Конспект урока по русскому языку по теме: Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений


МКОУ « Викторовская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Сценарий урока по русскому языку
на тему:
«Упражнение в письме букв,
соединений, слов и предложений»
(1 класс, УМК «Школа России») проведенногоучителем начальных Курасовой Е.А.)
Тема : «Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений»
Цели: Формирование умений контроля, коррекции и оценки в ходе приобретения каллиграфических навыков.
Планируемые результаты:
предметные
Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение, словом в соответствии со смыслом предложения. Устанавливать связь слов в предложении, на основе этого восстанавливать деформированное предложение.
метапредметныеОпределять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
личностные
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на мокушки,
Слушаем и запоминаем.
Ни минутки не теряем.
2. Актуализация знаний.
– Сегодня у нас необычный урок. На адрес школы для нашего класса пришло много вопросов и заданий от героев одной сказки. Название этой сказки вы мне назовете в конце урока, когда определите всех героев этого произведения и выполните их задания.– От кого же пришло первое задание? Отгадай загадку.
Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Уши больше головы? (Заяц.)
(На доске открыть картинку с изображением зайца.)
Заяц прислал вопросы для блиц-опроса.
Сколько всего букв в русском алфавите? (33)– Сколько из них гласных букв? (10)– Сколько гласных звуков ты знаешь? (6) – Какие это звуки? (а,о,у,и,э,ы) – Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)– В каких случаях эти гласные обозначают два звука? (После гласной, в начале слова, .после Ь и Ъ знаков.
- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? (ю, я, е, ё, и)–Каким цветом гласные буквы обозначены в ленте? Как в схеме бы обозначаем гласные буквы?
- Сколько согласных букв в алфавите? (21)
На какие группы делятся согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/ глухие)
-Какие согласные буквы всегда мягкие?( Й,ч,щ,) Какие всегда твердые? (Ж,ш,ц)
– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков? (ъ и ь)– Для чего нужен “ъ”? (Для раздельного произношения согласного и гласного звуков, для обозначения твердости согласного звука.)– Что общего в их написании? (Пишем после согласных букв перед гласной.)– Перед какими гласными звуками пишем “ь” и “ъ”? (Е, ё, ю, я)
– Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца. Но он предлагает нам выполнить минутку чистописания.
Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
Правила посадки за столом и во время письма.
Минутка чистописания (видео). Давайте запишем несколько слов, которые начинаются на букву ц.
Работа с деформированным предложением.
Маша
маленьких
цыплят
кормит
пшеном

- Составьте из этих слов предложение. Маша кормит маленьких цыплят пшеном.
– Молодцы! За правильное выполненное задание Заяц прислал для нас букву – последнюю букву своего имени. Какая это буква? (“Ц”).
– Сохраните э букву ц до конца урока. Она вам понадобится для выполнения последнего задания.
3. Постановка темы и цели урока.
– Какой же следующий герой, который нам прислал письмо? Отгадайте загадку.
Посмотрите-ка, какая –Вся горит, как золотая.Ходит в шубке золотой,Хвост пушистый и большой. (Лисица.)
(На доске открыть картинку с изображением лисы.)
– В конверт от Лисы был вложен лист со стихотворением С.Я. Маршака.
Рано утром натощакПошли мы к букве “твердый знак”.Но не могли найти никакНи твердый знак, ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,Где эти знаки нам найти.И после размышленьяВ печать решили мы послатьТакое объявленье:
“Пропала не собака,А два печатных знака.Найти их рядом мудрено.Но может быть, однако,Словцо отыщется одно,Где будут оба знака”.
В одной из утренних газетМы через день прочли ответОт школьника ПетроваИз города Тамбова.Илья Петров ответил так:“И твердый знак, и мягкий знакНайдешь в одно мгновенье.Ты их найдешь, когда прочтешьСвое же объявленье!”Мы объявленье перечлиИ оба знака в нем нашли.И написали мы в Тамбов:“Благодарим, Илья Петров!”
– На партах у вас лежат объявления из этого стихотворения. Найдите в нем слово, в котором есть “ь” и “ъ.
Как вы думаете, есть ли в русском языке еще слова, в которых есть “ь” и “ъ”? (Объяснить, объединить, объявить, съездить и д.р.)Выполнение слого- звукового анализа слов «семь» и «съем»
–Вы догадались, какая тема нашего урока? («Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений») Записывать с комментированием слова, предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ. Списывать без ошибок слова и предложения .
– За блестяще выполненное задание Лиса прислала нам гласную букву, которая в ее имени указывает на мягкость согласного. Какая это буква? (“И”)
4. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
– Следующее задание для нас прислала….. Отгадай загадку.
Гладишь – ласкается,Дразнишь – кусается.На цепи сидит,Дом сторожит. (Собака.)
(На доске открыть картинку с изображением собаки.)
– Собака прислала нам письмо, в котором сообщает о себе вот что: “Села кашу. Пю воду. Забила коля.
(Письмо от Собаки написано на слайде)
– Исправьте ошибки, допущенные в письме. Каких помощников потеряла Собака?
(Ученик устно исправляют допущенные ошибки, объясняя правописание слов. Ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы: съела, пью, колья.)Словарная работа со словом колья.  (кол – это палка, заточенная с одного конца. Может быть орудием труда, оружием)Списывание предложений .
– В награду за хорошее выполнение задания Собака даёт вам букву Ы.
5. Музыкальная физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
–Кт же следующий нам прислал письмо… Отгадай загадку.
Летом бродит без дорогиМежду сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь.)
(На доске открыть картинку с изображением медведя.)
– А Медведь прислал нам задание. Разгадать кроссворд. (слайд)
– За выполненное задание Медведь прислал для нас букву – первую букву своего имени. Какая это буква? (“М”)
– И последний герой из сказки, который прислал нам письмо… Отгадай загадку.
Ходит по дворы будильник,Разгребая лапой сор,Расправляет с шумом крыльяИ садится на забор. (Петух.)
(На доске открыть картинку с изображением петуха.)
Игра «Собери слова»
Паль- то, вью-га, се-мья, съедоб-ный, здоро-вье, объ-езд, съем-ка. Записать слова в 2 столбика,в первый столбик с ь и во второй с ъ.
- составьте с любым словом предложение.
– За правильно выполненные задания Петух принес вам букву – гласную букву, которая в его имени указывает на твердость согласного звука. Какая это буква? (“У”)
– Молодцы.
– Буква “н” – последняя буква, которую прислали нам герои игры за то, что ты хорошо работал на уроке.
Составь слово из отгаданных букв. (“Умницы”. Вы, очень хорошо поработали на уроке.)– Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух – это герои какой сказки? Какого героя не хватает? (волка)
(“Заюшкина избушка”.)
–Вы читали эту сказку. Расскажите эту сказку.
8. Итог урока.
– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?7. Рефлексия.
-Прикрепите свой ключик на лесенку успеха.