Использование элементов технологии продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Сальский аграрно-технический колледж»
Использование элементов технологии продуктивного обучения
при изучении дисциплины
«Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Статья
Гигант
2016
ОДОБРЕНО
на заседании предметной (цикловой) комиссии
математических и естественнонаучных
дисциплин
Протокол № ____ от «___» ________
Председатель: ___________________ В данной работе описано использование элементов технологии продуктивного в образовательном пространстве дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Работа является кратким изложением обобщения опыта преподавания, накопленного за многие годы по использованию элементов продуктивного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Разработка рекомендована преподавателям системы СПО
Разработчик:
Калашникова Г.И., преподаватель цикла дисциплин ОД ГБПОУ РО «САТК»
Понятие «информационная культура» включает свод правил поведения в информационном компьютеризированном обществе. В понятие «информационная культура» также относится способность человека осознать и освоит информационную картину мира с тем, чтобы, познав ее, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему, разумно выбирать информационные потоки, сознательно строить собственную информационную среду, выживать и преуспевать в информационном и компьютеризированном обществе.
Целью образования сегодня является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций.
Для реализации компетентностного подхода имеют место следующие направления работы:
Построение модели преподавания, обеспечивающей развитие общепрофессиональных компетенций, заложенных в требованиях ФГОС СПО.
Эффективная организация учебного процесса, обеспечивающего мотивированное обучение.
Максимальное использование собственного опыта преподавания с коррекцией на веяния нового времени
Основные теоретические позиции, идеи технологии продуктивного обучения
Продуктивное обучение ориентируется на создание учениками образовательного продукта, который получается путем добавления нового к уже известным знаниям. Благодаря тому, что продуктивное обучение носит производственный характер, это делает обучение эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и способом социальной адаптации подростков. Термин «продуктивное обучение», Productive Learning (PL) был введен в 90 х годах немецкими учеными и педагогами Ингрид Бем и Йенсом Шнайдером. Определение продуктивного обучения выработано совместно участниками II конгресса Института продуктивного обучения в 1992 году Пенише (Португалия). Результатом деятельности учеников становятся творческие работы не только по учебным дисциплинам, но и по методологии их деятельности. На сегодня определение продуктивного обучения звучит следующим образом: «Продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определёнными результатами, являющимися продуктивно-ориентируемыми действиями в жизненных ситуациях».
В системе  продуктивного   обучения   роль  педагога меняется самым решительным образом. Он перестает быть «источником мудрости», которая должна быть передана ученикам, а становится их партнером и советником. Главным содержанием работы учителя становится совместное составление с учеником его индивидуального образовательного маршрута, предоставление информации о возможностях той образовательной среды, в которой происходит  обучение , индивидуальное консультирование, организация групповой работы, совместный анализ итогов и результатов  обучения .
Основополагающие принципы продуктивного обучения, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК дисциплины:
продуктивность: результат обучения – активные познавательные умения и материализованный продукт-отчет как свидетельство глубоких и разносторонних умений
прикладной, профессиональный характер деятельности студента: содержание задания связно с производством, специальностью, особенностью региона
реалистичность: приоритетное использование методики моделирования реальных ситуаций в работе со студентами
системность (технологичность): продукт - есть комплекс взаимосвязанных практических работ студента всей учебной дисциплины
индивидуализация (вариативность) деятельности студента: возможность вариации в рамках задания
Алгоритмичность обучения: деятельность студентов есть регламентированная система действий.
Интерактивность обучения: выполнение заданий во взаимодействии и диалоге
Для общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» мною разработаны следующие принципы:
В рабочей программе учебной дисциплины заложено выполнение практических заданий, которые по содержанию работы обязаны сформировать у студента систему общепрофессиональных компетенций.
Содержание заданий носит профессиональный характер, близкий к реальной ситуации и в зависимости от целей развивают описательные, творческие, расчетные, поисковые качества студента
В ходе выполнения заданий студентами создается образовательный продукт, который образует единое целое и получается путем добавления нового к уже известным знаниям и умениям – систему взаимосвязанных практических заданий
Система взаимосвязанных ПЗ – это проект виртуального предприятия для которого студенты средствами информационных технологий должны спроектировать логотип, кадровый состав работников, страницу сайта, осуществить расчет фонда заработной платы и т. д
Продукт создается студентом в процессе всего курса обучения по алгоритму, заданному преподавателем в форме электронной версии рабочей тетради (РТ)
Электронную версию РТ студент получает в начале курса обучения и может работать по индивидуальному плану.
