Консультация для педагогов Стресс на работе


«Стресс на работе»
Современный человек регулярно сталкивается с множеством психологических стрессов в ходе своей работы, переживания и тревоги стали частью повседневной жизни большинства офисных работников. Руководство, коллеги, семья, а так же изматывающий и напряженный труд изо дня в день накладывает свой отпечаток на каждого из нас. Возможно ли, преодолеть стресс или это расплата за удобства современной цивилизации? Как обрести спокойствие, уверенность в себе и развить в себе стрессоустойчивость? Именно это мы обсудим.
Для начала предлагаю определить, что такое стресс. Г. Саливан первые предложивший описание стресса и методов психологический помощи в консультировании еще в середине 20 в. определил его, как нормальную адаптивную реакцию на не нормальные условия окружающей среды. Наш организм, имеет достаточно эффективные биологические и психологические защитные механизмы, которые достались нам в ходе эволюции и позволяли нашим далеким предкам справляться с внешними трудностями возникающими в их жизни. Условно принято считать, что биологически заданные способы совладания со стрессом, напряжением и опасностью можно поделить на следующие способы: бегство, нападение и ступор. Как мы с вами понимаем, все эти способы реакции по преодолению трудностей, стрессов и опасностей были эффективны на заре развития человечества, но, к сожалению, оказываются совершенно дезадаптивными для современных жителей мегаполиса, когда от коллег по работе не спрячешься, от начальника не убежишь, а клиенты – вряд ли поймут впавшего в стопор менеджера или секретаря.
Первое, что необходимо понять каждому из нас – стресс это нормальная реакций на условия, в которых мы все работаем, пока мы живы нас всегда, что-то или кто-то будет напрягать, нам всегда есть о ком беспокоиться. Таким образом, наше сознание, через гипернапряжение пытается разрешить возникающие проблемы. Все сложности возникают, когда стресс приобретает хронический и затяжной характер. В таком случае уместно говорить о дистрессе (или синдроме хронической усталости, эмоциональном выгорании), когда ресурсы организма истощаются, человек не успевает восстановить свои силы, может нарушаться аппетит, ухудшается концентрация внимания, снижаются познавательные способности, появляются стабильные нарушения сна (трудности с засыпанием, раннее пробуждение, поверхностный сон и т.д.). В особо сложных случаях может появиться негативное отношение к себе или окружающим, жизнь начинает казаться «черно-белой», человек утрачивает надежду на лучшее или может развиться депрессивное состояние, в подобных сложных случаях безусловно уже необходима психологическая помощь, т.к. человек самостоятельно не способен справиться с психологическим напряжением.
Симптомы синдрома хронической усталости:
1. Слабость, быстрая утомляемость, нарастающие расстройства внимания.
2. Повышенная раздражимость и неустойчивости эмоционально-психического состояния
3. Повторяющиеся и нарастающие головные боли, не связанные с какой-либо патологией.
4. Расстройства сна и бодрствования в виде сонливости днем и бессонницы ночью.
5. Изменение веса в любую сторону (незначительное, но четко отмечаемое).
6. Апатия, безрадостное настроение, эмоциональная подавленность. Дисфория.
Теперь, пожалуй, самое важное, как справиться со стрессом
1. Элементарные и базовые правила приносят максимальный эффект: режим труда и отдыха. Ваш рабочий день должен быть составлен таким образом, что бы вам хватало времени на отдых, а еще лучше, что бы у вас был его резерв. Многие из вас могут сказать, что это не реально, и возможно, отчасти вы правы, но давайте тогда, напишем на листочке бумаги план ваших ежедневных работ и подумаем, а что мы можем делегировать другим или вообще исключить, где мы можем сэкономить силы? Как мы можем самостоятельно оказать себе психологическую помощь?
Уверяю вас, это очень полезное, хорошее и приятное занятие перекладывать часть своих работ на других, а может быть и вообще отказ от них! Сколько никому не нужных бумажек, отчетов, пометок и т.д. нам приходиться делать каждый день? Отчего вы готовы отказаться в своей жизни, что бы впустить в нее новое?
2. Делать то, что приятно. У вас всегда должны быть свои «ниши удовольствия», те места, круг друзей (лучше не по работе), где вы можете отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Смена круга общения, обстановки, вида деятельности всегда способствует переключению. Помните: мы работаем, что бы жить, а не живем, что бы работать. Живите и не разрешайте другим проживать вашу жизнь! У вас каждый день должно быть фиксировано отведено время на занятие, тем, что вам нравиться и приносит удовольствие. Сколько по продолжительности и чем вы будете заниматься решать вам: это может быть фитнес, бассейн, косметический салон, прогулка по лесу, любимая книга, психологический тренинг, что угодно – главное, что бы вам это было нравилось! Позаботьтесь о себе, а другие сами о себе могут позаботиться! На первом месте в жизни должно быть Я, потом семья, а потом уже все остальное!
3. Придя с работы, постарайтесь побыть в одиночестве, в тишине и спокойствии. Звуки воды, пламя свечи или медитативная музыка – это отличный способ релаксации. Помните, правило жизни психологически здорового человека: работать, как можно меньше получая при этом максимальный доход! А как это получается у вас? Если у вас это иначе, то делает ли это вас более счастливым, если нет, то как вы можете поступить по-другому?
4. Учитесь разграничивать профессиональное и личное пространство и время. Старайтесь минимизировать дома любые напоминания о работе. Например, некоторые никогда не одевают одежду, в которой ходят на работу в выходной день.
Если все же мысли о работе не дают покоя – запишите их на листке бумаги начните с самого утра, запишите все максимально подробно и детально (особенно, то, что вызывает эмоциональный накал), а после этого сожгите или разорвите этот листок.
5. Обязательно занимайтесь спортом или любыми телесными практиками. Все дневное напряжение отражается в нашем теле, лице, мышцах и т.д. Есть даже такие направления в современной психологии, как телесно-ориентированная психология и танцедвигательная психотерапия.
6. Обязательно делайте перерыв в работе: выйти и подышать, или зайти в соседний отдел к подружке уже хорошо. Особенно необходимо делать перерывы и переключаться, когда эмоции вас захлестывают и вы чувствуете, что работа уже не идет на пользу. Иногда полезнее бывает выждать, когда ситуации созреет, чем «кидаться в омут с головой». В такие минуты остановитесь, подумайте, а надо ли вам так себя загонять? Если есть возможность, выйдите из кабинета, побудьте какое-то время одни, успокойтесь. И когда почувствуете себя более спокойными продолжайте работать. Обычно на это может уходить не более 15 минут. На работе за это время ничего не случиться, а вы сможете восстановиться и уже спокойно продолжать работать.
Безусловно, в одной статье не возможно сразу осветить весь спектр проблем и наметить пути их решения. Но не следует забывать, что много зависит от нас, наших действий и оценки ситуации.