Проект по развитию речи в группе «Капелька» через театрализованную деятельность (старший дошкольный возраст)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития ребенка остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ работы с детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В связи с этим был сделан вывод, необходима дополнительная работа по данной проблеме.
Поэтому для углубленной работы по данной проблеме было принято решение об организации проектной деятельности по теме: «Развитие речи детей старшего возраста через театрализованную деятельность».
На основе вышеизложенного определена основная цель проекта - повышение эффективности развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, профилактика речевых нарушений через организацию театрализованной деятельности.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.
Новизна данного проекта заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Основная цель: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Проект составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам программы «Радуга»:
«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету мини-спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Задачи проекта:
Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
Выработать чувство ответственности в своих силах.
Помочь формированию взаимоотношений.
Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять.
Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Продолжать знакомить детей с традициями и культурой коренных народов Сибири.
Реализация работы по проекту:
- Программа реализуется во время свободного от занятий время .
- Работа с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры.
- Внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети.
- костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Организация работы по проекту
Формы работы
Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Занятия проводятся в свободное время. Время проведения занятий15-20 мин.
Принципы проведения занятий.
Наглядность - осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей и родителей на совместную работу.
Основные процедуры работы - чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток.», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть. 2.Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)
- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть.3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.
2.Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.
3.Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
- консультации для родителей.
- анкетирование.
- совместные спектакли.
Таблица 1
План взаимодействия с родителями
Сроки
Тема
Форма проведения

1 квартал
«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.
Стендовая информация


«Знаете ли вы своего ребёнка?»
анкетирование

2 квартал
«История нашего края»
Совместная экскурсия в школьный музей школы № 46


«Мои любимые герои»
Выставка рисунков

3 квартал
«Театральная мозаика»
Стендовая информация


«В мире сказок»
Фотовыставка

итоги
Семейный альбом «Театр дома»
Выставка альбомов


Итоговый спектакль совместно с родителями
Подведение итогов


Методические приемы
Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
Подвижные игры - организуются для раскрепощения и отдыха детей.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
Изготовление поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.

Создание предметно-окружающей среды в группе
Музыкально-театральный центр
В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и игр.
Сиди - аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», «Звуки работающего транспорта», «Музыка для ритмических движений».
Видеоматериалы : диски с записями сказок, детских спектаклей.
Ноутбук, CD-плеер, музыкальный центр.
Уголок детского творчества «Акварелька»
Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями
Предметно
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне», «Предупреди Диму Что ты сказал Диме? И что он тебе ответил?»)
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Создать стенгазету еженедельно пополняя материалом; новые высказывания. Сочиненные детьми сказки и стихи, и т. д.
Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми шар», «Спой колыбельную маленькому медвежонку»); назвать их местоположение («Кубик на верхней полочке», «Стоят справа от окна»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Принципы работы с детьми:
Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
Принцип оценки коммуникативного поведения - анализ речевых нарушений, определения путей их преодоления и профилактики появления.
Принцип доступности - обучение в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип проблемный - организованная деятельность в процессе игр, досугов, во время которых дети сами добывают новые знания и закрепляют полученные навыки.
Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства - уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержка его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
В основу проекта положена идея организации театральной мастерской, формирования нового семейного опыта совместной творческой деятельности по целенаправленному развитию специальных умений и навыков, готовности к речевому и игровому творчеству у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
повышение темпа развития речи в целом за счет включения детей старшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность;
речевое раскрепощение ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; повышение общей культуры ребенка;
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей;
укрепление института семьи.
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника

Срок
Название методики
Цель

5-6 лет

Сентябрь
«Учимся четко говорить по- разному»
Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса.


Игра «Назови ласково соседа»
Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов

Май
Мини-спектакль по сказкам совместно с родителями
Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса.


Викторина «Мы любим сказки»
Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.



Перечень основных средств обучения.
Телевизор
CD-плеер
Музыкальный центр
Ноутбук
Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)

Наглядный материал:
Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
Акварель, гуашь, кисточки.
Цветная бумага.
Природный и бросовый материал.
Цветные карандаши.
Клей, кисточки, фломастеры.
Картон, альбомные листы.
Атрибуты к играм.
Художественная литература
Дидактические игры.

