ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Гуменяк Э.А.
МБОУ СОШ № 3 г.Бирска
Муниципального района Бирский район РБ

Современный урок географии – это урок компетентностно – ориентированный урок. Неотъемлемой частью урока становится самостоятельная практическая деятельность обучающихся, включающая такие виды деятельности как самостоятельный познавательный творческий поиск, решение проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы. Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация). Идея внедрения кейс-метода в практику образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: 1) ориентации развития образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации; 2) развития требований к качеству выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в современных условиях.
Кейс-методом, или методом анализа ситуаций, называют методику, основанную на реальной жизненной ситуации, описание которой отражает какую-либо практическую проблему. Кейс-метод на уроках географии применяется при изучении спорных вопросов, например -этнических споров, миграционной политики, экологических проблем, проблем развития различных отраслей хозяйства, изменения климата и т.д. Данный метод ориентирует на решение практических задач, улучшает владение теорией, развивает коммуникативные навыки, развивает аналитическое мышление. Основная функция кейс-метода – учить школьников решать сложные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. Кейс-метод – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Источники кейсов - общественная жизнь во всем своем многообразии. Это могут быть статьи из различных источников СМИ, высказывания общественных деятелей, руководителей министерств и ведомств и т.д. Кейсы можно представить в печатном виде или на электронных носителях, включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает их более наглядными. Возможности мультимедиа-представления кейсов позволяют избежать многих трудностей и сочетают преимущества текстовой информации и наглядного изображения.
Например. При изучении темы «Климат и человек» в 8 классе при обсуждении вопроса «Как отразится изменение климата» предлагается кейс.
От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис Ревич, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Задание для учащихся: Выделить: Проблема № 1.. Проблема № 2. Проявление проблемы. Предложить пути решения...
Итоги работы с учебной ситуацией можно представить, как в письменной, так и в устной форме. Презентация или отчет результатов анализа кейса может быть групповыми и индивидуальными.
Преимущества кейс-метода: 1) использование принципов проблемного обучения получение навыков решения реальных проблем, возможность работы в группе, при этом процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение; 2) получение навыков работы в команде; 3) выработка навыков простейших обобщений; 4) выработка умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Литература:
1.Гришакина О. П., Метод case study (разбор конкретных ситуаций): как один из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15