Программа элективного курса для 10 класса Информация вокруг нас соответствует теме инновационной деятельности гимназии


Элективный курс для учащихся 10 классов
«Информация в современном обществе»
Рабочая программа
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для школьников 10-х – 11 классов и разработан в рамках экспериментального проекта гимназии «Создание культурно-информационной среды гимназии как условие формирования социокультурной компетентности личности».
Основная цель курса – дать представление о роли информации в постиндустриальном обществе и ее основных функциях. В силу многоаспектности своего содержания курс включает в себя четыре модуля: «Общие понятия», «Анализ и обработка информации», «Трансляция информации», «Информация в коммуникации».
В соответствии со спецификой структуры курса его задачи можно сформулировать следующим образом:
- Дать понятие об основных типах информации, ее социальных функциях и основных каналах транслирования.
- Сформировать навыки анализа и обработки информации различного типа; навыки целевого поиска информации на бумажных и электронных носителях.
- Показать пути обмена информацией, способы предъявления информации в процессе социальной коммуникации.
- Обучить школьников практической работе с учебно-научной информацией.
Кроме того, в задачи курса входит выработка иммунитета у потребителей информации к некачественной учебной информации, к информации, негативно влияющей на духовность личности, к суррогатной информационной продукции.
Курс предусматривает как проведение уроков в традиционной форме, так и использование интерактивных педагогических технологий в процессе обучения: кейс-метода, мозгового штурма, деловых игр, дискуссий и др.
Содержание программы
Модуль 1.
Понятие информационного общества. Глобализационные процессы и информация. Замещение материальных ресурсов информационными. Информация как продукт деятельности общества. Интеллектуальный капитал информационного общества как высшая ценность. Информация как средство купли-продажи-обмена. Управление информацией и информация как средство управления. Международное научно-образовательное пространство. Знания как высшая форма информации. Управление знаниями. Инноватика как политика государства и общества. Духовность в информационном обществе.
Понятие информации. Становление научного знания об информации. Типы информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, текстовая, тактильная, обонятельная, вкусовая); по способу представления (текстовая, числовая, графическая и др.); по назначению (целевой аудитории) (массовая, специальная, личная); по значению (актуальная, достоверная/недостоверная, полная/неполная, доступная). Носители информации (текстовые, цифровые и др.). Структура информации. Система взаимосвязей между элементами информации. Специфика структуры информации на различных информационных носителях.
Модуль 2.
Текст как носитель информации. Типы текстов: информационный, художественный, публицистический, бытовой. Информационная составляющая различных типов текстов. Функция информации в культурных текстах различных типов.
Информационное поле текста. Факт как основа информации. Способы структурирования фактографической информации: логический, хронологический, репортажный.
Информационный потенциал текстов различного стиля. Способы предъявления информации в текстах официально-делового стиля: конкретность, однозначность, логичность, безэмоциональность. Информационная специфика научных текстов: логичность, доказательность, терминологичность. Информационная ценность публицистических текстов. Функция информации в художественном тексте.
Отбор информации. Современная библиотечная система. Новые информационные технологии в библиотечном деле. Оцифровка информации в современных информационных центрах. Система организации работы с информацией глобальной сети Интернет в библиотеках сегодня. Редкие книги библиотечных фондов. Способы сохранения редких книг. Новые технологии обслуживания читателей. Международная библиотечная сеть. Виртуальные библиотеки.
Интернет-источники информации. Критерии отбора учебно-научной информации в сети. Обучающие технологии в процессе организации работы школьников с информацией. Педагогическое регулирование информационных потоков. Способы определения достоверности и научности учебно-научной информации в сети. Технология сбора и структурирования информации из различных источников.
Понятие реферирования. Рефераты и реферативные обзоры. Реферативные журналы. Типовая структура реферата. Реферирование и компиляция. Методика работы с типологически однородными и разнородными источниками информации.
Структурирование учебно-научной информации. Новые технологии составления конспектов. Шрифтовое и цветовое маркирование в электронных конспектах. Методика составление планов реферативных и исследовательских текстов. Простой и сложный план. Тезисный план. Предварительная подготовка информации к структурированию. Уровни смыслов структурируемого текста и их отражения в плане. Логика изложения. Понятие концепции.