Ожидаемый результат
Познавательная деятельность.
1.Имеют представление об истории театра.
2. Знают названия кукол разных стран (Пинокио, Петрушка, Полишинель и т. д. )
3. Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в постановках спектаклей.
4. Умеют использовать мимику, пантомимику
5.Умеют придумывать разные сказки, рассказы.
6. Имеют представления о традициях, культуре народов Сибири.
Изодеятельность
1.Имеют представление о поэтах и художниках.
2. Умеют выражать настроение в рисунках и поделках.
3.Знают основные виды народного искусства.
Развитие речи
Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок;

Этнографический материал
Старшая группа
Сентябрь – ноябрь
Элементы русского национального костюма.
Русские народные игры.
Сказки, сценки.
Фонограммы к этюдам.
Песенки.
Загадки.
Игры.
Пословицы.


Старшая группа
Сентябрь – ноябрь
Виды творческой деятельности
Методы
Средства

Основы кукловождения
Прививать устойчивый интерес к театру, желание инсценировать, закрепить навыки кукловождения.
Фонограмма, атрибуты к спектаклю
Этюд: «Кот и петушок»

Актерское мастерство
Развивать у детей память, выразительность.
Работа перед зеркалом
Этюды на внимание, фантазию

Самостоятельная драматизация
Побуждать детей придумывать сказки, используя разный театр.
Куклы верховые, пальчиковый театр.

Проведение досугов и развлечений
Воспитывать добрые чувства, правильно оценивать поступки действующих лиц
Сказка: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц хвастун»


Декабрь - февраль
Виды творческой деятельности
Методы
Средства

Основы кукловождения
Продолжать обучать приемам кукловождения.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюды: «А коток, коток, коток»
«Встреча друзей»

Актерское мастерство
Развивать у детей память, фантазию, умение выражать эмоции
Этюды на внимание, фантазию, атмосферу.
Карточки мнемосхемы

Самостоятельная драматизация
Продолжать развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей.


Проведение досугов и развлечений
Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их.
Сказка: «Сказка о дружбе»
«Здравствуй, зимушка - зима»




Март – май
Виды творческой деятельности
Методы
Средства

Основы кукловождения
Продолжать обучать приемам кукловождения.
Бибабо, большие куклы.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюд: «Дует ветер нам в лицо»


Актерское мастерство
Расширять диапазон эмоционального восприятия и выражения эмоций (испуг, радость, горе, удивление).
Мнемосхема «Нарисуй сказку»,
Этюд: «Жили у бабуси»

Самостоятельная драматизация
Продолжать учить передавать характерные особенности персонажей спектакля.
Костюмы, декорации для конкретного спектакля
Сказка: «Мороз, солнце и ветер»
Инсценировка: «Едем в автобусе»

Проведение досугов и развлечений
Побуждать детей к самостоятельному сочинению и разыгрыванию небольших сказок. Учить самостоятельно, выбирать сказку, готовить небольшие атрибуты, распределять между собой роли.
Декорации, атрибуты


Март – май
Виды творческой деятельности
Методы
Средства

Основы кукловождения
Продолжать обучать приемам кукловождения.
Бибабо, большие куклы.
Игра: «Театр двух актеров»
Этюды: «Дует ветер нам в лицо»
«Лети, сокол»

Актерское мастерство
Расширять диапазон эмоционального восприятия и выражения эмоций (испуг, радость, горе, удивление).
Пиктограмма «Нарисуй и скажи», фонограмма
Этюд: «У бабушки козел»

Самостоятельная драматизация
Продолжать учить передавать характерные особенности персонажей спектакля.
Костюмы, декорации для конкретного спектакля
Сказка: «Мороз, солнце и ветер»
Инсценировка: «еду на машине»

Проведение досугов и развлечений
Побуждать детей к самостоятельному сочинению и разыгрыванию небольших сказок. Учить самостоятельно, выбирать сказку, готовить небольшие атрибуты, распределять между собой роли.
Декорации, атрибуты






Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад общеобразовательного вида №26”









Проект по развитию речи в группе «Капелька» через театрализованную деятельность
(старший дошкольный возраст)














Воспитатели:
Бусыгина А. Ф.
Гайка В. П.










2015-2016гг.









13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715