Конспект непосредственной образовательной деятельности Весенняя капель (старшая группа)


План –конспект непосредственной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей оздоровительной группе.
Тема: «Весенняя капель».
В рамках образовательной области «Познание».
Интеграции: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье».
Цель: Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках весны. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Задачи:
1) Закрепить представления детей о временах года . («Познание»)
2) Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно – следственные связи («Познание»)
3) закрепление названий геометрических форм, умение сравнивать числа, отвечать на вопросы «больше», «меньше», «на сколько». («Познание»)
4) развивать зрительное и слуховое внимание («Коммуникация»)
5) совершенствовать навыки речевого общения, умение связно высказываться в процессе описания весенних изменениях в природе. («Коммуникация»);
6) активизировать в речи детей прилагательные: (безоблачное, погожий, чистое, ясное, золотое, хлопотливые и др.) («Коммуникация»)7) Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна» («Коммуникация»)8) побуждать к ответу на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции; («Коммуникация»);
9) согласовывать действия с речью. («Коммуникация»);
10) развивать у детей мышление путем уточнения представлений детей об особенностях ранней весны посредством проговаривания примет и поговорок. ( «Коммуникация»); 11) использование игры типа соревнования для закрепления представлений о зимующих и перелетных птицах. («Социализация», «Познание»);
12) использование художественного слова для создания эмоционального фона.( «Чтение художественной литературы»);13) закреплять навыки выразительного чтения стихотворений о весне.
( «Чтение художественной литературы»);
14) закрепление представлений о ранней весне посредством продуктивной деятельности. («Художественное творчество»)
15) развитие певческих навыков в процессе исполнения песни о весне. («Музыка»)
Методы и приемы: -практические
-наглядные
-словесные
-игровые
Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением времен года, раздаточный материал: «сосульки», крыши в форме треугольника и трапеции, картинки с первоцветами, подбор музыкального сопровождения для исполнения песни и выхода Весны, необходимые атрибуты для продуктивной деятельности.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Двигательные паузы
Игровая Игровая ситуация
Продуктивная Изготовление панно «Весеннее настроение»
Познавательно - исследовательская Решение проблемной ситуации,
дидактическая игра
Коммуникативная Беседа, речевые проблемные ситуации, образование прилагательных, речевая игра, ситуативный разговор.
Музыкально-художественная Подбор музыкального сопровождения,
развитие певческий навыков
Чтение художественной литературы Чтение стихотворений
Труд Индивидуальный труд в процессе продуктивной деятельности
Логика образовательной деятельности.
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1.
2. Мотивационно-ориентировочная
-Посмотрите какой сегодня чудесный, солнечный день. У меня прекрасное настроение, я надеюсь что и у вас чудесное настроение.
Обращает внимание на четыре разноцветные коробочки, предлагает посмотреть, что в них лежит.

Педагог предлагает собрать картинки.
Основная.
-Назовите времена года. Сколько их.
Какое сейчас время года?
Педагог предлагает пройти детям на коврик для беседы.
Читает стихотворение:
Весна –утро года,
Любая невзгода,
Уходит подальше печаль.
Весною ликует, смеется природа,
Улыбок весною не жаль.
Далее проводится беседа.
-Как называется первый месяц весны?
Как март называют по-другому.
-Весна неторопливо разворачивает свое шествие.
-По каким признакам мы узнаем весну?
Проводится игра «Весенние слова»
небо весной какое?
солнце
день
капель
птицы
Что происходит в живой природе с наступлением весны?
Игра «У кого кто?
Какие первые цветы появляются ранней весной?
Можно ли их рвать и почему?
Педагог подводит итог: Цветы рвать нельзя!
Предлагает пройти к столам, на которых разложен счетный материал.
Загадывает загадку :
Висит за окошком Кулёк ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Что это?
Дидактическая игра «Выросли сосульки».
-Что лежит у вас на столах.
-Какой формы?
Задание: выложите столько сосулек под крышей треугольной формы, сколько раз я хлопну.
А теперь под крышей трапецией на 1 сосульку больше. Сколько сосулек? На сколько больше? Как сделать ,чтобы получилось поровну?
Далее проводится динамическа пауза:
Капли звонко капали (прыжки на месте)
Все сосульки плакали(Качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
Нам, сосулькам жарко (обмахиваемся)
С нас течет уже вода (наклон вниз)
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
-Что еще происходит весной в живой природе?
Как их называют?
Какая главная причина отлета птиц в теплые края?
Игра – соревнование «Разложите правильно птиц»
Педагог предлагает сесть на стульчики.
Звучит музыка входит Весна.
Весна: Я волшебница весна.
Я луга ,и лес, поля
Пробудила ото сна.
Растопила лед и снег,
Подарила людям свет!
Педагог: Весна, как хорошо, что ты пришла. ребята хотят тебя порадовать.
Инсценировка стихотворения.
Весна: А теперь, друзья мои
Почитайте мне стихи.
Расскажите обо мне,
О волшебнице Весне.
Весна: Нравится мне у вас, ласково встречаете. Пусть я буду весна подольше в вашей памяти. Подарю вам свои приметы. Слушайте: март сухой, да мокрый май- будет каша ,да каравай.
Педагог: А мы тоже в долгу не останемся. Послушай Весна-красна, какие приметы и поговорки знают дети о тебе.
Весна: Изгоним же последний стужи след весенней песней.
Педагог: Весна, на память дети сделают открытку.
Весна : А теперь пришла пора мне прощаться с вами. пора будить медведя, а то он весну проспит. До свидания!
Дети рассматривают содержимое коробочек, сообщают воспитателю ,что это разрезные картинки.

