Интеллектуально-познавательная игра Звёздный час


«Звёздный час» - интеллектуально-познавательная игра, посв. Международному дню Земли
(тема: природоохранная деятельность человека)
Ход мероприятия.
Много праздников в апреле, их не перечесть,
И природе посвящённый, всем известный есть.

22 апреля отмечается Международный день Земли – праздник чистой воды, земли и воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать для решения экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
История праздника Дня Земли связана с именем одного американца Джона Мортона. В конце XIX века Джон Мортон переехал на пустынную территорию, где вырубались одинокие деревья с площади, предназначенной для строительства домов. Мортон предложил устроить день, посвящённый озеленению, и учредить призы для тех, кто посадит большое количество деревьев. Этот день назвали Днём дерева.
В течение первого Дня дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. Позже День дерева стал официальным праздником, а уже в 20 веке, в 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
Акция, посвящённая Международному дню Земли, стартовала в нашей школе в пятницу, 19 апреля. Учащиеся школы привели в порядок и благоустроили территорию нашего учебного заведения. Приятно смотреть на чистый школьный двор, благоустроенную спортивную площадку.
Всю неделю в школе проходят мероприятия, приуроченные к празднованию Дня Земли. А мы проводим наш классный час в форме интеллектуально-познавательной игры «Звёздный час», которая так хорошо нам знакома и любима. Какова была тема «Звёздного часа», проходившего в марте?
Тема сегодняшней игры «Помоги планете». У вас существует возможность систематизировать уже имеющиеся знания, получить новые знания, которые помогут вам в природоохранной деятельности. Начинаем интеллектуально-познавательную программу «Звёздный час».
Игра состоит из трёх туров и финала. В игре принимают участие 8 игроков и их помощники. Давайте познакомимся с ними. (Представление участников, жюри, помощников).
1 тур.
Правила: играющим предлагается вопрос и 3 варианта ответов. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если он не видит правильного ответа среди предложенных, то поднимает табличку с цифрой «0». Помощники делают то же самое. Если помощник и участник правильно ответили на вопрос, то последний получает звезду, которая пригодится ему на протяжении игры.
Позвольте представить моего помощника, который будет раздавать вам звёзды. (Представление помощника ведущего).
1. Каким термином обозначают науку о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой:
1) «экология»; 2) «кинология»; 3) «зоология».
Ответ: экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука). Кинология - наука о собаках, выведении пород собак, дрессировке собак, истории происхождения собак. Зоология - биологическая наука, предметом изучения которой являются представители царства животных.
2. По присутствии какого животного можно определить чистоту водоёмов, рек и озёр?
1)кальмар; 2)рак; 3)лягушка.
Ответ: известно, что раки очень чистоплотные существа, которые не водятся в грязных и не богатых кислородом водоемах и, вообще, в экологически неблагоприятных условиях. Поэтому, их присутствие в водоемах – это естественный показатель чистоты мест обитания.
3. Во Франции этот гриб используется для изготовления снотворных. С помощью этого гриба готовят препарат, который в современной медицине применяется при эпилепсии, ангине, при спазмах сосудов, проблемах спинного мозга. Необходим этот гриб и животным. Лось, например, охотно ест этот гриб. Может быть, причина в том, что эти грибы концентрируют селен - микроэлемент, очень важный для организма. Назовите этот гриб:
1)белый гриб; 2)мухомор; 3)подосиновик.
Ответ: мухомор. Как и всё живое на Земле этот гриб тоже приносит пользу. Не нужно сшибать и пинать этот гриб. Но нужно помнить, что мухомор очень ядовит. И нам, обычным людям, лучше не трогать его.
4. Какие из перечисленных растений не занесены в Красную книгу?
1)мать-и-мачеха; 2)сон-трава; 3)ландыш.
Ответ: 0. Все эти растения занесены в Красную книгу как исчезающие виды растений, нуждающиеся в особой защите.
5. Какой цветок первым вырастает на месте лесных пожаров?
1)подснежник; 2)львиный зев; 3)кипрей.
Ответ: Кипрей, народное название Иван-чай. Иван-чай — самое первое растение, приходящее на помощь человеку в восстановлении природы. После естественных и искусственных экологических катастроф — пожаров, вырубок леса, на месте вымерших деревень и поселений иван-чай разрастается огромными чашами, поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. После лесного пожара черная, обожженная земля еще, может быть, годы будет залечивать раны - она так прогревается солнцем, что другие растения не прорастают, а если и прорастают, то быстро гибнут. Кипрей не боится жары. И вскоре после пожара он поселяется на выжженной земле. А через год-другой в тени широко раскинувшегося кипрея прорастут семена ольхи, березы, сосны.
6.Овраги портят Землю. Как уменьшить вред, наносимый ими?
1)посадить на склонах деревья; 2)засыпать их землёй; 3)превратить их в свалки.
Ответ: Для борьбы с оврагами проводится посадка лесных приовражных полос. Борьба с оврагами посредством лесных насаждений основана на их способности поглощать поверхностный сток воды, кроме того, корни деревьев и кустарников частично скрепляют почву.
(По итогам 1 тура из игры выходят 2-3 участника).

