Использование компьютерной техники в преподавании учебных дисциплин


Климаш О.Л., преподаватель
Использование компьютерной техники в преподавании учебных дисциплин
Внедрение в учебный процесс в высшей школе новых информационных технологий с применением компьютерной техники является объективным процессом развития образования.
В последнее время информационные технологии используются в высшей школе при проведении различных видов контроля на основе специально разработанных компьютерных программ тестирования. Такой вид контроля позволяет эффективно использовать время, ставит перед всеми студентами одинаковые требования, помогает избегать чрезмерных волнений. Тестовая проверка исключает случайность в оценке знаний, стимулирует студентов к самоконтролю.
Компьютерное тестирование как итоговая форма контроля, которая используется в высшей школе с целью усовершенствования учебного процесса, требует детальной разработки этапности его проведения, то есть соответствующей технологии. Технология компьютерного тестирования рассматривается нами как модель учебного процесса, имеет четкую последовательность действий, начиная с разработки преподавателем тестов, подготовки студентов к их выполнению, организации и проведения преподавателем итоговой формы контроля, оценки и коррекции знаний при условии обеспечения комфортности и обратной связи между субъектами обучения.
Повышение объективности измерения результатов учебной деятельности студентов способствует применение различных по конструкции тестовых заданий:
открытой формы (короткие однозначные ответы свободной формы),
закрытой формы (выбор ответа из определенного количества вариантов, выбор нескольких правильных ответов, выбор наиболее правильного ответа),
тестов-альтернатив, тестов-соответствий т.п..
При оценке знаний студентов с помощью компьютерных тестов нужно учитывать то обстоятельство, что некоторые правильные ответы можно дать путем отгадывания. Самый радикальный способ ликвидации последствий угадывания вариантов ответов - это использование задач, где данный процесс полностью исключен. Таковы задачи открытой формы (в дополнение или с свободно конструируемым ответом) закрытой формы (на установление соотношения, на установление верной последовательности и задач с выбором нескольких правильных ответов и т.д.). Итак, первый этап в технологической цепочке компьютерного тестирования - разработка тестов преподавателем. Основные трудности для преподавателя высшей школы на данном этапе работы составляет составления необходимого "банка" тестов.
Технология разработки тестов сложная и трудоемкая.
При составлении тестов за основу берутся следующие положения:
тесты должны охватывать ключевые вопросы темы, раздела или учебного курса, соответствовать рабочей программе по дисциплине и МДК;
тесты должны быть конкретными и лаконичными;
ответы на тестовые вопросы должны быть четкими, понятными и однозначными;
тестовые задания должны быть разными по построению и уровнем сложности и оцениваться соответствующей шкале;
тесты должны быть стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования;
С целью совершенствования компьютерного тестирования студентов особенно удачным является использование тестов различных уровней сложности, что позволяет более объективно оценивать знания, умения и навыки студентов. Первый уровень сложности тестового контроля предполагает усвоение понятийного аппарата учебной дисциплины и МДК, репродуктивное воспроизведение программного материала, второй уровень - понимание основных законов, положений, закономерностей, соответствий, которые необходимы для усвоения учебного курса, третий уровень требует творческого подхода к выполнению задач практического плана.
Важным является соблюдение организационной четкости в проведении тестового контроля, которая предусматривает: наличие организационного момента, во время которого преподаватель объясняет тестовые задания, дает ответы на вопросы студентов, обязательно определяет время, необходимое для выполнения работы.
Для междисциплинарного курса МДК 01.01 «Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений несложных мехатронных устройств и систем» разработан сборник тестов в который вошли более 800 тестовых заданий. Для проверки знаний по МДК тестовые задания используются на итоговых занятиях, а также на семинарских занятиях. Для итоговых занятий тестовые задания разбиваются на 25 вариантов по 25 вопросов в каждом, благодаря большому количеству тестовые задания не повторяются. Каждый студент работает с индивидуальным вариантом тестовых заданий. При такой разбивке достаточно легко организовать проверку тестов по сводной таблице с ответами на тестовые задания. Эту проверку могут проводить сами студенты, что способствует возникновению мотивации лучшего написания тестов, а так же провоцирует соревновательный фактор. В данном МДК так же есть опыт использования тестовых заданий для сдачи экзамена по всему профессиональному модулю. Для этой цели использовалась программе MY TEST. Все вопросы сборника тестовых заданий вносились в программу компьютера и при опросе студента задавались в произвольном порядке. Студент отвечал на 30 вопросов, которые охватывали материал всего курса дисциплины. Компьютер по итогам ответов выдавал оценку рекомендуемую студенту. Преподаватель учитывает эту оценку при оценивании ответа на экзамене. Такой подход к сдаче экзамена позволил более точно оценить подготовку студента, его уровень знаний и умений.
По проведенному анализу можно говорить, что тесты с использованием компьютерной техники помогают преподавателям быстро и эффективно оценить уровень усвоения всеми студентами изученного материала.
Список литературы
Аванесов В. Определение педагогического теста // Управление школой. - 1999. - № 29.
Болотов В., Шаулин В., Шмелев А. Единый экзамен как средство повышения качества образования // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5. - С. 23 -30.
Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240 с.
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – М. : Народное образование, 2000. – 352с.
Пшукова М.М., Мащенко М.В. Использование тестов на уроках информатики // Информатика и образование. - 2004. - № 11. - С. 75-78.
Хубаев Г.В. О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 67-81.
http://www.edu.1 september.ru/PDFs/21-001/01.pdf.
http://kiasaka.alfamoon.com/page.php?id=42http://ru.wikipedia.org/wiki/Что_такое_тест