Технология. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж


Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж
Предмет: Технология
Класс:5
Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко
Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты
Предметные - учащиеся научатся выполнять на ПК эскиз и чертеж не сложной детали из древесины.
Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - что такое эскиз и технический рисунок, чертеж?Личностные - умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертеж).
Этап мотивации (самоопределение к деятельности)-орг. момент, создаем проблему показывая слайд с изображением видов, линий чертежа и масштабов. (главный, слева, сверху); (основная, размерная, выносная, штриховая, штрихпунктирная)
Вопрос: Что такое эскиз и технический рисунок, чертеж?
Что необходимо для выполнения чертежа?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися входе которой задаются следующие вопросы:
- Для чего служит масштаб? ( Познавательные УУД - приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)
- Назови виды изображений детали на чертеже?-
(регулятивные УУД - самостоятельно подбирают масштаб изображения детали на чертеже.)
- Какие типы линий чертежа ты знаешь? -
( познавательные УУД - подбор линий для обводки контура чертежа и изделия).
С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками в ходе которой задаются следующие вопросы :1.Что такое эскиз? (Познавательные УУД -приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)
2.Для чего служит масштаб? (Регулятивные УУД- самостоятельно отбирать наиболее подходящий масштаб изображения.)
3.Какие типы линий чертежа ты знаешь? (Познавательные УУД -искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)
Формулирование темы урока.
Как вы думаете чему, мы сегодня научимся?
Выяснив мнение детей учитель уточняет название графической документации и их определение, а также демонстрируют чертежи и эскизы, необходимых для изготовления изделия( актуализация знаний учащихся, регулятивные УУД- целеполагание)
Практическая работа
Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.
Пробное действие (задание)- Выполнение эскиза.
Выполнение этого задания рекомендуется провести в форме деловой игры: для этого мальчиков делим на бригады по три человека:
- одна «конструкторы» - выполняют графическое изображение
- вторая «чертежники»- расстановка размеров
- третья «контролеры»- определяют правильность выполнения графического изображения
(УУД коммуникативные- сотрудничество , выполнение разных ролей в группе)
Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.
Фиксация затруднения:
- не правильные типы линий чертежа и масштаба (способы решения проблемы)
Выход из затруднения:
Еще раз учитель показывает как правильно выполнять графическое изображение тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД- коммуникативные, совместные решения проблемы)
3. Рефлексия учебной деятельности
На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.
Вопросы: - Что такое эскиз?
- Какие новые знания для себя вы получили?
- Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?
Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные- адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности.)
Изложение программного материала.
1. Рассказ с элементами беседы.
Учитель. Скажите, прежде чем изготовить какую-либо деталь из дерева, что необходимо сделать? {Ответы учащихся.)Нужно оформить графическую документацию. К ней относится:
технический рисунок - объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала;
эскиз - плоское изображение детали (предмета) с указанием размеров;
чертеж - изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов. (См. Приложения, рис. 11, 12, 13.)

Очень часто возникает необходимость выполнить чертеж или большой или очень маленькой детали. Для этого используют масштаб.
Масштаб - отношение линейных размеров изображения к ее действительным размерам.
Применяют масштаб для уменьшения размеров - 1:2, 1:2 1/2, 1:4 и т. д; для увеличения размеров -2:1,2 1/2:1,4:1 и т. д.
Например. М 2:1 означает увеличение в два раза.
2. Р а б о т а по рассмотрению и комментированию рисунков.
Теперь давайте рассмотрим, как будут выглядеть проекции ящика, если смотреть на него из шести положений, указанных стрелками. (См. Приложения, рис. 14.)

На практике, как правило, такое количество изображений не требуется, и чертежи выполняются с тремя видами (см. Приложения, рис. 16)

"вид спереди (главный);
"вид слева;
"вид сверху.
Рассмотрите несколько чертежей. Обратите внимание, что линии на чертеже имеют различное изображение (начертание):
"сплошные - толщиной около 1 мм;
"выносные - толщиной 0,3-0,5 мм;
"размерные;
"осевые;
"штриховые;
"волнистые;
"штрихпунктирные.
3. Сравнение типов чертежных линий в таблице и на чертежах.
Рассмотрите таблицу различных типов чертежных линий, ознакомьтесь с их назначением. Найдите аналоги этих линий на чертежах, сравните и укажите, насколько они соответствуют требованиям к изображению и размерам.
Таблица 1. Линии чертежа

Название детали, масштаб и материал, из которого она выполнена, записывается в правом нижнем углу.
Зная все вышеперечисленные правила при работе с чертежом, вы легко сможете прочитать любой чертеж, то есть определить название, масштаб, количество видов, размеры и форму, материал.
4. П р и м е р ы разборов чертежей.
Учитель читает несколько чертежей вместе с учащимися, поправляет допущенные ими ошибки и неточности.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Изучить предложенную учителем деталь.
2.Зарисовать эскиз этой детали в тетради.
3.После проверки обвести контуры и нанести необходимые выносные и размерные линии.
4.Записать необходимые сведения о детали.
5.Прочитать чертеж, предложенный учителем.
Заключение .Повторение и закрепление материала. Оценка выполненных работ. Учитель отмечает лучшие работы, указывает на допущенные ошибки.
Домашнее задание: Прочитать стр.14,15 и ответить на вопросы:
1. Что такое чертеж? 2. Какое изображение называют эскизом? З. Чем отличается эскиз от чертежа?4. Вспомните уроки рисования и ответьте, чем отличается технический рисунок от художественного? 5. Что такое масштаб и каким он бывает?
Уборка рабочих мест.
Итог урока.