Программа по развитию интеллектуально-одаренных детей Умники и Умницы

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 91»
Т.К. Якимова
«10» сентября 2011 года









Программа
по развитию интеллектуально-одаренных детей
«Умники и умницы»






Котова Елена Владимировна,
учитель биологии МОУ «СОШ №91»













Омск-2011

Введение
Программа развития российского образования провозгласила целью - воспитание компетентной, творческой, готовой проявить свою индивидуальность конкурентно-способной личности. Тем самым, центральной стала не просто проблема обучения и развития подрастающего поколения, а самореализации личности в обществе. Без консолидации усилий социума, родителей и педагогической общественности этого достичь сложно, ведь полноценное развитие личности происходит в столь же полноценном общении. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными к познанию детьми является крайне необходимой. Одаренные дети в силу своих психологических личностных характеристик качественно отличаются от сверстников. Они не похожи и друг на друга, как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личным характеристикам. Социальная изоляция одаренных детей не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которые ставится ребенок. Требуется спокойное, конструктивное, человеческое отношение к таланту, как к равноправному члену гражданского сообщества, стремящегося к прогрессу: они нуждаются в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии.
«В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка». Целью федеральной подпрограммы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Перед школой в этой связи определяется целый ряд актуальных задач по различным направлениям работы: создание условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей; привлечение к работе с одаренными детьми различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов; взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями; повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, продуктивно мыслящего, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
В системе работы школы накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных способностей учащихся. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В школе реализуются программа развития образовательного учреждения «Школа социального развития», программа развивающего обучения, модульные курсы по различным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Традиционно проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, турниры. Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, через создание научного общества учащихся «Поиск» и проведение ежегодных конференций «Шаги в будущее», выставки детского творчества, конкурсы.

Цель программы:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки развития одаренных детей через оптимальную структуру школьного образования.
 
Задачи программы:
1. Совершенствование системы выявления поддержки и развития детской одарённости;
2. Создание системы внеурочной работы, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности; расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей, консультационной помощи родителям и педагогам, работающих с одаренными детьми.
4. Организация системы исследовательской работы учащихся, объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе.

Сроки реализации программы «Умники и умницы»: 2011 – 2014 гг.
 















II. Концепция программы «Умники и умницы».

«От одаренного ребенка – к одаренному взрослому» специалисту, способному принимать эффективные решения в производстве (М.А. Холодная). Реализация этой идеи возможна при создании условий для свободного проявления деятельности школьника и переходе к новым формам работы, средствам и технологиям обучения. Поэтому основная идея программы заключается в создании образовательного пространства для свободного проявления деятельности ребенка (И.Д. Фрумин) и формирования ключевых компетентностей.        
По мнению Л.С. Выготского, образовательное пространство строится путем предоставления культурных, социальных и иных возможностей для реализации потенций ребенка. При этом возможность для его развития возникает только тогда, когда то, что предлагается ребенку, находит у него самого отклик, представляется ребенку естественным, переживается им, тогда образовательное пространство будет представлять собой сложную динамическую систему социокультурных ситуаций развития.
         Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
         Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренные дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности.
Одаренные дети:
·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими способностями.
4. Дети с высокими лидерскими способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
·       принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
интеллектуальные конкурсы;
модульные курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные марафоны
научно – практические конференции, НОУ.

Этапы реализации программы:
Этап
Цели и задачи
Мероприятия программы

2011-2012 учебный год - проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися
Описание системы работы с одаренными учащимися.
Разработка Программы "Умники и умницы".
Согласование программы на МС и утверждение программы

2012-2013 учебный год - экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся, выявление одаренных детей.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения викторин, конкурсов, проектов.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одаренными учащимися.
Адаптация учебных программ факультативов, модульных курсов.
Повышение квалификации педагогов.

Диагностика склонностей учащихся.
Создание банка данных об одаренных детях.
Научно-методические семинары для педагогов школы: "Исследовательская деятельность учащихся", «Психологические особенности и методические приемы работы с одаренными детьми», «Приемы целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики одаренных детей»
Заседания МО по вопросам:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Совершенствование способностей в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.
Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».
Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Разработка и утверждение программ модульных курсов.
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников

2013-2014 учебный год - переход в режим функционирования


Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.

Диагностика склонностей учащихся.
Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».
Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Работа по программам модульных курсов.
Разработка методических рекомендаций.
Анализ итогов реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.

