Кейс-метод в преподавании естественных дисциплин


Формирование экологической грамотности современного человека в преподавании естественнонаучных дисциплин 2014Новикова Ж.Н.. преподаватель естественнонаучных дисциплинГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зарайский педагогический колледж им. В.В.Виноградова МО «Чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить, нужно учить его этому» В.А. Сухомлинский
Главная задача и, прежде всего, учителя - суметь открыть перед ребенком всю красоту и гармонию окружающего мира, чтобы сопереживание увиденного, услышан-ного, созерцалось и рассматривалось им как первое окно в мир прекрасного.
Характер познавательной деятельности учащихся Определяется: Интеллектуальными; эмоционально-волевыми; личностными особенностями; личностной мотивацией ученика в овладении предметом. От степени развития мотивации зависит качество восприятия и усвоения им эколого-биологических знаний и, соответственно, представлений об окружающем мире.



Единое образовательное пространство Процесс образования должен осуществляться целенаправленно, систематически. И в этом процессе одновременно должны участвовать семья и школа, учебные организации. Оно необходимо в рамках непрерывного экологического образования для решения задач формирования экологической культуры подрастающего поколения.






Информационно-коммуникационная предметная среда Представляет собой совокупность: субъектов (учитель, учащиеся, интерактивные средства ИКТ), объектов (содержание курса биологии, средства обучения и коммуникации) образовательного процесса, условий осуществления деятельности с информационным ресурсом системы информационного взаимодействия субъектов, содержащих потенциальные возможности для личностного развития обучаемых, формирова- ния универсальных учебных действий (УУД) и способствующие повышению качества обучения биологии.







Компетенции Перечень некоторых компетенций может быть одинаковым в моделях компетенций выпускников школы, первокурсников и выпускников ссузов и вузов, но уровень их сформированности должен отличаться в зависимости от стадии обучения студента и достигать наиболее высоких требований к выпуску специалиста.
Компетентностный подходКомпетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели образования: - обучаемость, - самоопределение; - самоактуализация; - социализация; - развитие индивидуальности.Компетентности — это потенциал человека и специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности; Компетенции — это его действия, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблемы и достижению результата.






Процесс профессионального развития личности Технологии формирования компетенций: использование дисциплин по выбору; применение кейс-метода; решение индивидуальных и групповых проектов; использование структурно-логических схем в учебном процессе; широкое использование информационных компьютерных технологий; самостоятельная научно-исследовательская работа студентов.



Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) Это один из важнейших технологических инструментов формирования общих компетенций. Психологической основой формирования компетенций являются мыслительные операции, реализующиеся в учебных заданиях различных видов и представляющие собой приёмы мысленного преобразования объекта в многообразии свойств и связей с окружающим миром в виде каких-либо личностных конструктов.

КонструктКонструкт (от лат. constructio — построение) — это оценочна система, используемая обучаемым для классификации различных объектов его жизненного пространства. (Термин был предложен в психологии личности Дж. Келли.) Конструкты человеком используются для прогнозирования повторяющихся событий и позволяют ему не только объяснять чужое поведение, явления, законы, но и проектировать собственное, задают фактическую программу его действий и оценку фактов, явлений.

Методы обучения І. Методы преподавания  (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.).ІІ. Методы учения  (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, учебное исследование и др.).ІІІ. Методы контроля  (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта, тесты и др.)




Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла Люди запоминают лишь:  – 10% того, что прочитали (чтение),  – 20% того, что услышали (слова),  – 30% что увидели (картины),  – 50% что услышали и увидели (экскурсия, демонстрация опыта и т. д.),  – 70% что говорят и пишут (написание),  – 90% что сделали своими руками (моделирование,  эксперимент)


Кейсовый метод Кейсовый метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины.

Идеи кейс-стади1. метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а возможны несколько ответов, которые могут быть истинными. 2. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя.3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. 4. Технология метода довольно проста.5. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. 6. Здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала.


Признаки и технологические особенности метода case-study Критерии отличия кейсов от других учебных занятий:источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;содержание – дозированная информация, позволяющая войти в проблему;проверка – выяснение реакции студентов на кейс;устаревание, что требует новых подходов;модерация работы с кейсом – работа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.



Классификация кейсов По:Сложности Целям и задачам процесса обученияВ зависимости от формы и внутренней структуры По наличию сюжета В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса



Достоинства метода Получение навыков решения реальных проблем; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации;получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ. 


Сложности использования этого методаВо-первых, метод содержит в себе другие методы;во-вторых, он предполагает активное участие преподавателя в работе студентов; в-третьих, эффективность достигается при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

Требования к кейсусоответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление;  провоцировать дискуссию; иметь несколько решений. 



Суть обучения методом case-study Каждый студент предлагает свои варианты решения проблемы, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то данное решение не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным. Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые:«рассказывают»; содержит примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.


Сущность экологического воспитания Можно определить следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, которые тесно взаимосвязаны и взаимодей-ствуют в процессе организации экологического воспитания, в результате которого должно быть сформированное экологическое мировоззрение, составляющее основу принци-пов и методов познания в экологическом воспитании.



Экологическое воспитаниеОпределяет систему ценностей и соответствующее им отношение и поведение к: природе, человеку, обществу на основе нравственно-эстетического отношения к окружающему миру, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры личности человека.





Помните, Земля – наш общий дом
ЛитератураЕфремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. ФИПИ, М., «Национальное образование», 2012 год. С- 154-205, с-231-234.Ефремова Н.Ф. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе. - ФИПИ, М., «Национальное образование», 2013 год. http://www.bio-log.info/http://ecologysite.ru/public/item/