Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника.

Задача системы РО Л.В.Занкова:
предоставить ребёнку широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии.

Важнейшее условие эффективности обучения
развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли;
формирование духовных потребностей, внутреннего побуждения к учению.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ



обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
ведущая роль теоретических знаний;
продвижение вперёд быстрым темпом;
осознание школьником процесса учения;
целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых
Условие реализации принципов
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ОБУЧЕНИЯ
Создаёт условие для самостоятельного добывания знаний.
Дискуссия становится основной формой решения проблемы.
Поощряется активность учащихся на уроке. Дети не боятся допускать ошибок.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ


дидактические условия проведения урока
основные компоненты урока
процесс обучения
методы деятельности учителя и учащихся на уроке
формы общения учителя и учащихся на уроке и организации обучения
оценка деятельности учащихся

При отборе материала учебников учтены:

Необходимость создания ситуаций участия ребёнка в разрешении нравственных проблем;
Необходимость формирования потребности как можно больше читать и умения читать хорошо;
Необходимость общего психического развития.

       Обучение в начальной школе закончено -что дальше?
 
Сейчас коллектив авторов работает над тем, чтобы обучение по системе Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (59 классы). С этой целью в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отличают учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

В нашей школе накоплен достаточно богатый опыт работы педагогов по системе Л. В. Занкова, который показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.
В школу мы идём познать
хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо
вмиг прогонят скуку!
А занковская система –
чистое искусство –
В нас поможет воспитать волю, ум
и чувство.