 

Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
Состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы

Педагоги, социальный педагог, педагог-психолог
Диагностика
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Педагог-психолог, социальный педагог,
классные руководители, учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы и города.
специалисты ГОУ ВПО «ОмГПУ», БОУ ДПО «ИРООО», БОУ «ГПООЦ» и т.д.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности
Содержание

Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка.
Концепция модернизации образования на период до 2010 года
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».
Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.
Положение о НОУ «Поиск».
Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад.
Положение о проведении предметной недели (декады).
Положение о проведении школьного тура научно-практической конференции «Шаги в науку».
Положение о проведении конкурсов, викторин и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы внеучебной деятельности.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи

Факультатив
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Школьная научно-практическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.



Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
урок, внеклассная работа.


5-7 классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, факультативы, научно- практическая конференция, кружки

8-9 классы
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, научно-практическая конференция, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов, модульные курсы.

10-11 классы
Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, модульные курсы, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.







План основных мероприятий
по реализации программы «Умники и умники»


Мероприятия
Срок выполнения
Исполнители
Ожидаемые результаты

1.
Система мер по выявлению одаренных детей

1.1.
Разработка методических рекомендаций по поэтапному выявлению одаренных детей
По особому плану в течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Пакет методических рекомендаций и диагностических программ

1.2.
Проведение семинаров-практикумов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей
В течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Компетентность специалистов в вопросах выявления одаренных детей. Адаптированные к условиям ОУ диагностические программы

1.3.
Создание и пополнение базы данных одаренных детей города
В течение периода
зам.директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители
Созданная база данных одаренных детей. Механизм ее обновления

2.
Система мер по поддержке и развитию одаренных детей


2.1.
Информирование ОУ о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях
В течение периода
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители МО
Система информирования о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей

2.2.
Проведение школьного, окружного и городского этапов предметных олимпиад школьников
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР
Победители школьного этапа. Участники областного и городского этапа предметных олимпиад

2.3.
Проведение школьного и городского этапов научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР
Победители школьного этапа. Участники городского и областного этапа НОУ

2.4.
Проведение интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова
Ежегодно (октябрь-ноябрь)
Зам. директора по УВР, руководители МО
Победители интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова

2.5.
Проведение школьного этапа международного математического турнира «Кенгуру»
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Победители школьного этапа

2.6.
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей, турниров среди одаренных школьников
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Система интеллектуальных и творческих конкурсов

2.7.
Разработка системы взаимодействия педагогов и школьного психолога с семьей одаренного ребенка
В течение периода
педагог-психолог
Пакет методических рекомендаций

2.8.
Организация и проведение конкурсов детского рисунка, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований
В течение периода
зам. директора по ВР
Проведенные мероприятия. Выявленные одаренные дети

2.9.
Организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет
В течение периода
зам. директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники
Организованные и проведенные сетевые проекты

2.10.
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Ежегодно, август
зам.директора по УВР
Календарь массовых мероприятий

3.
Система мер по повышению профессиональной компетенции педагогических
кадров в работе с одаренными детьми

3.1.
Организация и проведение проблемных курсов и семинаров-практикумов для учителей
По особому плану в течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Образовательные программы. Профессиональная компетентность педагогов в вопросах обучения и развития одаренных детей

3.2.
Создание банка образовательных программ по работе с одаренными детьми, перспективных технологий обучения одаренных детей. Конкурс авторских программ по работе с одаренными детьми

В течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Банка образовательных программ по работе с одаренными детьми. Механизм ее обновления

3.3.
Издание материалов эффективного опыта работы с одаренными детьми
В течение периода
зам.директора по УВР
Опубликованные материалы по работе с одаренными детьми

3.4.
Размещение на образовательном сервере материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
В течение периода
зам.директора по УВР
Размещенные на образовательном сервере материалы


Ожидаемые результаты
Созданная система выявления, поддержки и развития одаренных детей в г. Омске
Банк данных «Одаренные дети», включающий информацию об одаренных детях, о педагогах, работающих с одаренными детьми, о научно-педагогической литературе, о нормативном и методическом обеспечении деятельности, направленной на работу с одаренными детьми, о технологиях и программах для ранней диагностики способных и одаренных детей; методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Эффективное межведомственное сотрудничество в работе с одаренными детьми и по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей учащихся.








































Литература:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка.
Концепция модернизации образования на период до 2020 года
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.
Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми.// Авторы-составители: Дернова Т.В. и др. – Омск: департамент образования Администрации г.Омска, 2009
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».
Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.






 Подпрограмма «Одаренные дети», разработанная к федеральной целевой программе «Дети России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172










13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 115