Конечный продукт деятельности студента - это образовательный отчёт в печатной форме рабочей тетради и электронной версии с приложениями расчетов, презентаций
Электронная версия РТ с приложениями составляет компонент портфолио студента по дисциплине
Цель обучения: организовать личностную деятельность обучаемых, которая обеспечивает развитие общепрофессиональных компетенций через продуктивную деятельность и способствует формированию поискового, творческого, преобразовательного характера учебного познания
Конкретные цели обучения вытекают из следующего: обучаемые должны уметь определять индивидуальный смысл занятий по дисциплине, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения обучаемого в конструирование собственного образования обеспечивает –образовательная модель и сам преподаватель, тем полнее оказывается его индивидуальная самореализация, тем выше результат самообучения
Необходимо обучить студента умению самостоятельно "добывать" необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания. На основе этих рассуждений детализированы конкретнее цели обучения.
Успех в учебе – это умение плюс желание. Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Обучаемые, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новую информацию.
Прежде чем использовать образовательные методики, приемы мотивации на занятиях и во внеурочной деятельности, считаю необходимым провести анализ особенностей пространства, в котором реализуется образовательная дисциплина.По результатам анализа особенностей и проблем я определяю составные элементы методики обучения
На начальном этапе обучения организую следующее
Объясняю студентам особенности обучения:
содержание общепрофессиональных компетенций
перечень познавательных умений,
порядок создания продукта-отчета: систему действий студента по подготовке, выполнению и защите работы
Предоставляю студентам пакет методических материалов:
электронную версию рабочей тетради
график выполнения практических работ
электронный учебник,
базу мультимедиа сопровождения учебных занятий (желающим студентам0электронную версию методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
график выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
График использования КОС
Объясняю преимущества, которые студент получает в случае успешного выполнения заданий в рекомендованные сроки.
В дальнейшем систему работы по овладению студентом спектром активных познавательных умений в течение всего курса обучения строю по определенной схеме.
Студент выполняет следующую систему действий:
готовит проект работы на бумажных носителях или в качестве замысла, используя методические указания к самостоятельной работе. Например – проект визитной карточки фирмы
выполняет электронную версию работы согласно заданиям рабочей тетради (электронный проект визитной карточки)
представляет печатаную версию работы преподавателю с последующей защитой
сохраняет электронные версии всех работ в своей базе
защищает конечный проект в форме конференции с использованием интерактивной доски
Конечный продукт (диск с записью работы) помещается в портфолио студента
Результатом работы студентов по окончании курса является:
Печатный вариант рабочей тетради
Электронная версия базы совокупного продукта
Познавательная система умений, спроектированная замыслом преподавателя
Возможный уровень самостоятельности работы студентов:
Работа выполняется по индивидуальному графику, опережая сроки календарно-тематического плана.
Работа выполняется по графику учебных занятий
Комбинированный вариант: работа в целом выполняется по графику занятий, по отдельным темам как вариант самостоятельной работы.
Собственный опыт работы по описанной методике показывает:
В группе из 25 человек примерно 6-8 студентов мотивированны на самостоятельный график работы. На занятиях они выполняют работу с опережением.
Значительная часть студентов ориентирована на работу согласно учебным занятиям, но в силу возможных пропусков занятий студентами, часть работы выполняется вне плана занятий, как правило с элементами консультирования успевающих студентов
Обучения информационным технологиям через информационные технологии
Основной формой реализации спроектированной модели преподавания является учебное занятие, а основным инструментом – мотивация.
Приоритетным направлением мотивации в моей работе считаю использование информационных технологий. Без активного внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий проведение занятий невозможно. Я называю это процессом обучения информационным технологиям через информационные технологии. Для этого должны быть в наличии все необходимые ресурсы, которые позволяют сделать любой урок более привлекательным и современным:
Аудиторию, оборудованную современными техническими средствами: компьютерами, интерактивной доской, мултимедеапроектором, принтером, сканером, веб-камеройБазу компьютерного мультимедийного материала для сопровождения занятий, использованием которой я могу манипулировать в зависимости от ситуации, степени интереса обучаемых
Базовую среду программного обеспечения: Пакет Windows (Vista) с офисом, базу КонсультантПлюс постоянно пополняемую, компьютерную тестовую оболочку MyTest сетевой вариант, оболочку электронного учебника
Электронную версию пакета для студента (электронный учебник, рабочая тетрадь, методические указания)
Доступ в интернет с пользованием интернет-ресурсовЛокальную сеть
Элементы информационных технологий,
используемые мною на разных этапах урока.