Дети по подгруппам собирают картинки. Затем говорят о том ,что собрали «Четыре времени года»
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Весна
Дети слушают стихотворение.
Март.
ранняя весна
солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее, а ночь короче; небо голубое, чистое; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.Ясное,чистое,голубое,безоблачноеЗолотое, яркое,теплое,лучистоеВесенний, погожий, солнечный,веселыйЗвонкая, холодная, весенняя
Хлопотливые, поющие, перелетные.
Просыпаются медведи, ежи, барсуки, меняют шубки зайцы и белки, у животных появляются детеныши.
Дети называют животное и его детеныша.
подснежники, хохлатки, сон-трава, мать – и –мачеха
Ребенок читает стих:
Если сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
если все: и я и ты, если мы сорвем цветы,
опустеют все поляны и не будет красоты.
Сосульки
Похоже на крыши от дома.
треугольник и трапеция
дети выполняют задание
дети отвечают на вопросы.
Выполняют движение в соответствии с текстом.
прилетают птицы из теплых стран
перелетные
нет питания
Мальчики-зимующих птиц выбирают, девочки перелетных.
Встают друг на против друга и называют птиц.
дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
- Ну, Весна! Как дела?
-У меня уборка.
- Для чего тебе метла?
-Снег смести с пригорка.
-Для чего тебе ручьи?
-Мусор смыть с дорожки.
-Для чего тебе лучи?
- Для уборки тоже,
Всех промою, просушу-
И любовью одарю.
Дети читают стихи:
КапельЯ в полдень слушаю капель,Она журчит, как птичья трель.Звенит хрустальным бубенцом,Сбегая с крыши над крыльцом.Капель журчит, звенит, поет,Она ломает снег и лед.Большой сугроб ей нипочем,Она бежит живым ручьем.Я ручейку расчищу путь,Чтобы он мог на мир взглянуть.О ВеснеО весне сказали намПесни из скворечникаИ сережки желтыеНа ветвях орешника.О весне сказали намВоробьи драчливые,Вербочки мохнатые,Ручейки шумливые.Бабочка-крапивницаНа лесной проталинке,Синие подснежникиИ сырые валенки.
Весна Полюбуйся, весна наступает,Журавли караваном летят,В ярком золоте день утопает,И ручьи по оврагам шумят.Скоро гости к тебе соберутся,Сколько гнезд понавьют, посмотри!Что за звуки, за песни польютсяДень-деньской от зари до зари.(И. С. Никитин)
Увидал скворца-весна у крыльца.
Март зиму ломает новому, сезону дорожку дарит.
В марте вода, в апреле вода.
Пришел марток-надевай семеро порток.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Приметы.
В марте облака плывут быстро и высоко-к хорошей погоде.
В марте первое яйцо – у воронихи.
гром ранней весной –перед холодом.
Если в марте вода не течет, то в апреле трава не растет.
Если дятел стучит в марте, то весна будет поздняя.
Исполнение песни «Весенняя капель»
Продуктивная деятельность. Изготовление панно «Весеннее настроение»
Дети прощаются и дарят весне панно. Положительный настрой на деятельность.
развитие пространственных представлений, пространственного мышления, навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
Формирование зрительного образа после прослушивания стихотворения
Закрепление признаков наступления весны.
Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным
Развитие представлений об изменениях, происходящих в дикой природе с наступлением весны.
Развитие представлений о первоцветах.
Формирование экологической безопасности растений.
Упражнять детей в умении сравнивать числа в пределах десяти. Закреплять геометрические формы.
Создание атмосферы эмоционального комфорта, непринужденной обстановки. Снятие утомляемости.
Закрепление знаний о зимующих и перелетных птицах в процессе игровой деятельности.
Побуждать детей к проявлению творческих способностей в процессе инсценирования стихотворения.
Развитие речи.
Развитие ораторского искусства в процессе декларации стихотворений.
Закрепление и развитие понимания народных пословиц и примет.
Способствовать закреплению особенностей природы весной в процессе проговаривания примет.
Развитие певческий навыков.
Воспитание старательного отношения к продукту своего труда в процессе изготовления поделки.
Источники:
Стихи А.Н.НикитинаЭкологические проекты в детском саду, 2013 г.Масленникова О.М., Филиппенко А.А.
Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет, 2013 г.Щербанёва Е.А.