Исследовательская работа по литературе Основные мотивы лирики А.С. Пушкина


1.Введение Тебя ж как первую любовь,
России сердце не забудет.
Эти слова Тютчев написал после смерти Пушкина. Очень хорошо иочень верно сказано. Сердце России предано Пушкину, как сердце Пушкина предано России. Пушкин и Россия слитны и нераздельны. Нельзя вообразить себе Пушкина без Пушкина. О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Пушкин сыграл огромную роль не только в русской литературе, но и в мировой. Ещё при жизни поэта его муза перешагнула рубежи родной страны. Проспер Мериме, первый переводчик Пушкина на французский язык, писал, что имя Пушкина сияет «среди имён величайших поэтов». Прижизненно Пушкин был переведён в двенадцати странах, а сейчас его можно прочитать более чем на ста языках. Белинский писал о Пушкине: «Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт среди всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная». Народная тропа, ведущая к памятнику Пушкина, пролегла по всей земле. Пушкин – всеземный полпред России. Ведь гений – явление широкозначное, всеобщественное, выходящее за пределы одной национальной культуры. Но, прежде всего, Пушкин – Россия. И мы безмерно горды этим. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина, в отличие от громоздких строф Державина, обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там всё в норме: ритм, форма, содержание. Александр Сергеевич – родоначальник новой русской литературы. Пушкин создал литературу как литературу национальную, подлинно великую, играющую огромную роль в развитии мировой литературы. От Пушкина идёт развитие русской литературы к Лермонтову, Гоголю и через них к Тургеневу, Салтыкову – Щедрину, Некрасову, Льву Толстому, а затем к Горькому и советской литературе. В произведениях Пушкина присутствуют почти все направления и течения, которые существовали в семнадцатом – девятнадцатом веках. Пушкин дал начало развитию критического реализма, так же творчество Пушкина явилось завершением предыдущих этапов в развитии русской литературы, в частности литературы восемнадцатого века. Пушкин вобрал в свои произведения все достоинства творчества своих предшественников – это Державин, Жуковский, Фонвизин, Радищев, творчество которых поэт высоко ценил. Большим разнообразием представлены и литературные жанры. У Пушкина присутствуют эпические жанры (повесть, роман, сказка), лирические (послание, элегия, романс, эпиграмма, стансы, эпитафия), лироэпические (баллада, поэма) и драматические (драма, трагедия). Не менее разнообразны и мотивы в лирике Пушкина, о которых мы поговорим позже более подробно. Основная цель моей исследовательской работы – определить и рассмотреть мотивы в лирике Пушкина, а также показать, как они представлены и какое место занимают в творчестве поэта. II. Основные мотивы в лирике Александра Сергеевича Пушкина
В лирике Пушкина присутствует множество мотивов – это и вольнолюбивая и патриотическая лирика, лирика о поэте и поэзии, философская лирика, лирика дружбы, любовная лирика, и, конечно же, пейзажная лирика. Пушкин необычайно широко и доступно представил каждый из этих мотивов.
Рассмотрев все вышепредставленные мотивы, мы проследим, как они перетерпивали изменения, ведь со временем мировоззрение поэта менялось, а так же в его жизни происходили события, которые находили отражение в его поэзии.
1.Лирикадружбы
Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэма всю жизнь. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.
Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.
Но с годами представление о дружбе менялось.
Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков». Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году в Михайловском. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.
Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Стихотворение начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски. Но постепенно оно наполняется радостью, одушевлением. Что же преобразило поэта?
Ведь никто не появлялся под сводами пустынной кельи изгнанника. Но даже мысли о друзьях спасали от одиночества. Пушкин душой рядом со своими друзьями. Дружба здесь предстаёт как защита от «сетей судьбы суровой». Дружба противостоит гонениям судьбы. «Разный путь» не отменяет братских объятий.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой друг уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует тоже утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Это стихотворение посвящено лицейскому товарищу Пушкина Ивану (Жанно) Пущину. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». В ней он признается: «Никогда я не переставал любить его; я знаю, что и он платил мне тем же чувством…» В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.
16 января 1827 года через жену декабриста Муравьёву Пушкин послал своему другу стихотворение. Пущин получил его 5 января 1828 года в первый день своего приезда в Читинский острог. «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина», - вспомнил об этом Пущин. Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как они вместе провели день, как трудно им было расстаться.
