Преподавание учебной дисциплины «История» как средство формирования духовно-патриотического чувства


Преподавание учебной дисциплины «История» как средство формирования духовно-патриотического чувства
преподаватель ГПБОУ «Республиканский аграрно-экономический колледж»
председатель ЦК общеобразовательных дисциплин П.Б. Абдулкахирова
Величие людей зависит от их дел, а история только напоминает деяния.
Дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло.
В этом году отметили 70-летний юбилей со дня победы, святой и священный день для каждого, кто считает Россию своей Родиной, для каждого, кто не забыл подвига своих предков, кто гордится величием сотворенного ими чуда. Как бы это ни пытались оспорить в некоторых странах, в особенности Украина, триумф советского народа 9 мая 1945 году - в немалой степени заслуга его руководителя.
Безусловно, историю творит народ, большинство которого составляют простые люди. Их труды, воля, терпение, мужество, любовь заслуживают памяти, изучения и самого глубокого уважения и восхищения. Но неверно отделят от понятия «народ» и его элиту – монархов, военачальников, государственных мужей, духовенство, промышленников и предпринимателей. Элита бывает эгоистичной и иногда злоупотребляет своим положением. Но без элиты, без знаковых фигур народ теряет целостность, превращается в аморфное «население» и становится уязвимым и слабым. Обезличенное событие плохо запоминается, его описание становится скучным.
Поэтому на своих уроках, особенно организованных в форме дискуссии, изучению исторических личностей уделяю большое внимание. Из своего опыта могу сказать, что хорошо применять уроки-дискуссии для выявления и формирования личностного отношения студентов к историческим деятелям. В результате дискуссии в сознании у ребят создается образ исторической личности, формируется уважение, желание понять ее, выработать понимание того, что нельзя судить личность, рассматривать исторического деятеля в отрыве от времени, в котором он жил. Хотя, сегодня уроки истории полны противоречий. Например, во многих учебниках истории Жукова представляют «маршалом победы». При всем моем преклонении перед Жуковым я против такого термина. Это несправедливо. Не один он одержал победу. У нас был и Верховный главнокомандующий, были и другие маршалы. Но среди этих полководцев, которые одержали победу, он, наверное, сыграл ведущую роль. А главная роль все-таки принадлежит Сталину и вообще руководству страны. «Наш главный и самый опасный противник – Советский союз. А Сталин обладает большими способностями как стратег и государственный деятель, чем Черчилль и Рузвельт вместе взятые».
Кто это сказал? Риббентроп, экс-министр иностранных дел Германии.
Мнение его сначала союзника, а потом и врага Уинстона Черчилля о том, что «Сталин принял Россию с сохой и оставил оснащенной атомным оружием» абсолютно точно выражает роль этой личности и корни «культа личности» в нашей истории. Нам не нужно забывать, что у нашей Великой победы был ее вдохновитель, а у Красной Армии - Верховный Главнокомандующий генералиссимус Иосиф Сталин.
Естественно, положительный результат при изучении исторических личностей, дает применение различных приемов. Например, по теме Гражданская война, раскрывая личность Колчака, просматриваем фильм «Адмирал», и каждый студент высказывает свою точку зрения, делает выводы, и сами убеждаются мужестве, стойкости, искренности и преданности Колчака России, чьи интересы он ставил выше интересов своего режима и собственной судьбы.
Многие студенты после просмотра фильма стали читать историю гражданской войны с желанием узнать о А.В Колчаке и его жизни как можно больше.
При изучении личности и о роли Николая IIв истории отечества на своих уроках подчеркиваю, что Николай II – это украшение русских царей: в нем воплотились лучшие черты русской монархии. Русская монархия всегда была самоотверженной и в Николае II подвиг русской монархии воплотился наиболее сильно. И в то же время Николай II был человеком, исключительно интересным в личностном плане как государственный деятель. Просто его оболгали, и ответственность за катаклизмы, что произошли при нем, лежит не на нем, а на обществе, которое с какой-то тупой решимостью делало все, чтобы Царь не совершил великих начинаний, какие хотел. Но посмотрите: в царствование Николая II произошел просто демографический взрыв. Мы сейчас хотим чего-то достигнуть, что-то там удвоить, стимулировать рост населения. При Николае II, за 22 года его царствования, население Российской империи выросло на 50 миллионов человек. Мы сейчас говорим об удвоении ВВП – в царствование Императора Николая II Россия входила даже не в пятерку, в тройку самых экономически сильных государств мира. На таких примерах мои студенты пытаются понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Сегодняшнюю молодежь нужно воспитывать на любви к своему Отечеству и на культуре межнациональных отношений. Одной из важных задач является формирование у студентов общечеловеческих норм и ценностей. Каждый молодой человек должен осознавать, различать, усвоить, учится беречь и развивать такие общечеловеческие ценности, как отечество, мир, свобода, здоровье, семья дети, культура, строить отношения между людьми на принципах честности, справедливости и уважения к человеку.
Преподавание истории дает мне возможность формировать патриотизм практически на каждом уроке через изучение истории отечества от древних времен и до наших дней. На уроках акцентировать внимание на великих личностях также мне помогает слайд - презентации, которые используем при подготовке к урокам. Такие технологии дают возможность зрительного восприятие материала, что вызывает интерес к изучаемой теме, позволяет лучше усваивать материал, оказывает большое воздействие на эмоциональном уровне.
Уроки « Истории Отечества» позволяют решать следующие воспитательные задачи: воспитание любви к отечеству и уважительного отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям,языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре своего народа; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям; внимательное отношение к этнокультурным и религиозным запросам людей.
На практических занятиях проводятся экскурсии в музей, встречи с ветеранами труда. Уроки посвященные Великой Отечественной войне должны быть совершенно особыми. При изучении тем связанных с Великой Отечественной войной, для лучшего усвоения студентами материала, для пробуждения в них осознания того, что и их семьи причастны к делу победы используем такие методы обучения, которые позволяют повысить интерес у студентов, заставляют их обратиться дополнительному самостоятельному обучению. Студенты изучают историю своих предков, участвовавших в войне, приносят на уроки фотографии своих прадедов военных лет. Но современным студентам трудно понять ,что мы живем в мирное время благодаря тем, кто когда то отдал свои жизни за это счастье – жить в мире. На своих уроках стараюсь тему Великой Отечественной освятить через самые страшные страницы войны – блокаду Ленинграда и страдания людей в концлагерях. Обязательно показываю хроники блокадного Ленинграда и мученическое существование узников концлагерей. И, видя блестящие от слез глаза студентов, понимаю, что эти леденящие душу кадры они не забудут уже никогда. Это война в самых ужасных в ее проявлениях. И надо сделать все зависящее от них в будущем, чтобы этот ужас никогда не повторился. Такие уроки воспитывают у студентов гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни многонациональный советский народ спас свою Родину от гибели. Вот только при таких на мой взгляд подходов история становится наставницей жизни(как говорил Цицерон).
Завершился учебный год и я, как преподаватель истории могу утвердительно сказать, что в этом учебном году, мои студенты по предмету имеют лучшие оценки, и больше у них стало патриотизма, любви и уважения к Родине, которые нельзя привить одними материальными благами .
Хочу также отметить, что под идеей единого учебника, которого мы все историки так ждем, не следует понимать какой-то один – единственный учебник, который станет обязательным для всех. Думаю, должен существовать некий канон - набор общепризнанных важнейших фактов истории Отечества и их трактовок.