Программа элективных курсов раздела «Художественная обработка материалов» 5, 6, 7 классы








Программа элективных курсов раздела
«Художественная обработка материалов»

«Виды декоративно – прикладного искусства».
5 – 7 классы.

учитель технологии Козлова И.В.


МОУ СОШ №4 г. Мичуринск.






















Пояснительная записка.

Данная программа элективных курсов может использоваться при изучении раздела «Художественная обработка материалов». Содержание программы направлено на выявление и развитие персональных особенностей учащихся, их способностей, усиление личностной ориентированности учебно-воспитательного процесса, обеспечение комфортности, положительной эмоциональной атмосферы, развитие мотивации учения. Ученицы приобретают практические навыки, знания о традиционных и современных видах декоративно-прикладного искусства.

Цели и задачи изучения раздела.
Формировать у учащихся общую культуру личности, самостоятельность, творческую активность, познакомить с некоторыми видами декоративно – прикладного искусства, в том числе, современными, историей возникновения и развития промыслов.
Развивать художественный вкус, научить понимать значение декоративно – прикладного искусства в жизни.
При выполнении работ использовать природные, экологически чистые материалы, а также обучать безотходному производству.
Формировать экономическое мышление.
Творческое развитие осуществлять через знакомство с проектными работами, образцами, разработками, выполненными сверстниками и профессионалами, их обсуждение, подготовка выставок, поиск и изготовление экспонатов.
Использовать как индивидуальные, так и групповые виды работ.
Осуществлять практическую направленность работ.
Решать творческие задачи, направленные на изготовление изделия.
Закреплять и осваивать новые технологические приёмы работы.
Формировать умения, навыки труда, грамотное обращение с инструментами и материалами.
Соединять трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.
Соблюдать правила безопасности труда при работе.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Художественное вязание крючком.
Учащиеся должны знать:
- историю вязания;
возможности вязания крючком, материалы, инструменты, их подбор;
виды и свойства нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, химических, смешанных;
основные элементы вязания крючком;
условные обозначения на схемах;
алгоритм увеличения и уменьшения количества петель;
технологию вязания декоративных изделий, способы ухода за ними;
правила посадки во время выполнения работы.

Учащиеся должны уметь:
подбирать пряжу, нитки, крючки в соответствии с назначением изделия;
выполнять простейшие элементы вязания крючком;
производить расчёт прибавления и убавления петель при вязании по кругу, фигурном вязании;
вязать декоративные изделия для украшения быта, предметов одежды;
обрабатывать изделия по окончании работ: крахмалить, утюжить.




Ручная вышивка.


Учащиеся должны знать:
исторические сведения о развитии народной вышивки;
особенности вышивки родного края;
возможности применения ручной вышивки;
правила подбора инструментов и материалов для вышивки;
особенности различных видов вышивок;
особенности обработки готовых вышитых изделий.



Учащиеся должны уметь:
подбирать инструменты и материалы для вышивки;
подготавливать ткань, нитки для работы;
закреплять нить в начале и конце работы без узлов;
выполнять простейшие ручные стежки: стебельчатый, тамбурный, гладьевые швы, «назад иголку», «козлик»;
выполнять простые мережки: «кисточка», «столбик», «в раскол»;
переносить рисунок на ткань несколькими способами;
вышивать изделие;
выполнять окончательную отделку вышитого изделия.












Вышивка шёлковыми лентами.

Учащиеся должны знать:

- исторические сведения о происхождении вышивки шёлковыми
лентами;

- особенности вышивания лентами;

- ассортимент изделий и приёмы работы;

- возможности применения этого вида работ для украшения изде-
лий;

- правила подбора инструментов и материалов;

- особенности обработки готовых изделий.




Учащиеся должны уметь:

- подбирать материалы для вышивки лентами;

- подготавливать основу и ленты для работы;

- закреплять ленту на изнаночной стороне;

- выполнять основные элементы – швы, цветы;

- выполнять окончательную обработку изделия;

- оформлять изделие с выполненной вышивкой лентами.










Учебно-тематический план 5 – 7 класс. 34 часа.



п/п

Тема


Количество учебных часов

I.
1.

2.

3.

4.

II.
5.


6.


7.

8.

9.

10.


I
·II.
11.


12.


13.

Художественное вязание крючком.
Материалы и инструменты. Основные элементы вязания.

Технология выполнения элементов.

Вязание прямо и по кругу. Прибавление и убавление петель.
Вязание изделия.