Практика цитирования и ссылки. Корректность цитирования, этика создания самостоятельных исследовательских текстов. Типы ссылок в научных текстах. Элементарные правила оформления научной библиографии.
Модуль 3.
Информация в современном медийном пространстве. Понятие медиа-информации. Типы медиа-информации. Медиа-ресурсы и управление медиа-потоками. Способы организации медиа-контента. Каналы транслирования информации. Место и роль СМИ в медиапространстве. Мультимедийная информация. Способы предъявления информации. Принцип достоверности и объективности информации в журналистике. Информация как способ управления сознанием. Понятие целевой аудитории и способы информационного воздействия на аудитории различных типов. Манипулятивные технологии СМИ: частичная дезинформация, тенденциозный отбор фактов, ссылка на авторитет, «потопление» важной информации в информационном шуме, смысловое и образное манипулирование и др. Информационные войны в современном мире.
Способы предъявления учебной и научной информации. Обучающие технологии современной школы. Использование ИКТ в образовательном процессе. Возможности мультимедийных презентаций в процессе обучения.
Модуль 4.
Принципы и способы обмена информацией в различных сферах коммуникации. Обмен информацией в современном научном сообществе. Международное информационное пространство. Электронные публикации. Проблема авторского права. Проблема защиты информации.
Коммуникативные возможности Интернет пространства. Доступность и мобильность информации. Проблема сопротивления агрессивной информации. Реклама на телевидении и в Интернете: способы борьбы с информационным спамом. Социальные сети: pro и contra. Современная блогосфера. Проблема виртуального общения как социально-психологическая. Плюсы и минусы анонимного общения.
Межкультурная коммуникация в современном обществе. Глобализация и размыкание границ. Международное культурное прстранство: сетевой вариант. Возможности дистанционных культурных обменов. Культура и искусство без границ.
Тематический план
Модуль 1. Общие понятия
№ Тема занятия Количество часов Форма занятия
1. Понятие информационного общества 2 Интерактивная лекция
2. Понятие информации. Структура и типы информации 1 Лекция
3. Типы носителей информации 2 Практикум
Модуль 2. Анализ и обработка информации
1. Текст как носитель информации. Типы текстов. 1 2. Информационное поле текста. 1 Лекция с элементами дискуссии
3. Информационный потенциал текстов различных стилей 3 Практикум
4. Отбор информации. Современные библиотеки как информационные центры 2 Виртуальная экскурсия
5. Интернет источники информации. Критерии отбора учебной и научной информации 2 Практикум с использованием ИКТ
6. Реферирование информации. Типовая структура реферата. 1 Лекция
7. Структурирование информации и типы планов 2 Обучающий практикум
8. Практика цитирования и ссылок 2 Практикум
Модуль 3. Трансляция информации
1. Информация в современном медийном пространстве 2 Кейс-технология
2. Каналы и способы предъявления социально-политической информации. 2 Лекция с элементами практикума
3. Манипулятивные технологии СМИ. Информационные войны 2 Дискуссия
4. Информация и целевая аудитория 1 5. Способы предъявления учебно-научной информации. Современные мультимедиа технологии в обучении. 2 Проектная деятельность
Модуль 4. Информация в коммуникации
1. Принципы и способы обмена информацией в различных сферах коммуникации 1 Лекция с элементами практикума
2. Международное информационное пространство 2 Кейс-метод
3. Коммуникативные возможности Интернета (социальные сети, твиттеры, блогосфера) 2 Практикум с использованием ИКТ
4. Межкультурная коммуникация в современном обществе 2 Урок-путешествие
5. Итоговая конференция 2 Список литературы
1.​ Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
2.​ Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
3.​ Гундарин М.В. Массовые коммуникации в современном обществе. - Барнаул, 2009.
4.​ Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена //Социологические исследования. - 2006. - №8. - 61-67с.
5.​ Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
6.​ Савельева О.О. Социология рекламы. - М.: Прометей, 2008.
7.​ Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и практика потребления. - М., 2006
8.​ Жданова Т.А. Библиотекарь-профессионал: какой он сегодня? // Библиотековедение. – 1994. - №4. – С.90-97
9.​ Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
10.​ Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: ЭКСМО – Алгоритм, 2012.
11.​ Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
12.​ Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. - № 1.- с 72-87.
13.​ Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105
14.​ Паринов С. Истоки Интернет-цивилизации. // Интернет. - 1999. - № 15.
15.​ Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
16.​ Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979.
17.​ Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996.