»;
организовано и проведено спортивное развлечение «По следам первооткрывателей Ямала» для детей младшей и средней группы (ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);
организован и проведен тематический праздник «На Ямале я живу» для детей старшего дошкольного возраста (ответственные: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель);
создан детский сборник «Ненецкие народные сказки»;
создана фонотека фольклора народов Севера.
На средства гранта конкурса компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и с помощью родителей в мини-музей «Тундровичок» собраны, приобретены и пошиты:
жалюзи в мини-музей;
сукно для чума;
экспонаты-сувениры (статуэтки и тарелочки);
экспонаты-панно («Чум», «Восход солнца», «Шаман», «Оленевод»);
экспонат-ненецкая сумка для разных мелочей из кожи, меха и бисера ручной работы;
экспонат-мужские кисы летние;
экспонаты - традиционные костюмы (мужской и женский) ручной работы;
экспонаты-ненецкие орнаментальные полосы ручной работы («Рога оленя», «Копыта», «Чумики», «Рога лося», «Головки», «Крылья гуся», «Крылья лебедя», «Ветви березы»);
сценические костюмы для детей;
женский (ягушка) и мужской (сорочка) ненецкие костюмы ручной работы;
куклы в ненецких костюмах;
экспонат-мужской ремень ручной работы из сукна и бисера;
бисер для головного убора;
экспонат-головной убор ручной работы из бисера;
экспонаты – куклы-сувениры;
ширма-занавес расписанная в ручную;
пуговицы для ненецкой игры «Вывко-жужалка»;
экспонат-нарты (2 шт.);
экспонат-тынзян ручной работы (из кожи и кости)
экспонаты-ненецкие игрушки ручной работы (из сукна и клювиков уток).

Мини-музей пополнился литературой («Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа», «Гыданский заповедник», «Энергия Ямала», «Семь даров Тасу Ява», «Легенды и мифы древней земли», «Ледовый материк», «Край земли. Сгоревшие факелы», «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса», «Ямальский калейдоскоп» и др.) и CD компакт дисками («От сердца земли», «Голоса времен»).
Н.Н. Коробейникова посетила обучающий семинар с 17-18 марта 2016 г. (в количестве 24 часов) в городе Новый-Уренгой по теме «Этнокультурное образование детей – основа формирования поликультурной личности» и получила сертификат участника.

Эффективность работы зависела и от преемственности в работе воспитателя с родителями. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей привело к консолидации участников образовательного процесса в ДОО. Они оказывали помощь в создании мини-музея. С участием родителей собран краеведческий материал. Приняли активное участие в выставке творческих работ и народно-прикладного искусства детей и родителей «Путешествие в страну ненецких сказок».
При написании проекта мы обозначили возможные риски:
Непонимание или неприятие воспитанниками других национальностей особенностей образа жизни и быта коренных жителей тундры.
Отказ родителей (законных представителей) и воспитанников от участия в выставках, конкурсах и в оказании помощи в создании мини-музеев.
Отсутствие финансовых средств.
Но в результате реализации мы столкнулись лишь с одной проблемой – это отсутствие мастеров по изготовлению экспонатов для мини-музея.
Опыт по данной теме представлен на профессиональных конкурсах:

Проект занял I место в районном конкурсе инновационных проектов в 2015 году.

Проект занял I место в окружном конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2015 году.

Проект занял 3 место во всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший педагог 2015 года» в номинации педагогический проект.

На районном конкурсе «Воспитатель года -2016» для педагогов района показаны:
- творческая презентация по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к этнокультуре ЯНАО»;
- мастер-класс для педагогов по теме «Древняя письменность ненцев»;
- СОД с воспитанниками детского сада «Теремок» пгт. Тазовский по теме «Путешествие в ненецкую сказку «Человек и собака»
Опыт по данной теме представлен в электронных журналах, средствах массовой информации:
В репортаже МБУ Средства массовой информации «Студия Факт» от 23 октября 2015 года «Ненецкие сказки в «Сказке»
На сайте http://lukoil-zs.ru/press_centre/photo/g20151027/ фотографии с вручения гранта «Стратегия успеха» детскому саду «Сказка» в поселке Газ-Сале.
На сайте http://lukoil-zs.ru/press_centre/video/v20151029/lowres/ репортаж Юлии Савко «В Газ-Сале на Ямале появился национальный музей».
В газете «Советское Заполярье» от 16 января 2016 года № 4 статья «Маленьких газсалинцев приобщают к этнокультуре».
На сайте http://www.maam.ru/users/ltugova от 24.01.2016 опубликована методическая разработка «Древняя письменность ненцев или ненецкий орнамент».
На сайте http://www.maam.ru/users/ltugova от 26.01.2016 опубликован конспект совместно-образовательной деятельности «Знакомство с ненецкой народной сказкой «Человек и собака»
В репортаже МБУ Средства массовой информации «Студия Факт» от 18 марта 2016 года «Воспитание, основанное на мудрости ненецких сказок».
На Всероссийском фестивале-выставке образовательных учреждений (1 мая - 15 июня 2016 года)
Работа по реализации проекта продолжится в следующем учебном году.
Мы уверенны, что проводимая нами работа помогла детям испытать гордость и уважение к таланту ненецкого народа к его созидательному труду; воспитала любовь и привязанность к «малой» Родине; научила любоваться природой, бережно относиться к ней.