Рабочая программа по ПМ 01-Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

МИНИСТЕРСТВО сельского хозяйства и продовольствия
Республики татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



ПМ 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации























Чистополь, 2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» базовой подготовки утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ 6 апреля 2010 г. № 282


Разработчики:

_Барсова В.И. – преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.



Одобрено цикловой комиссией:
Профессионального цикла по спец.
«Экономика и бух.учет»
Председатель цикловой комиссии _______________/Нуретдинова Н.С./
_________________________2012 г.
Утверждено
Заместитель директора
по учебной работе

_____________/Гайнуллин М.З./

_________________________ 2012г.




Согласовано
Заведующий отделением
______________/Мингалиев М.М./
________________________2012г.











СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

18


1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
3.Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
4.Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Экономики и бухгалтерского учета при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственных операций или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и котировку первичных бухгалтерских документов ;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным в ведомости учета затрат (расходов)-учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира и в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций расчетов;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использование прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов.
знать:
основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и котировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;
правила и сроки хранения первичных бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово- хозяйственной деятельности организации;
инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учёта организации;
классификацию счетов бухгалтерского учёта по экономическому содержанию, назначению и структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов – автономию финансового и управленческого учёта и объединение финансового и управленческого учёта;
учёт кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учёт денежных средств на расчётных и специальных счетах;
особенности учёта кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств ;
учёт поступления основных средств;
учёт выбытия и аренды основных средств;
учёт амортизации основных средств;
особенности учёта арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификация нематериальных активов;
учёт поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизация нематериальных активов;
учёт долгосрочных инвестиций;
учёт финансовых вложений и ценных бумаг;
учёт материально – производственных запасов;
понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учёт материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учёт движения материалов;
учёт транспортно-заготовительных расходов;
учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости;
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательного производства;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 381 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 309 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 206 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 103 часов;
учебной и производственной практики –72 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.
Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 2.
Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

ПК 3.
Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 4.
Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.
Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)




3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),**
часов





Всего часов по уч.плану/с учетом 5% сокр.
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.1-1.4
Раздел 1. Осуществление бухгалтерского учета имущества организации.

345
206/196
102
-
103/113
-
36
-


Производственная практика, (по профилю специальности), часов
36

36

Всего:
381
206/196
102
-
103/113
-
36
36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. ПМ.01. Осуществление бухгалтерского учета имущества организации.

381


МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации




Тема. 1.1. Документация и делопроизводство

Содержание
14



1.
Понятие первичных бухгалтерских документов. Реквизиты документов. Требования, предъявляемые к оформлению документов. Унификация и сертификация документов.
2
2


2.
Группировка первичных бухгалтерских документов. Последовательность обработки первичных бухгалтерских документов. Документооборот.
2
2


3.
План счетов бухгалтерского учета. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета
2
2



Лабораторно-практические занятия




1.
Оформление первичных бухгалтерских документов.
2
3


2.
Оформление учетных регистров.
2
3


3.
Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах и учетных регистрах.
2
3


4.
Разработка рабочего плана счетов бух.учета.
2
3

Тема. 1.2. Учет денежных средств.

Содержание
28



1.
Понятие денежных средств. Расчеты наличными. Порядок хранения денег и денежных документов в кассе.
2
2


2.
Кассовые документы. Отчет кассира. Инвентаризация кассы. Кассовая дисциплина.
2
2


3.
Синтетический учет кассовых операций. Журнал – ордер №1, порядок его заполнения.
2
2


4.
Расчетный счет и его назначение. Порядок открытия расчетного счета в банке. Выписка банка. Документальное оформление операций по расчетному счету.
2
2


5.
Формы безналичных расчетов. Синтетический учет операций по расчетному счету. Журнал –ордер № 2 , порядок его заполнения.
2
2


6.
Аналитический и синтетический учет операций на специальных счетах в банке. Журнал-ордер № 3, ведомость № 25. Учет денежных документов. Учет денежных средств в пути.
2
2


7.
Учет кассовых операций в иностранной валюте. Учет операций по валютному счету.
2
2



Лабораторно-практические занятия




1.
Оформление кассовых документов.
2
3


2.
Составление отчетов кассира.
2
3


3.
Оформление журнала-ордера № 1.
2
3


4.
Оформление документов для открытия расчетного счета.
2
3


5.
Оформление банковских документов.
2
3


6.
Оформление журнала-ордера № 2.
2
3


7.
Учет денежных средств на спец.счетах.
2
3

Тема 1.3. Учет основных средств

Содержание
28



1.
Понятие, классификация и оценка основных средств. Задачи учета основных средств. Организация аналитического учета основных средств. Документальное оформление операций по учету поступления и использования основных средств.
2
2


2.
Синтетический учет поступления основных средств. Учет оборудования, требующего монтажа. Учет НДС по основным средствам.
2
2


3.
Понятие амортизации и амортизационных отчислений. Способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
2
2


4.
Порядок начисления амортизации. Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств. Журнал –ордер № 13, порядок его заполнения. Виды ремонта основных средств и способы его проведения. Документальное оформление и порядок учета затрат по ремонту основных средств. Синтетический учет ремонта основных средств.
2
2








5.
Причины выбытия основных средств. Документальное оформление выбытия основных средств. Особенности синтетического учета выбытия основных средств из эксплуатации. Учет операций по продажи основных средств
2
2


6
Учет аренды основных средств. Учет лизинга основных средств. Учет долгосрочной аренды и лизинговых операций у лизингополучателя и лизингодателя.
2
2


7
Переоценка и инвентаризация основных средств.
2
2



Лабораторно-практические занятия




1.
Организация первичного учета основных средств.
2
3


2.
Учет поступления основных средств.
2
3


3.
Учет амортизации основных средств.
2
3


4.
Распределение амортизационных отчислений.
2
3


5.
Учет ремонта основных средств.
2
3


6.
Учет и прочего выбытия основных средств.
2
3


7.
Учет аренды основных средств.
2
3

Тема 1.4. Учет нематериальных активов

Содержание
4



1.
Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия нематериальных активов. Особенности начисления амортизации нематериальных активов.
2
2



Лабораторно-практические занятия




1.
Учет нематериальных активов.
2
3

Тема 1.5. Учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

Содержание
6



1.
Учет строительства, осуществляемого подрядным и хозяйственным способом. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений. Учет затрат по формированию основного стада. Отражение операций по капитальным вложениям в учетных регистрах.
2
2









Лабораторно-практические занятия




1.
Отражение на счетах операций по долгосрочным вложениям.
2
3


2.
Синтетический и аналитический учет финансовых вложений.
2
3

Тема 1.6. Учет материально-производственных запасов

Содержание
26



1.
Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материально-производственных запасов. Номенклатура – ценник.
2
2


2.
Документальное оформление поступления и расходования производственных запасов и с.х. продукции: учет зерновой продукции, учет продукции овощеводства, картофеля, учет кормов.
2
2


3.
Учет продукции животноводства, прочих материальных ценностей.
2
2


4.
Организация складского хозяйства и складского учета. Учет ТМЦ на складе.
2
2


5.
Методы учета материалов в бухгалтерии. Взаимосверка данных складского учета с данными бух.учета при различных методах учета.
2
2


6.
Синтетический учет материалов и с.х. продукции. Аналитический учет материалов и с.х. продукции.