Проект «Эти удивительные наречия»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Журавлевская средняя общеобразовательная школа»
Проект «Эти удивительные наречия»
Исполнитель: учащиеся 7 класса
2014 г
НАЗВАНИЕ
ПРОЕКТА
«Эти удивительные наречия».
АВТОРЫ ПРОЕКТА :Шаврина Н. И. – учитель русского языка и литературы
Учащиеся 7 класса
Актуальность
Эта тема актуальна и интересна. Русский язык - по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Изучая русский язык, мы знакомимся с разными частями речи, в том числе и наречиями. Наречие – удивительная часть речи. Нужно знать много правил, чтобы хорошо знать наречие, писать их без ошибок.
Цель проекта:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, воспитание интереса и любви к русскому языку;
Познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра;
Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Наречие».
Задачи:
Формирование коммуникативной компетенции
Развитие исследовательских и творческих способностей учащихся
3. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Наречие», закрепление полученных теоретических знаний.
Продукт проектной деятельности
Репортаж
«Эти удивительные
наречия»
Сроки реализации проекта
Декабрь – январь
Краткая аннотация
проекта
Данный проект рассчитан на учеников 7 класса. Работа по проекту велась в течение 17 уроков. Весь класс, в зависимости от особенностей учащихся, был разделен на три активно работающие группы. Все работают над единой темой в рамках учебной программы «Наречие как часть речи». В ходе работы над проектом учащиеся должны выявить имеющиеся знания по теме, ликвидировать пробелы и усвоить новый материал на более высоком уровне, так как большую часть заданий и текстов к урокам они выполняют самостоятельно; также учащиеся должны научиться писать сочинении я жанре репортажа.
Урок по русскому языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме "Наречие".
Цели урока:
Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения работать с текстом, определять роль наречий в данном тексте, познакомить учащихся с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовка к самостоятельной работе над сочинением-репортажем;
•воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии;
•учить учащихся слушать друг друга. Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям; доброжелательного отношения и взаимопомощи, воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии; учить учащихся слушать друг друга.
Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умения работать в заданном темпе.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, интерактивная доска.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Текст на доске.
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
Актуализация знаний
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся?
- Назовите наречия в тексте.
- Что называется наречием?
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме «Наречие».
Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал : "Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (высказывание М. Горького на доске).
Ребята, мы совершим с вами путешествие в страну «Наречие». Сегодня на занятии вы будете не только путешественниками, но и журналистами. Результатом нашего путешествия станет репортаж на тему «Путешествие по стране «Наречие».
-Вспомним, что такое репортаж. (Приложение № 1)
Класс делится на группы.
В дорогу мы с собой возьмём «Копилку впечатлений», в которую будем собирать материал для репортажа. (Приложение № 2) Первый этап нашего путешествия «Наречие как часть речи».
Ребята, с нами в путь собирается известный сказочный герой Винни –Пух, послушайте, он поёт свою весёлую песенку. Итак, отправляемся. С каким настроением отправляемся, просигнальте сигнальными карточками – смайликами. (Приложение №2)
(понятие о наречии)
На огромной прекрасной планете РУССКИЙ ЯЗЫК, исследованием и изучением которой занимаются миллионы людей, от первоклассника до известного ученого, в стране МОРФОЛОГИЯ живут ЧАСТИ РЕЧИ. Это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, НАРЕЧИЯ. — А почему они так называются? — спросишь ты. Логичный вопрос. Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные — «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? Они живут «на частях речи»?
Если тебе интересно узнать о жизни наречий, давай совершим невероятное путешествие на планету РУССКИЙ ЯЗЫК и отправимся в страну МОРФОЛОГИЮ, в город НАРЕЧИЕ, посмотрим, что там происходит, и узнаем, как живут и работают наречия и чем они отличаются от других слов языка.
Итак, мы на месте. Нас радушно встречает сам хозяин города — господин Наречие, которого мы попросим подробнее рассказать о себе.
Вот что рассказал господин Наречие:
Подготовленный ученик выступает в роли наречия.
— Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень РЕЧЬ. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как «изречение», «речистый», «наречие» (говор), «нарекать» и другие. Обозначало оно и язык, слово, спор, решение, способ, предмет. Так же называли и часть речи, которую теперь мы зовем глаголом.
И, если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Сейчас я спешу на работу в предложение, а вас, дорогие мои гости, прошу составить мою краткую характеристику, закончив предложения в задании.