2 тур.
Ребята, мы говорили, что в рамках всевозможных акции, посвящённых Международному дню Земли, принято озеленять окружающее нас пространство: разводить цветы, высаживать саженцы кустарников и деревьев. Игрокам и их помощникам нужно будет вспомнить и записать как можно больше названий деревьев. В следующий тур проходят те игроки, которые назовут наибольшее наименование деревьев. Звезду получает тот игрок, помощник которого также вспомнит наибольшее число деревьев. Зрители также участвуют в данном конкурсе. Они вспоминают и записывают названия кустарников. Чем дерево отличается от кустарника?
(По итогам 2 тура игру покидают 2 участника. Зритель получает сладкий приз).3тур.
Перед вами вопрос и пронумерованные ответы. Вам нужно правильно составить логическую цепочку, поменяв местами 2 ответа. Если, на ваш взгляд, логическая цепочка составлена верно, поднимите табличку с цифрой «0».
1. Назовите правильную последовательность разведения костра:
1)снять дёрн; 2)выбрать место подальше от деревьев для разведения костра; 3)развести костёр.
Ответ: 1-2.
Все знают, чем опасен автомобиль. Какое из представленных деревьев лучше поглощает выхлопные газы и выделяет кислород. Мы считаем, что лучше всех с этой проблемой справляется:
1)тополь; 2)липа; 3)сосна.
Ответ: 0. Тополь наиболее устойчив к загрязнению воздуха. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода 25-летний тополь превосходит ель в 7 раз, а по степени увлажнения воздуха – почти в 10 раз. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.
3. Соотнеси экологические знаки, ставящиеся на товарах, и их значение:


1)знак означает, что изделие или его упаковка изготовлены из переработанного материала или пригодны для переработки; 2) «Выкидывать в мусорное ведро»; 3) информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу..Ответ: 2-3.
4. Вы знаете, что в настоящее время в России существует проблема загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. Попробуем определить период разложения бытовых отходов. Быстрее всех разлагается:
1)огрызок от яблока; 2)апельсиновая кожура; 3)алюминиевая банка.
Ответ: 0. Огрызок от яблока разлагается 2 месяца, апельсиновая кожура – 6 месяцев, алюминиевая банка – 200-500 лет.
(После 3 тура остаются 2 игрока).

Финал.
Два финалиста должны составить как можно больше слов - нарицательных существительных, в именительном падеже, в единственном числе, а также нарицательных существительных в именительном падеже, употребляемых только во множественном числе, используя буквы данного слова только 1 раз.
Слово: бактриан, или двугорбый верблюд. Этот верблюд, возможно, является предком всех домашних двугорбых верблюдов. Он прекрасно адаптирован для жизни в суровой пустыне Гоби. Этот вид может противостоять засухе, нехватке еды и даже радиации. Однако к настоящему времени выжили только более 1000 особей, обитающие в четырех местах. Эти животные находятся в опасности вымирания из-за охоты на них, потери среды обитания и борьбы за ресурсы.
Участнику может придти на помощь его помощник. Если слова закончились, то в ход идут звёзды, заработанные игроком в течение игры. Побеждает тот, кто последним назовёт слово или поставит на кон звезду.
(Победитель награждается грамотой, он произносит речь, его помощник получает сладкий приз).
Ребята, вам было интересно? Что нового узнали? Что хотелось бы пожелать самому себе?
В завершении нашего сегодняшнего классного часа хотелось бы отметить, что вы были очень активны и внимательны. Берегите нашу планету, помогайте природе, используя полученные знания. Спасибо за внимание.