Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по русскому языку
5-6 классы
В приведенном рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Шли мы как-то в Индю на большом крабле. Погода была отличная. Но, когда мы стяли на якре у какого-то острва поднлся урган. Буря налтела с такой силой что вырвла на острве несколько тысяч древьев и понсла их прямо к облкам.
Огромные деревья, весивше сотни пудов, лтели так высоко над землей, что снизу кзались какими-то перышками.
А чуть только буря кончилась каждое дерево упало на свое прежнее место и сразу пустило корни так что на острве не осталось никаких слдов ургана. Удвительные древья, не правда ли?
2. Почему автор говорит «шли на корабле», а не «плыли»?
3.В каких строчках припева «Песенки крокодила Гены» написание слов полностью совпадает с произношением?
А я играю
На гармошке
У прохожих
На виду.
К сожаленью,
День рожденья
Только раз
В году.
4. Какой фонетический признак объединяет слова:
Отдалиться, сгибать, просьба.
5.Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
6. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?
«Был бы он наш, - говорю для потехи, -
Дал бы, пожалуй, ему на орехи».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Мистер, - сказал он, - вы очень любезны,
Так как орехи вкусны и полезны».
7. Какое местоимение можно без изменений вставить в оба предложения? В чем особенность этих местоимений?
В пятницудень рождения.
К дню рожденья мама испекла огромный торт.
8. Подберите две группы слов с корнем –толк-, но с разным значением.
9. Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог под и в каких случаях нужно использовать каждый падеж.
10. Назовите полные имена детей: Соня, Лера, Сева, Гриша, Дуня, Сима, Валя.
11. Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик, 3-й звук от слова визг и ударный звук от слова столяр. Какое слово у вас получилось?
12. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончании, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.
Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
Ответы
Максимальное количество баллов - 46
1. Шли мы как-то в Индию на большом корабле. Погода была отличная. Но, когда мы стояли на якоре у какого-то острова, поднялся ураган. Буря налетела с такой силой, что вырвала на острове несколько тысяч деревьев и понесла их прямо к облакам.
Огромные деревья, весившие сотни пудов, летели так высоко над землёй, что казались какими-то пёрышками.
А чуть только буря кончилась, каждое дерево упало на своё прежнее место и сразу пустило корни так, что на острове не осталось никаких следов урагана. Удивительные деревья, не правда ли?
(10 баллов)
- 1 б. (за одну орфографическую ошибку)
-0,5 б. (за пунктуационную ошибку)
2. «Плавать» - держаться на воде, «плыть» - передвигаться в выбранном направлении. «Ходить» же, помимо того, еще и систематически выполнять рейсы в каком-то направлении или определенного назначения. У "плавать" тоже есть подобное значение, но оно очень редкое и не "на слуху", значительно уступает вышеприведенному. Поэтому для определения регулярного движения логично использовать именно "ходить". В значении же разового перемещения "плыть" и "идти" в общем-то равноправны. Для обозначения всякого другого движения у моряков есть ещё термины, например "дрейфовать" - в отношении не полностью управляемого или стихийного движения.
В русском языке ПЛЫТЬ 1.-передвигаться по поверхности воды. Лодка плывёт, человек плывёт, бумажный кораблик плывёт. Это бытовой глагол, не профессионализм.
Плыть 2.-ехать на судне или на ином плавучем средстве. Отдыхающие плывут на пароходе.
Плавать - уметь держаться на воде, не тонуть. Поэтому для моряков оскорбительно слышать, что они плавают, корабль не просто держится на воде, он идёт к цели.
Но можно плавать - находиться в плавании: Он плавал матросом на пароходе. Это допустимо и верно. Плавать и плыть различаются по значению. Плыть - в каком-то направлении, плавать - по Ожегову - действие не в одном направлении, не в одно время, не за один приём. Так что плавать матросом можно, а плыть нельзя. Плыть можно пассажиром: "Однажды морем я плыла".
Судно идет, потому что это управляемое движение в определенном направлении. У корабля ХОД - движение в каком-то направлении (полный ход, задний ход)- это тоже термин. Кстати, у часов тоже ход, они тоже ходят, хотя ходит там только стрелка, и то по кругу. (5 баллов)
3. На виду (2 балла).
4. Озвончение глухих согласных, стоящих перед звонкими согласными:
о [ д ]алиться, про [ з`]ба, [ з ]гибать (1 балл)
5. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами,
ко граду – к городу. Это устаревшие книжные слова. (2 балла)
6. Иностранец знает только одно значение словосочетания «Дать на орехи» и не знает, что этот фразеологизм означает «сильно отругать, раскритиковать кого-либо». Выражение возникло в речи столяров и краснодеревщиков: мебель из простой древесины часто разделывалась "под орех", "под дуб".» (1 балл)
7. Его, её, их (по 1 б.) Всего 3 б.
8. Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.
Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п. (5 баллов)
9. Предлог под употребляется с двумя падежами: винительным и творительным. Этот предлог уточняет значение винительного падежа, указывая, куда именно направлено действие: ниже предмета – под стол. (4 балла)
10. София, Валерия, Всеволод, Григорий, Евдокия, Серафима, Валентина (Каждое правильное полное имя – 1 балл)
11. Лиса (2 балла)
12. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение. (4 балла)

15