В 1936 году в последнюю для Пушкина лицейскую годовщину было написано стихотворение «Была пора: Наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался». Начало его – это обобщённый образ стихотворения «Пирующие студенты», но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и облик, и чувства людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение восстанавливает историческую панораму века.
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы брали!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы
То Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлётами.
В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив ”бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но несколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья – идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.
Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.
2. Любовная лирика
В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека – художника, человека – артиста. Есть всегда что – то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувству Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому – то она приносит радость и счастье, кому – то горечь неразделенного чувства, а для кого – то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант – умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки стихотворения 1823 года «Простишь ли мне ревнивые мечты…»:
…Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» 1825 года, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи на балу в Петербурге в 1819 году.
Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о «мимолетном видении», на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, «тревоги шумной суеты», считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а «голос нежный» все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И вдруг, «душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…». И дальше – внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
Любовь воспринята поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство
…явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Необычно гармонично и музыкально стихотворение Пушкина – в этом проявилось поэтическое мастерство великого поэта.
Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - «Я вас любил» 1829 года.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кому посвящены эти строки? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки – пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится в 1823 году с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом c этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я…
Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.
В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!... Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…
Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
Любовная лирика Пушкина – это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.
Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать «чувства добрые» у многих поколений.
Белинский писал о Пушкине: «…Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека , но и чувство человека – художника, человека – артиста. Есть всегда что – то благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один изрусский поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
3. Вольнолюбивая лирика и лирика свободы
Пушкин ставил на первое место среди своих заслуг прославление свободы. Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Свобода для Пушкина – это прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Он не мог писать в угоду.
Впечатления войны 1812 года оказались особенно значительными и глубокими для поколения Пушкина – поколения декабристов. Основные идеи патриотизма Пушкина и его лицейских друзей были отражены в статье учителя Пушкина А. П. Куницина, в которой подчёркивался гражданский, освободительный смысл войны « Сохраним единую токмо свободу, и все бедствия прекратятся…»; «Умрём свободными в свободном отечестве…». Мечта о свободном отечестве впоследствии оказалась обращённой против аракчеевщины и самодержавия. В этом смысле «воспоминания в Царском Селе» являются начальным пунктом развития политической лирики Пушкина и тесно связана с вольнолюбивыми стихами. От «Воспоминаний в Царском Селе» идут пути к оде «Вольность» и стихотворениям «Деревня» и «К Чаадаеву».
Стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» занимает центральное место среди раннего творчества Пушкина. Оно в наибольшей степени связано с традициями русской литературы восемнадцатого века, в частности с традициями державинской оды.
В первой строфе стихотворения показана выразительность ночного пейзажа.
Во второй строфе мы вступаем в мир величественной и пышной красоты, характерной для классицизма, для оды. Юный Пушкин удивительно глубоко воспринял эстетику классицизма. Именно в этих строфах ощутимо проявляется связь с поэзией восемнадцатого века, с Державиным. Эта связь может быть прослежена и в тех часах оды, которые дают картины войны 1812 года.
«В этих великолепных стихах затронуто всё живое для русского сердца», - писал Пущин.
Живое трепетное чувство современника вспыхивает в оде, когда поэт переходит к рассказу о взятии Наполеоном Москвы, о пожаре русской столицы:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь, и пламень пожирал!
И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!... От классицизма вошли в оду Пушкина морфологические образы: Маневры – богиня мудрости, Беллоны – богиня войны и другие, а так же славянизмы: выя(шея), десница(правая рука), брань(война) и другие; архаизмы в описании битвы: кольчуги, мечи, стрелы, щиты. Риторические вопросы(«Но что я зрю?», «Не се ль Маневры русской храм?» и др.) и многочисленные восклицания придают стихотворению ораторской речи, типичной для оды классицизма.
Но в то же время есть в этом стихотворении и новые элементы, чисто пушкинские. Это, прежде всего, реалистические картины Царского Села, его дворцов и парк, картины Москвы. Затем патриотизм юного поэта, будучи личным настроением, в то же время правдиво отражает подъём патриотического чувства лицеистов – однокурсников поэта во время Отечественной войны. Наконец, сам язык стихотворения, в котором встречаются яркие, новые и смелые словесные образы, которые носят пушкинский характер.