Ручная вышивка.
Материалы и приспособления. Виды вышивки. История вышивки.

Технология выполнения простейших ручных швов: стебельчатый, тамбурный, «козлик», «назад иголку».

Вышивка крестом. Двусторонний тамбовский крест.

Гладьевые швы.

Мережка.

Изготовление вышитых изделий. Миниатюрная вышивка.


Вышивка шёлковыми лентами.
Исторические сведения. Инструменты и материалы. Основные элементы вышивания.

Технология выполнения основных швов и элементов вышивания.

Изготовление вышивки лентами.
10
2

2

2

4

16
2

2

2

4

4

2

4


8
2


2


4






Программа.

Художественное вязание крючком.

Материалы и инструменты.
Основные элементы вязания. Воздушные петли, столбики.
Краткие сведения из истории рукоделия. Виды рукоделия.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания крючком.
Характеристика хлопчатобумажных, льняных, вискозных, шерстяных, смешанных ниток.
Подбор крючков.
Способы выполнения воздушных петель, столбиков без накида, с накидом, с одним, двумя, тремя и т. д. накидами, полустолбики, пышные столбики.

Технология выполнения элементов.
Технология выполнения воздушных петель, различных видов столбиков и других элементов.
Правильная посадка положение рук при вязании.
Сочетание элементов.

Вязание прямо и по кругу.
Элементы прямого вязания. Прибавление петель. Углы. Круговое вязание и исправление ошибок.
Окончательная обработка изделия.

Примерный перечень практических работ.
Подбор материалов, моделей, схем.
Изготовление образцов.
Выполнение эскизов.
Изготовление салфеток, воротника.
Обвязывание салфеток, скатерти.

Ручная вышивка.

Материалы и приспособления. Виды вышивки.
Сведения из истории. Ассортимент изделий. Используемые иглы, нитки. Изучение особенностей разных видов вышивки.

Технология выполнения элементов разных видов вышивки.
Особенности работы при выполнении разных видов стежков. Перевод рисунка на ткань. Приёмы работы.


Вышивка крестом.
«Крест» в костюмах России, Тамбовской области. Особенности отделки народного костюма.
Материалы. Возможности этого вида вышивки в отделке одежды, украшении интерьера. Технология выполнения работы.

Гладьевые швы.
Применение. Особенности глади, «ришелье». Подготовка ткани, рисунка, подбор ниток. Технология выполнения швов: односторонняя, белая, двухсторонняя, прорезная (ришелье) гладь. Настил, бриды, гладьевой валик, фестоны. Окончательная обработка изделия.

Строчевые и счётные швы, мережка.
Исторические сведения. Знакомство с возможностями данной техники. Технология выполнения строчевой глади, счётных швов, сетки, росписи, мережки. Приёмы выполнения элементов вышивки. Подбор вариантов рисунка. Особенности выполнения мережки. Возможности применения этих швов в отделке одежды, предметов быта.


Петельный шов, игольное кружево.
Краткие сведения из истории. Инструменты и материалы для работы. Виды изделий выполняемых в технике петельного шва. Элементы, составляющие рисунок: петельный шов, бриды, фестоны, паучки и т. п. Последовательность выполнения работ. Использование игольного кружева для отделки и оформления изделия. Окончательная обработка.


Примерный перечень практических работ.
Изготовление образцов швов.
Выполнение изделий с элементами счётных швов, строчевых.
Выполнение изделий с элементами мережки.
Изготовление салфеток в технике этих швов.
Изготовление картин, вышитых крестом, вышивка салфеток.
Вышивка изделий двухсторонней, белой, прорезной гладью.
Оформление края салфетки игольным кружевом.
Композиционное решение в сочетании мережки со швом крестик.


Техника «шенил».

Материалы, инструменты. Подбор, подготовка к работе.
Подготовка материалов: хлопчатобумажная ткань, сатин, вискоза, джинсовая ткань. Подбор по цвету. Настил, нанесение рисунка.


Приёмы и технология выполнения элементов техники «шенил». Выполнение изделия в технике «шенил». Обработка готового изделия.
Прошивание, разрезание. Обработка и окончательная обработка.


Примерный перечень практических работ.
Разработка вариантов схем рисунков.
Выполнение лицевой стороны техники «шенил».
Обработка изделия (детское покрывало, наволочка).
Стирка изделия, создание бахромы.




































13PAGE 15


13PAGE 14815