Доклад на тему Проблемы современной семьи. Семейные традиции, на которых строится крепкая и дружная семья


«Проблемы современной семьи. Семейные  традиции, на которых строится крепкая и дружная семья» - эта тема в последнее время волнует многих.
В настоящее время в семьях, в школе, общественных местах можно наблюдать неприглядную картину со стороны детей, подростков, юношества – нецензурная брань, грубость и хамство в ответ на замечания. Поведение наших детей оставляет желать лучшего. Многие дети свою волю ставят выше воли взрослого: матери, отца, учителя. Не многие родители могут сказать, что довольны своими детьми.
Ситуация сложившаяся сегодня в России признается обществом критической, так как материализм исказил все формы жизни. Размытые духовные ориентиры, тяжелые социальные условия, не легким бременем легли на не окрепшие детские души. Средства массовой информации, являясь средствами растления детей, молодежи, разрушают традиционные культурно – нравственные ценности российского общества: веру, добро, милосердие, великодушие, патриотизм.Культурно – историческому, духовному наследию страны нанесен такой урон, который в качественном отношении не идет в сравнении не с загрязнением рек, ни с вырубкой лесов, ни с экологией.
В дореволюционной России жизнь большинства населения определялась православным вероисповеданием. Церковь не была отделена от государства. Следует особо подчеркнуть, что в православии предусматривается четкая супружеская и детско-родительская иерархия и признание семьи как безусловной ценности. Мужчина должен быть главой семьи, добытчиком (кормильцем) и защитником. От женщины ожидается, прежде всего, что она будет хорошей матерью, женой, хозяйкой. Дети воспринимаются как дар Божий и воспитываются в уважении к старшим.
Семейные отношения строились на строгой иерархии: младший подчинялся старшему, женщина — мужчине, дети — родителям.
Семья составляла основную клеточку общественного организма, которая также активно продвигалась церковью. Религия оказывала повседневное воздействие на сознание и жизнь людей, особенно в деревне. Поскольку религия рассматривала расторжение брака как грех, женщины, воспитанные в религиозном духе, даже в крайних случаях старались не прибегать к разводу.
До брака девушка обязана была сохранять целомудрие, в противном случае для неё и её семьи это оборачивалось большим позором, осуждением со стороны деревни и впоследствии материальными лишениями семьи. Церковь толковала замужество женщины, как переход в высшее состояние, перерождение, единение с новым мужем — созданием с ним «одного целого» Законы о браке повторяли евангельские заповеди.
Главной добродетелью женщины считалось «духовное воспроизводство человека» и «благословенное рождение и воспитание ребёнка», которое она могла главным образом реализовать в кругу своей или новой семьи. Важнейшими качествами женщины считались: скромность, застенчивость, смирение, великодушие, искренность, доброта, сожаление, помощь, терпение, трудолюбие, расторопность, бодрость и религиозность. Одной из главных задач для женщины считалось способность воспитать детей так, чтобы они были благосклонны, терпеливы, трудолюбивы и достойно могли продолжать традиции своей семьи.
Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения - после Октябрьской революции 1917 года стали распространяться идеи женского равноправия. На государственном уровне стали обсуждаться вопросы, какими должны быть мужчины и женщины в новом пролетарском государстве и что должно быть положено в основу семьи…». После длительных дебатов по поводу основ создания семьи была принята формулировка, предложенная В.И. Лениным – «пролетарский гражданский брак с любовью». Духовные критерии любви, такие как ответственность, самопожертвование, умение прощать и др., просто не берутся в расчет из-за того, что они “мешают наслаждаться жизнью во всей её полноте“.
Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего, из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу».
В 1918 году был принят декрет “О введении равной оплаты за равный труд женщины и мужчины“, закрепивший экономическое равенство мужчин и женщин в условиях нового государства. Он являлся одним из звеньев реализации плана “раскрепощения женщин“.
Отношение революционеров к так называемому женскому вопросу определялось основной идеей – “пролетариат не может добиться полной свободы, не добившись полной свободы для женщин“. Только вот неизбежно возникают вопросы: Свободы от чего или от кого? От мужа? Дома? Детей?18 ноября 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста в нашем государстве впервые в мире (!) были официально разрешены аборты, что привело к резкому снижению рождаемости и это привело к снижению ценности материнства.
В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систему координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом. Девочку с раннего детства ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем – на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.
Что делать в этих условиях? Изменить установку на значимость материнства и, конечно же, рожать. Осознать, что материнство – это долг перед отечеством и залог личного счастья.
Особая роль в воспитании и формировании ребёнка как личности отведена отцовству. В христианской традиции и культуре роль отца в семье особая. Отец (а слово это не случайно одного корня с отечеством и отчизной) – непререкаемый авторитет. Отец несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Он все свои действия старается согласовывать с волей Божией, понимая, что кому много дано, с того и много спросится. В этой системе ценностей российские мальчики воспитывались с раннего детства. Взрослые мужчины создавали семьи с осознанием того, что они дадут ответ перед Богом за выполнение обязанностей в отношении своих домочадцев. Так было принято в дореволюционной России. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий от “настоящего (идеального) отца“. Но что же наблюдается в действительности?
Современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). В советской России их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас – на самореализацию, личные достижения и независимость. И почему, спрашивается, эта независимость не может распространиться на семейные обязанности, особенно, когда призывают “брать от жизни всё“ и никому за это особо не отвечать? Когда воспитан в духе “всеобщего равенства и братства“? Когда и жена привыкла вести себя в жизни как “свой парень“? Разрушение ценности отцовства не может пройти бесследно. Есть русская народная поговорка – “семья без отца, что дом без крыши“. Это очень точное выражение в отношении психологического самочувствия “безотцовщины при живом отце“ и “вдовы при живом муже“.
В наше время семья ослаблена, она деструктурирована (вместо полной семьи получила распространение неполная), потеряла автономию и целиком зависит от государства. «Буфера» в виде нравственно-религиозных ценностей между ней и государством нет. Нет традиционных нравственных ориентиров и в сознании большинства людей. То, что раньше запрещалось и наказывалось (например, прелюбодеяние и блуд), многими уже считается в порядке вещей.
Наше государство за последний век пыталось создать культуру общества без веры, без сердца, без совести, без нравственности. И эта бездуховная, бессовестная культура показывает нам сегодня свои результаты: разврат, насилие, вседозволенность, вражду, нетерпимость, агрессию.
Причиной кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с культурно – историческим прошлым, нарушение связи между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности семья не выполняет исконной своей функции: передача подрастающим поколениям духовно – нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания, как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей.
Что же делать? Как вернуть разрушенные семейные ценности?
Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.
Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребёнок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд даёт почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведётся с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребёнка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем... Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью.
Если ребёнок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребёнок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребёнок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребёнок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребёнку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы по чаще обращать нам к самим себе.
Библиографический список
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье. [Текст]// Современные гуманитарные исследования. - 2006г.2. Букварь школьника. Совершенствование. Начала познания вещей божественных и человеческих. – М., 2002. -1424с.3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. [Текст]– М.: Изд-во Трёх Святителей на Кулишах, 2004. -336 с.
5.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. – М: Пресс А, [Текст] - 2001г. – 189 с.
З.Шапошникова СВ. Групповая традиция в детском саду, -[Текст] М: Учитель, 2007г. – 240 с.
6.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, - М: Детство-Пресс , 2001г. – 85 с.
5.Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение». – 2008 г.-118 с.