Одна из самых пылких песен в честь свободы написана Пушкиным в 1818 году. Это послание « К Чаадаеву». Оно вдохновлено петербургскими впечатлениями, но в нём слышен ещё юный лицейский вздор.
П. Я. Чаадаев был человеком оригинального ума и блестящего образования. Пушкин познакомился с ним ещё лицеистом. Чаадаев офицер, участвовавший в Бородинском сражении и заграничных походах. Пушкин осознавал глубину натуры Чаадаева, недюжинный его ум:
Он вышней волею небес
Рождён в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут,
в Афинах – Периклес,
А здесь он офицер гусарский.
Стихотворение «К Чаадаеву» начинается в элегическом ключе и создает образ разочарованного, утратившего иллюзии человека.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Вторая часть начинается с резкого смыслового и интонационного контраста. Не случайно она открывается противительным союзом но.
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с «преждевременной старостью души». Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение. Для того, чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин стоит вторую часть на развернутой метафоре – сопоставление жажды свободы и страстной любви. В стихотворении присутствуют энергичные выражения «горит желанье», «нетерпеливою душой». Пушкин, смело ввод в политическую лирику любовные образы: «томленье», «любовник молодой», «минуты верного свиданья». Одновременно политическая лирика становилась интимной по интонациям, избавлялась от декламационного холода торжественной поэзии.
Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия воспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Пушкин призывает Чаадаева сохранить надежду на будущее освобождение России. Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную в бою(«На обломках самовластья напишут наши имена»). Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу. Послание «К Чаадаеву» это был образ политического рабства, огромной тюрьмы, на обломках которой должны написать имена борцов за свободу.
Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году, полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер. После возвращения из ссылки, Пушкин понял, что его мечты о свободной творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения ''Андрей Шенье'' и безбожной поэмы ''Гаврилиада''. Эти обстоятельства личной жизни, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения ''Анчар'', содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма. Стихотворение делится на две части: в первой части дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей. Ядовитое дерево рисуется поэтому как предмет, несущий гибель всему живому, как какое – то фантастическое существо, всесильное и всеуничтожающее. При изображении анчара Пушкин использовал художественные детали, направленные на раскрытие его основного свойства - губительности для всего окружающего: анчар стоит ''в пустыне чахлой и скупой'', ''один во всей вселенной'', породила его природа ''в день гнева'' и т. д. Для зарисовки образа дерева поэт воспользовался по преимуществу выразительными и оценочными эпитетами: ''пустыня чахлая и скупая'', ''почва зноем раскаленная'', ''природа жаждущих степей'', ''зелень мертвая ветвей'', раскрывающие губительные свойства этого дерева. Анчар несет смерть окружающей природе, князь – людям. В образе владыки Александр Сергеевич подчеркивает его всевластие, безжалостность(''послал к анчару властным взглядом'', ''непобедимый владыка''), губительность для всего окружающего(умирает раб, ''гибель разослал к соседям в чуждые пределы''). В образе раба подчеркнута его безропотность, покорность своей судьбе(''послушно в путь потек'', ''умер бедный раб у ног непобедимого владыки'').
Идейный смысл стихотворения ''Анчар'' – изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах и поэтому стихотворение было пропущено цензурой.
Появление в печати ''Анчара'' имело большое общественно – политическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.
Анчар – «древо яда», как пояснил сам Пушкин, - становится в стихотворение воплощением всеобщего зла.
Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, «одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему». Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращении. Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.
4. Лирика поэта и поэзии
Ещё на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном обществе и в прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления юного поэта
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки -
Вот пышны их дворцы, великолепны залы…
Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
И всё же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества.
Уже в этом раннем стихотворении Пушкина ясно слышатся ноты презрения по отношению «к сильным мира», неспособным ни ценить, ни, тем более, понимать поэзию и самого поэта.
В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризуется как защитник передовых общественных идеалов:
Нам стыдно слабости с морщинами иметь.
Летит от старика любовь в толпе веселий.
