Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 7-8 классов


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
7-8 классы
Фамилия, имя участника ______________________________________
1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
А в 1, 2
Б во 2, 3
В во 2, 4
Г во 2, 3, 4
Д во всех
2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.
3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?
Вася Миша Костя
неподвижно
неподкупный
подача
подвеска
подводный
подземелье
подмигнуть
подросток
подхватить
самоподготовка исподлобья
неподвластно
подданный
подмастерье
подтвердить
подчинительный
подъём
подыграть
преподнести
подражать поднос
бесподобный
подоить
подытожить
приподнятый
подчеркнуть
подтаять
подотчётный
подкармливать
подробности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?
__________________
5. Укажите род имён существительных:
киви - _______________авокадо - _____________
алоэ - ________________брокколи - ____________
кольраби - ____________салями - ______________
пенальти - ____________жюри - _______________
сирота - ______________ворота - ______________
6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?
баран
коза
козёл
конь
корова
кот
кошка
курица
лошадь
собака в мешке
в огород
драная
зарыта
лапой
мокрая
на новые ворота
на сене наплакал
не валялся
не клюют
не подъедешь
отпущения
сидорова
скребут на сердце
языком слизала
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:
А предложение
Б словосочетание
В текст
Г слово
8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
лоб туловище ланита рамена
глаз правая рука рот шуйца
выя длань
грудь палец
ОТВЕТЫ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
7-8 классы
1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
А в 1, 2
Б во 2, 3
В во 2, 4
Г во 2, 3, 4
Д во всех
1) [кот] - [кот] – не различаются,
2) [нос] - [н,ос] – различаются 1 звуком,
3) [был] - [б,ил] – различаются 2 звуками,
4) [пут] - [пут,] – различаются 1 звуком
(2 балла)
2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировАть, сканировать, бомбардировать, суммировать.
(2 балла)
3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?
Вася Миша Костя
неподвижно
неподкупный
подача
подвеска
подводный
подземелье
подмигнуть
подросток
подхватить
самоподготовка исподлобья
неподвластно
подданный
подмастерье
подтвердить
подчинительный
подъём
подыграть
преподнести
подражать поднос
бесподобный
подоить
подытожить
приподнятый
подчеркнуть
подтаять
подотчётный
подкармливать
подробности
__Миша______________
Вася неверно выделил приставку в словах неподвижно и подача. Костя – в словах бесподобный, подоить и подробности.
(2 балла, если указан ответ «Миша»,
+ 1 балл за каждое пояснение=
максимум 7 баллов)
4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?
__Василий_______
(1 балл)
5. Укажите род имён существительных:
киви - средний
авокадо - средний
алоэ - средний
брокколи - женский
кольраби - женский
салями - женский
пенальти - мужской
жюри - средний
сирота - общий
ворота – не имеет, т.к. не имеет формы ед.ч.
(10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)
6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?
баран
коза
козёл
конь
корова
кот
кошка
курица
лошадь
собака в мешке
в огород
драная
зарыта
лапой
мокрая
на новые ворота
на сене наплакал
не валялся
не клюют
не подъедешь
отпущения
сидорова
скребут на сердце
языком слизала
Смотреть как баран на новые ворота
Ни на какой
Драть как козе
козу не подъедешь
сидорову
Пустить козла
козёл в огород
отпущения
конь не валялся
Как корова языком слизала
Купить кота
кот в мешке
наплакал
кошка
кошки драная
скребут на сердце
Писать как
Денег курица
курица
куры мокрая
лапой
не клюют
Вот где
как собака
собака зарыта
на сене
«Лишнее» животное – лошадь. Двое «героев» левой графы участвуют во фразеологизме «жить как кошка с собакой».
(по 1 баллу за каждый фразеологизм=16 баллов,
+ 1 балл за «лишнее» животное
+ 1 балл за совместный фразеологизм =
максимум 18 баллов)
7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:
А предложение
Б словосочетание
В текст
Г слово
(1 балл)
8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:
лоб чело туловище стан
щека ланита плечи рамена
глаз око правая рука десница
рот уста левая рука шуйца
шея выя ладонь длань
грудь перси палец перст
(12 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)
Максимальный балл – 53 балла.