1. Организационный этап. Вступительная часть занятия - поясняет цель и содержание последующей работы. Возможны приемы использования ИТ: слайды с указанием темы и перечня вопросов для изучения, задания для домашней работы, алгоритма выполнения работы.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
Мультимедийное сопровождение: демонстрация небольшого видеоролика или презентации с комментариями
Демонстрация информационного ролика, презентации как мозговой штурм; (Например «Компьютер будущего», «Последствия компьютерных вирусов)
Демонстрация готового решения проблемы, выполненного преподавателем, студентом или материала из сети
Коллективное компьютерное тестирование с демонстрационного экрана с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
3. Проверка усвоения материала.
Контроль индивидуальный или коллективный с использованием тестовой оболочки или сетевого ресурса
Защита практических работ в различных формах
Беседа по ходу работы над практическим заданием
4. Изучение нового материала/ выполнение практического задания. Использую варианты использования ИКТ:
Мультимедийное сопровождение темы: равнозначное слову преподавателя, дополняющая лекцию преподавателя или заменяющая его рассказ
Поэтапное решение задания с использованием программных средств и возможностей интерактивной доски
Постановка задачи перед студентами и предоставления возможности решения с использованием программных средств.
Систематизация и закрепление материала. Этот элемент занятия необходим для лучшего запоминания и четкого структурирования. Рекомендую ИКТ-приемы:
Обзор изученного материала с акцентом на основные положения и их взаимосвязь с демонстрацией важных элементов на слайдах
Диалоговая беседа с поиском в содержании презентации ответов на вопросы
Специально подготовленный материал в форме тестов или обзорной презентации
Провокационный наглядный материал в форме видеоролика или презентации с целью поиска верного ответа
Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я стараюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда мне необходимо использовать информационные технологии на занятиях в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенностей настроя студентов, характер объяснения новой информации
Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях:
Усиление наглядности и яркости обучения.
Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
Большая заинтересованность обучаемых.
Расширение видов деятельности на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся.
ИКТ – голососберегающая технология для учителей.
Возможность использования при подготовке к занятиям и в ходе занятия ресурсов системы Интернет.
Возможность возврата к пройденному материалу.
Повышение значимости, престижа дисциплины.
Контроль и оценка знаний и умений
Оценка работы студента является не только одним из компонентов учебной деятельности, но и показателем результативности, мощным психологическим фактором. Следовательно, контроль знаний и умений - еще одной мотивирующей формой достижения поставленной цели в обучении.
Я ставлю следующие задачи контроля и оценки знаний и умений:
определение качества усвоения студентами учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками,
определение меры ответственности каждого обучаемого за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно
Разработанная мною система контрольных оценочных сред предусматривает следующие виды контроля и оценки знаний и умений согласно разработанному графику:
входной контроль знаний - компьютерный тестовый контроль (занятие № 1)
компьютерный тестовый контроль по каждой теме (количество тем - 14)
защита практической работы (количество тем 15)
контрольная практическая работа
промежуточная аттестация – зачетный тестовый контроль
По каждому виду контроля разработана система оценки
Краткая характеристика видов контроля
Тестовый контроль знаний проводится по каждой теме с использованием тестовой оболочки MeTest и ее широких возможностей. А именно, использую разнотипные задания: одиночный выбор, множественный выбор, сопоставление, определение порядка, ручной ввод числа и текста, определение части изображения и различные режимы тестирования: свободный, штрафной, обучающий. Оценка практической работы (или продукта) включает отслеживание разных типов работы студента: домашней работы по созданию проекта, выполнения работы на ПК и зашитой этой работы.
Форма защиты практической работы на занятиях может быть различной:
представление одной или нескольких работ с демонстрационного экрана,
краткое представление всех в форме семинара
индивидуальная защита работы преподавателю
Одно из достоинств в своей работе считаю систематизированность контроля знаний, суть которой в следующем:
знания каждого студента оцениваются в тестовой форме
умения каждого студента оцениваются защитой практических работ
каждый студент имеет отметку на каждом занятии
ЛИТЕРАТУРА
Журнал «Школьная технология» № 5, 2002г., автор Зенина стр. 62-67
Калашникова Г.И. «Технология продуктивного обучения в образовательном пространстве дисциплины «Информатика». - Ростов-на-Дону: РостИздат, 2005г. – 33с.
Интернет-публикацииЧто такое продуктивное обучение http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42600/История продуктивного обучения http://runodog.ru/index/istorija_produktivnogo_obuchenija/0-51Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании http://psyjournals.ru/education21/issue/54276_full.shtml