Пускай бесстыдный Клит, вельможей раб Корнелий,
Оставя ложе сна с запевшим петухом,
От знатных к богачам бегут из дома в дом;
Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,
Во мне не дремлет дух великого народа.
Вспоминаю римского сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта:
Свой дух воспламеню Петроном, Ювеналом,
В гремящей сатире порок изображу
И нравы сил веков потомству обнажу.
Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта – борца, глашатая народных мнений. Античные имена и обстановка древнего Рима не мешали современникам понимать глубокую злободневность стихов Пушкина.
В своём творчестве Пушкин утверждал новый облик поэта. Прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не однописатель в честь вельмож и царей, не «певец Филипы», он – «эхо русского народа».
Стихотворение «Пророк», написано в 1826 год. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя осквернённым. Согласно легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В «Пророке»мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый Серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Далее Пушкин пишет:
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, - возлагают на него трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего – то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке лучшее, что есть в нём.
В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он же говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта к светскому обществу, среди которого он живёт. Он называет это общество презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин защищает мысль о свободе от «черни», «толпы», то есть от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от «гордых невежд» и «знатных глупцов». Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком.
5. Пейзажная лирика
По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…»
Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике. Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня» 1819 года. Перед нами предстают мирные картины тихой сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…
Пейзаж в этом произведении контрастирует с описанием жизни крепостной деревни. В ранней молодости Пушкин испытывает большое влияние Байрона, Мицкевича. Романтизм находит в Пушкине одного из самых деятельных приверженцев. К романтическим стихотворениям поэта, в которых ощущается тонкое чувство пейзажа, относятся «Редеет облаков летучая гряда…» «Погасло древнее светило…», «К морю», «На холмах Грузии…» и многие другие, в частности произведения, написанные в годы южной ссылки, посвященные Кавказу, Крыму, вызвавшим подъем романтических настроений у поэта.
В стихотворении «Погасло дневное светило…» проходит тема воспоминания о «туманной родине», «где рано в бурях отцвела… потерянная младость». В нем прекрасна мечта о «волшебных краях», куда поэт стремится «с волненьем и тоскою». Минорный характер элегии соответствует общему настроению грустных раздумий о прошлой жизни, о покинутой родине. Художественные определения у Пушкина играют очень важную роль в понимании идейного смысла произведения. Такие выразительные эпитеты, как «потерянная младость», «томительный обман», «легкокрылая радость», «минутные друзья», усиливают мотив печали, тоски, сожаления; в то время как другие: «берег отдаленный», «волшебные края», «пределы дальние», «обманчивые моря» - подчеркивает мысль о призрачной несбыточности «знакомой мечты». Олицетворения и метафоры очень характерны для романтических произведений Пушкина.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Пушкин использует инверсию: переносит глаголы в начало стиха, подчеркивая выраженное ими действие. Постоянное волнение, шум, ропот стихии созвучны душевному беспокойству поэта. Эти строчки три раза повторены в стихотворении, они определяют все его звучание. Это призыв, вечный зов золотых грез в «пределы дальние», подальше от печальных берегов. Глаголы, используемые поэтом в повелительном наклонении(«шуми, шуми», «лети», «неси»), усиливают эмоциональный порыв, устремленность ритма. Здесь пейзаж, как и в большинстве романтических произведений, несет функцию возбуждающую, которая определяет настроенность автора. Поэт употребляет перекрестные, парные, кольцевые или опоясывающие рифмы, чередует мужские и женские, которые в каждом конкретном случае выделяют слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Стихия моря является для Пушкина олицетворением свободы, - тема другого его романтического стихотворения – стихотворение «К морю» 1824 года – это отклик на смерть Байрона. Море, с его постоянным говором волн, призывным шумом, своенравными порывами, воплощает в себе идею свободы, независимости. Пушкинские эпитеты создают тот могучий вольный образ, который так дорог автору. А художественные определения «последний раз», «прощальный час» развивают мысль о разлуке на всю жизнь с вольностью святой – высшим идеалом поэта.