Задание 1. (Приложение № 3)
1. Наречие – это____________________________________.
Оно примыкает к;__________________________________.
Наречие_________________________________изменяется.
У наречия никогда не бывает_________________________.
В предложении оно чаще всего является_______________.
Винни – Пух предлагает выполнить нам свои задания. (Презентация, слайды 2 -7)
Поработаем с нашими Копилками, поделимся своими первыми впечатлениями.
Продолжаем путешествие. Перед нами 2 этап «Смысловые группы наречий». Заполнить кластер.
Составление кластера.
-Что такое кластер? (Приложение №2)
смысловые
группы наречий
наречий

Этот кластер вы можете положить в свои Копилки.
Физкультминутка.
Давайте отдохнём.
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Вот здоровья в чем секрет,
всем друзьям физкультпривет!
Назовите наречия.
Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все орфограммы по теме «Наречие», чтобы в дальнейшем не допускать ошибок.
Следующий этап «Как правильно писать наречия». Винни – Пух предлагает нам свои задания. (Презентация, слайды 8 -13)
Работа с карточками. (Приложение № 3) .
Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Потухшие зрачки двинулись сначал_ справ_ налев_, потом слев_ направ_. 2. Он искос_ взглянул на жену. 3. Чай был настоян дочерн_.
4. Такой привилегией он пользуется издавн_, вероятно, как больничный старожил. 5. мы вышли из дому затемн_. 6. Пурга дочист_ вымыла скалы.
7. Мы решили вернуться засветл_. 8. Он знал о приезде брата заведом.
Давайте разгадаем ребусы. (Приложение № 2)

Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Этап 3. «Морфологический разбор наречий». (Приложение № 3)
ПАСПОРТ НАРЕЧИЯ
(морфологический разбор наречия)
У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий о том, где и когда они сделаны и как с ними обращаться. И у наречий есть свой особый документ.
Наречие является частью речи, а все части речи изучает раздел языкознания — морфология. Поэтому самое полное описание наречия можно получить, сделав его морфологический разбор.
Выполни морфологический разбор наречия
Морфологический разбор наречия
(Паспорт)
__Рядом__________________________________- наречие.
I._______________________; обозначает признак действия (признак(х вопрос наречие)
признака).
П. Морфологические признаки 1. Разряд по значению _________________________________________
(наречие места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени)
2. Неизменяемое.
3. Не имеет степени сравнения/стоит в__________,________________
__________________________________________ степени сравнения.
(сравнительной/превосходной; простой/составной)
III. В предложении является ___________________________________
(обстоятельством, определением, сказуемым)
Этап 4 «Исследовательский». Работа с текстом.
Ребята, мы много говорили о наречии. Сейчас мы проведём небольшое исследование: сравним два текста. (Приложение № 4) .
Текст 1.
Он мчался, как птица, … ударяя о землю ногами, которые … (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади … грохотал по песку дворник, … рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но … (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе в кровь руки, но … вставал, не замечая даже боли, и опять бежал …, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель») Текст 2.
Он мчался, как птица, крепк_ и част_ ударяя о землю ногами, которые внезапн_ (с/з)делались крепкими, точн_ две стальные пруж_ны. Рядом с ним скакал, зал_ваясь радос_ным лаем, Арто. (С)зади т_жело грохотал по песку дворник, ярос_но рычавший какие(то) ругательства.
(С)размаху Сергей наск_чил на ворота, но мгнове_о (не)подумал, а ск_рее почу_ствовал, что (з/с)десь дороги нет...
Он спотыкался о корни, падал, (раз/рас)бивая себе в кровь руки, но (тот)час же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал (в)перед, согнувшись почти (в)двое, не слыша своего крика. Арто кинулся (за)ним.
(А. И. Куприн. «Белый пудель») - Тексты одинаковые?
- Чем отличаются?
- Какой текст понравился больше?
- Для чего нам нужны наречия?
Вывод: наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик, а также наречие служит средством связи предложений в тексте.
Работа с Копилкой.
Этап 5 «Игровой».
Разгадай кроссворд. (Приложение № 5) .

По горизонтали: 1. Главный морфологический признак наречия. 2. Группа наречий, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? 3. Какая форма превосходной степени сравнения отсутствует у наречий? 4. Основное грамматическое значение наречий — признак__________. 5. Форма простой сравнительной степени от наречия громко. 6. На вопрос когда? отвечают наречия_______________.
