Урок биологии в 9 классе по теме: Влияние природных факторов на организм человека


Урок по биологии в 9 классе.
Тема урока. Влияние природных факторов на организм человека.
Цель урока: познакомить с причинами возникновения рас и характерными признаками основных рас.
Задачи:
Образовательные: выяснить причины возникновения рас, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; познакомиться с географическими группами людей и проанализировать их различия.
Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления, речи, работы в группе, умению аргументировать свои ответы
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Оборудование и материалы: Учебник Биология 9 класс Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко стр 34-35, электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруквой, В.Н. Кучменко, презентация «Расы человека», раздаточный материала для работы в группах: текстовый материал, фотоиллюстрации, географические карты.
Базовые понятия и термины: раса, негроиды, монголоиды, европеоиды.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1. Фронтальный опрос.
Дайте понятия: вид, популяция.
К какому виду относится современный человек? (Homo sapiens – «Человек разумный»).
Приведите доказательства принадлежности всех людей, живущих на Земле, к одному виду?
2. Мотивация.
Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Проблемный вопрос:
Что вы можете сказать о происхождении рас?
Ответить на этот вопрос мы сможем, изучив тему сегодняшнего урока «Влияние природных факторов на организм человека».
Изучение нового материала
Объяснения учителя с элементами беседы40-50 тысяч лет назад появился вид Человек разумный - Homo-sapiens. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер. Все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из сущности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства. Вы сами привели примеры сходства.
Сейчас выделяют 3 крупные расы человека разумного.(слайд 1)
Самостоятельная работа в группах
Каждая группа учащиеся знакомятся с характеристикой рас, фото представителей данной расы, затем каждая группа представляет свою расу другим учащимся.
Обсуждение.
Группа № 1 Негроидная раса.
Где живут представители негроидной расы?
Охарактеризуйте в общих чертах особенности климата данных регионов Земли.
Рассмотрите портрет человека негроидной расы. Какими внешними признаками облает этот человек? Как вы думаете, какую роль играют данные признаки в данных климатических условиях?
Приложение:
Текст
Учебник Биология 9 класс Сухорукова Кучменко стр 34-35
Географическая карта с ареалом негроидной популяции Homo sapiens.
Портрет человека негроидной расы.
(Выводы учащихся: Отличительными признаками негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Так же для негроидов характерны очень широкий, но слабовыступающий нос, очень толстые губы, крупные зубы, редкая растительность на лице и теле).
Группа № 2 Европеоидная раса.
Где живут представители европеоидной расы?
Охарактеризуйте в общих чертах особенности климата данных регионов Земли.
Рассмотрите портрет человека европеоидной расы. Какими внешними признаками облает этот человек? Как вы думаете, какую роль играют данные признаки в данных климатических условиях?
Приложение:
Текст
Учебник Биология 9 класс Сухорукова Кучменко стр 34-35
Географическая карта с ареалом европеоидной популяции Homo sapiens.
Портрет человека европеоидной расы.
(Выводы учащихся: Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевроиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана).
Группа № 3 Монголоидная раса.
Группа № 3 Монголоидная раса.
Где живут представители монголоидной расы?
Охарактеризуйте в общих чертах особенности климата данных регионов Земли.
Рассмотрите портрет человека монголоидной расы. Какими внешними признаками облает этот человек? Как вы думаете, какую роль играют данные признаки в данных климатических условиях?
Приложение:
Текст
Учебник Биология 9 класс Сухорукова Кучменко стр 34-35
Географическая карта с ареалом монголоидной популяции Homo sapiens.
Портрет человека монголоидной расы
Текст.
Строение лица монголоидов очень своеобразно. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эпика́нтус, «монгольская складка» — особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок. Эпикантус является продолжением складки верхнего века.
Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы характерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.
(Выводы учащихся: Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые и жесткие. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии: народы Сибири, Кореи, Японии, Китае в Арктических областях: чукчи, алеуты, эскимосы. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке).
Выступление лидера группы, заполнение таблицы:
Влияние природных факторов на морфологические признаки человека.
Раса Географическое расселение, признаки среды Морфологические признаки расы
Негроидная Европеоидная Монголоидная IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Ответь те на вопросы
Сколько выделяют человеческих рас? Назовите их.
Каковы причины возникновения рас?
Каковы биологические особенности рас?
Назовите географические группы людей?
Почему выделяют различные географические группы?
В чем их своеобразие?
2. Тестирование (электронное приложение)
VI. Подведение итогов урока
VII Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
На какой этап урока вам надо было обратить особое внимание?
Что вы вынесли с урока для себя?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание с 34-35, творческое задание: мини-исследование «Почему не одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?», «Кто такие метисы, мулаты, креолы?