С чувством глубокой печали говорит Пушкин о том, что ему «не удалось навек оставить… скучный, неподвижный брег» суетной, пустой жизни света и направить свой «поэтический побег» по волнам свободного океана. Но, обращаясь к морю, он обещает:
«Не забуду твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы»
Не случайно поэтому олицетворение океана, который «ждал и звал» поэта. Всегда храня в сердце образ своенравной стихии, Пушкин и «шум призывный», и «говор волн» перенесет «в леса, в пустыни молчаливы», передаст всему миру торжественную и гордую красоту идей вольности и свободы. Образ моря тесно связан с самим Пушкиным, с его мятежной личностью. Для Пушкина символом, олицетворением могучей, неограниченной свободы.
Впечатления от Кавказа нашли отражение в стихотворениях поэта «Обвал», «Кавказ». Своеобразная жизнь гор, мрачные скалы – олицетворение силы и неприступности, гордые орлы – жители тесных ущелий – все поразило воображение поэта. Пушкин пишет о природе как о каком – то живом существе: тучи, которые «смиренно идут»; Терек, который «в свирепом веселье», и «грозно теснящие» его «немые громады». В лирике Пушкина можно выделить стихотворения, в которых пейзаж способствует обличению крепостного права. Так, поэт приглашает своего «румяного критика» вместе посмотреть на русскую деревню: «избушек ряд убогий», а затем дает описание обычной жизни этой деревушки(«Румяный критик мой…»). Угрюмая, безотрадная картина нищенского, бесправного существования невольно воспринимается как крик отчаяния, мольба о помощи, грозное обвинение всем богатым, сытым и безразличным. Именно этого и добивался Пушкин, подчиняя художественные средства идее протеста против крепостничества. Намеренно употребляемые прозаизмы: низкий забор, «два бедных деревца», мужик с гробиком своего ребенка, устало раздраженный тем, что много времени уходит на панихиду, - служат для воссоздания картины глубокой бедности, полного бесправия крестьян. Тон повествования, печальный, унылый, иногда даже скорбный, резко отличается от гимна любви в жизни таких стихотворениях, как «Зимнее утро», «Осень».
Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «… Вновь я посетил…» 1835 года. Его первые строки посвящены воспоминаниям, размышлениям о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире. После долгого отсутствия Пушкин снова приехал в Михайловское, где он провел «изгнанником два года незаметных». Он вспоминает умершую няню, опять видит домик, где жил тогда, холм, на котором сидел, озеро, глядя на которое он с грустью вспоминал «иные берега, иные волны». Грустная интонация вызывается также контрастом между прекрасной природой и убогой жизнью людей. Контраст достигается с помощью эпитетов и глаголов: «златые нивы», «зеленые пажити», озеро, «синея, стелется широко», и рыбак, что «тянет за собой убогий невод», деревни «рассеяны», мельница «скривилась». Но вот поэт обращает внимание на три сосны:
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко…
Теперь рядом с ними за десять прошедших лет разрослась молодая сосновая роща. Мысленный взор поэта обращается к «племени младому, незнакомому», которое перерастет «знакомцев». Пушкин и заслонит их «старую главу». Конечно же, не только зеленую поросль вокруг старых корней имеет в виду Пушкин. Смысл этого обращения значительно глубже. «Младая роща» становится символом будущих поколений. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем сумели свершить друзья – современники Пушкина, декабристы. Им поэт завещает благородные стремления, им передает высокие идеалы, им суждено осуществить мечты о «вольности святой», пронесенные через всю жизнь первым поэтом России. Гармоническое сочетание действительности и красоты природы – одно из величайших достижений поэзии/Пушкина. Точное наблюдение сделал Добролюбов: «…картины русской природы и жизни… рассыпаны повсюду в его стихотворениях и выполнены с удивительным художественным совершенством».
Картины природы в лирике Пушкина, изображенные поэтом с глубокой любовью ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека, являются превосходным средством воспитания любви к родине. Особенно часто Пушкин воспроизводил в своих стихах природу средней России, в частности типичный для неё и любимый поэтом пейзаж Псковской губернии. Пейзажи Крыма, Кавказа, Грузии, Бесарабии, оренбургских степей прочно вошли в его поэзию наряду с пейзажами средней России. Пушкин «открыл» в своих стихах красоту кавказской и крымской природы.
Картины природы у Пушкина просты и совершенны, они оказали огромное влияние на пейзажное мастерство Тургенева, Льва Толстого, Чехова.
