Статья ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ POWER POINT НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в повышении мотивации к изучению русского языка и литературы
(из опыта работы)
В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.
Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации.
Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.
Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Профильное обучение предоставляет новые возможности для организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Большую роль в создании мотивационной среды учащихся играет предпрофильная подготовка, предполагающая введение элективных курсов.
Повышению интереса к учению способствует элективный курс «Основы исследовательской деятельности». Учащиеся овладевают способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Занятия проводятся в школьной библиотеке, читальном зале, компьютерном классе, кабинете профориентации. Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации.
На занятиях элективного курса «Журналистика. Проба пера» дети учатся работать с дополнительной литературой, самостоятельно проводить социологические опросы и обрабатывать результаты, осуществлять компьютерный набор и вёрстку газеты. При этом развиваются творческие способности учащихся, они создают свои маленькие «шедевры». В нашей школе силами учеников и учителей русского языка и литературы выпущены сборники творческих работ учащихся: сборник стихов «Прозрачный родничок», «Страна грез, котов и кошек».
Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках словесности, русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы. Например, уже в 6 классе дети начинают заниматься мини- исследованием по различным темам. Так был создан мини – проект «История возникновения афоризма».
Интерес к изучению русского языка и литературы развивается и во внеклассной работе. В нашей школе создано научно-исследовательское общество «Поиск». Возможности совершенствования навыков исследовательской деятельности предлагает и научное общество учащихся, и школьный му
·зей «Память». Проектные технологии используются при создании школьной газеты, альманаха авторских стихотворений учащихся, при создании обучающих таблиц по русскому языку, при оформлении стенда для кабинета русского языка.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, в частности, интерактивной доски. Конечным результатом такой деятельности является создание проекта. И причем таких проектов становится все больше и больше. Количество детей, принимающих участие в их создании, тоже увеличивается. Проекты бывают различные. Но самыми эффективными и полезными, я считаю, проекты долгосрочные. Эти исследовательские проекты создаются большим количеством учащихся за определенный промежуток времени. Так были созданы следующие долгосрочные проекты: «Литературный альманах», «Моя родословная», «Что в имени моем», «Книга или компьютер» и другие.
Примером долгосрочного исследовательского проекта является проект учащихся 8 класса «Улицы, где я живу». Тема, которую дети выбрали для исследования, - топонимика. Их заинтересовали названия улиц, на которых они живут и те улицы, которые считаются самыми старыми в Анне. Конечным результатом исследования явилось создание проекта. План нашего исследования полностью реализован, вовлечено в исследовательскую работу максимальное количество заинтересованных учащихся; собран богатый материал, на основании этого разработан учебно-методический материал для проведения уроков, внеклассных мероприятий; в рамках школы оформлена выставка по собранному материалу, оформлен фотоальбом «Анна в 60-70 годы». Материал данного проекта передан в школьный краеведческий музей. Работа интересна и полезна для многих ребят, проживающих в нашем микрорайоне, и для тех, кто интересуется историей нашего поселка Анна.
Проектная технология способствует развитию творческих способностей учащихся. Значительный творческий потенциал возрастает. Эта технология, несомненно, дает положительные эффекты: во-первых, в эту работу с интересом вовлекается большое количество учеников, причем не только тех, которые хорошо учатся, но и те, кто умеет хорошо оформлять, рисовать, сочинять; во-вторых, здесь задействован интеллект ребенка, а следовательно, ему интересно учиться, он чувствует себя комфортно, и в-третьих, повышается мотивация к изучению предмета.





15