7. Основная синтаксическая роль наречий.
По вертикали: в столбике № 1 получилось слово_________________________.
Игра «Верно - неверно». (Приложение № 7) .
Верно + неверно -
№ Предложения ответ
1 Я открываю настеж окно. 2 Я лежал навзничь в траве 3 От сильного зноя становилось невтерпеж. 4 Лошади пронеслись вскач. 5 Все побежали прочь. 6 Дочери ее вышли замуж. 7 Матушка-рожь кормит всех сплош. Ребята, заканчивается наше путешествие. Винни – Пух снова с ними. (Презентация, слайды 14 -16). Понравилось ли путешествие, просигнальте сигнальными карточками – смайликами.
Итог урока.
-Что мы узнали о наречии. Вспомним слова М. Горького.
Домашнее задание.
Написать репортаж.
Рефлексия (Приложение № 6)
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать -
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)

Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Репортаж «Эти удивительные наречии».
Нурписова Гуля.
Мы прибыли в удивительную страну Морфология. В этой стране живут части речи, каждая – в своём городе. Наш путь лежит до города Наречие. Через несколько часов оказываемся на месте.
-62865923988563379358721090633793587210904196715543560У ворот города нас встречает господин Наречие, который провёл экскурсию для своих гостей. Сначала господин Наречие немного рассказал о себе: откуда он родом. Оказывается, наречие было известно ещё в древнерусском языке. Господин Наречие рассказал нам о том, что работает с глаголами и не изменяется.
Наречие – очень большой город, в нём существуют свои правила и законы, которые должны выполнять все гости, прибывшие в этот город. Мы взяли интервью у господина Наречие.
Он нам рассказал много интересного: наречие очень молод, происходит из знатного рода,
Имеет смысловые группы. С удовольствием показал нам город и его достопримечательности.
У него всегда много работы, но ради нас он отложил все дела и с удовольствием показал нам город и его достопримечательности.
Мы узнали у наречия, что он всегда уверен в себе, а в предложении является
обстоятельством.
-5467351146175Настало время прощаться. Мы надолго запомним путешествие в этот замечательный город. Нам было весело в пути, и мы узнали много полезного о наречии.
4493895-605790690943534290Репортаж «Эти удивительные наречия».
Лутков Коля.
Мы прибыли в необыкновенный город. Этот город называется
Наречие. Мы путешествуем вместе со сказочным героем
Винни- Пухом. Путь наш долгий и непростой.
Но вот мы прибыли к пункту назначения. У городских ворот нас встречает господин Наречие. Он ещё совсем молод и работает вместе с Глаголом.
Мы поговорили с Наречием и узнали от него много интересного. Город Наречие – удивительный город, в нём свои законы и правила, которые все должны соблюдать. Само же Наречие имеет смысловые группы: места, цели, причины и другие. Наречие не изменяется, это непростая часть речи, не щадит тех. Кто не хочет изучать правила и не любит трудиться.
Вместе с ним мы отгадывали ребусы, решали кроссворды, играли в разные игры.
5124452142490Время пролетело незаметно. Пришла пора возвращаться домой. Господин Наречие проводил нас, пожелал счастливого пути. Путешествие в город Наречие нам очень понравилось, и мы вернёмся снова сюда.
Репортаж «Эти удивительные наречия». Самокрутов Артём.
Мы находимся в удивительной стране Морфология. Путь наш лежит до города Наречие. Долго добирались до этого прекрасного города, мы преодолели в дороге различные трудности. И вот мы прибыли на место. У городских ворот нас приветливо встречает господин Наречие, который любезно согласился провести для нас экскурсию по родному городу. По пути мы узнаём много интересного о нём. Оказывается, Наречие произошло из древнего рода. Но он ещё совсем молод. Это не мешает ему дружить с другими частями речи. Наречие работает с Глаголом, помогает ему, придаёт чёткость, уточняет его.
В городе Наречие много правил и законов. Там царит гармония. В этот город приезжает много туристов, которые любуются красивыми зданиями и прямыми улицами города. Но туристы не только гуляют по городу, но и узнают много нового. Вот и мы узнали, как правильно писать наречия, грамотно употреблять их в речи.
Но нам пора возвращаться. Было всё очень интересно и познавательно. Мне очень понравился Господин Наречие, мне с ним было интересно общаться.