Родина встаёт перед нами в произведениях Пушкина во всём её ландшафтном многообразии.
III. Вывод
Едва ли можно передать движение взволнованной человеческой души точнее, ярче, образнее, чем это сделал Пушкин. Это величайший поэт всех времён и народов, который писал тысячи произведений. Пушкин популярен во всём мире(неслучайно «Памятник» переведён на 150 языков). Уже много поколений было воспитано на его замечательных произведениях. Я и сама воспитываюсь на них: в детстве моя мама и бабушка читали мне его замечательные сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка и мёртвой царевне», «Сказка о попе и о его работнике балде». Это замечательные сказки, которые уже с раннего детства помогли мне понять: что есть хорошо, а что есть плохо. На протяжении всей моей жизни больше всего я прочитала произведений Александра Сергеевича Пушкина. Я буквально воспитана на них.
Пушкин был духовно богатым человеком и мастерски передавал эту духовность в своих произведениях, после прочтения которых начинаешь задумываться над своими поступками и поведением. Духовность Пушкина передаётся читателю. Читая Пушкина, нужно вдумываться в каждое слово, которое передаёт движение души поэта, и это не составит труда. Ведь его стихи и повести необычайно понятны каждому, так как они написаны простым понятным языком. В этом и заключается талант поэта: он мог без лишних слов, доступно передать любое движение души. Произведения Александра Сергеевича Пушкина формируют личность. Пушкин учит любить, быть свободным, честным, откровенным, открытым и в то же время понимающим и принимающим мнение других. Марина Цветаева писала «Ведь Пушкина убили, потому что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно». А он и не умер: Пушкин вечен в сердце каждого из нас, и даже через много лет люди будут знать его имя и его великие произведения!
Много спорят: кто Пушкин – поэт или же всё – таки писатель? Я считаю, что он и то, и другое. Александр Сергеевич писал как прозу, так и лирику. Все роды литературы представлены в его творчестве. Из вышеперечисленных я рассмотрела лирику и мотивы, которые в ней представлены.
По окончанию исследовательской работы я могу сделать для себя вывод:
1. Тематика стихотворений Пушкина очень разнообразна(от лирики вольнолюбивой до лирики пейзажной).
2. Пушкин смог передать значение каждой понятно и доступно.
3. Так как с возрастом менялось мировоззрение поэта, менялись времена и власть, то и лирика претерпевала большие изменения: в разные годы преобладала разная тематика стихотворений(в начале жизни преобладала в стихотворениях тематика дружбы, так как в лицейские годы Пушкин приобрёл много новых друзей – товарищей, во время ссылок преобладала вольнолюбивая лирика(поэт противился несправедливости и произволу властей). С возрастом стихотворения поэта становились более серьезными и менее шутливыми, ведь Пушкин не оставался вечно молодым.
Поэтому я считаю, что лирика тесно переплетается с жизнью поэта, его мировоззрением; меняется поэт – меняется и его лирика.
4. Любой мотив у А. С. Пушкина изменяется на протяжении всего творчества. Например:
-В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь;
-Любовь на протяжении всего творчества воспринималась поэтом как непередаваемая светлая радость, подлинно возвышенное чувство;
-Свобода останется темой его творчества на всю жизнь. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Значение вольнолюбивой лирики Пушкина необыкновенно велико. Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения.
-Поэзия у Пушкина – это что-то возвышенное, стоящее над людьми, но не назидательное. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.
-Поэт открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. Родина встаёт перед ними в произведениях Пушкина во всём её ландшафтном многообразии.
5. Лирика Пушкина занимает важное место в моей жизни, а также в культурном развитии России и мира в целом.
6. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.
IV. Список использованной литературы.
1. И. Бражнин. Ликующая муза – Западне – Сибирское книжное издательство, 1974
2. Н. А. Дёмин. Изучение творчества А. С. Пушкина – М., Просвещение, 1971
3. Л. Тимофеев, М. Венгров. Краткий словарь литературных терминов – М., Учпедгиз, 1955
4. М. Цветаева. Мой Пушкин – М., Советский писатель, 1981
5. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах – М., Правда, 1881
6. Интернет ресурсы:
- www. 5ballov. ru- www. bankreferatov. ru- www. besoch. Com
- www. goldpoetry. ru