Цикл психологических занятий со старшеклассниками Волнение, тревога. стресс


Цикл психологических занятий с элементами тренинга
«Волнение, тревога, стресс»
Эпиграф:
Стресс – это не то, что с вами случилось,
а то, как вы это воспринимаете.
Подготовка:
1. Подготовить помещение для проведения занятия (аппаратура, экран, места для брейн-ринга, оформление, листы, фломастеры, клей).
2. Распечатать все методики на каждого для экспресс - диагностики.
3. Провести предварительную и диагностику (тревожность, уровень стресса).
4. Бланки для работы (индивидуальные и групповые).
5. Материал для «дневника настроений»
Цели и задачи:
1.Создать позитивную эмоциональную обстановку.
2. Выявить уровень стрессоустойчивости. Проанализировать результаты.
3. Познакомить учащихся с понятием стресса и способами борьбы со стрессом.
4. Повысить стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах, снизить уровень ситуативной тревожности.
5. Настроить на успех путем изготовления талисмана.
6. Научить телесно ориентированным методам снятия учебного стресса.
Методы и приемы:
Метод развития критического мышления: синквейн.
Элементы брейн-ринга.
Работа в группах.
Индивидуальная работа.
Ассоциативный метод.
Практический метод (упражнения для релаксации: «Рыбка», «Корзина с тревогой», «Шумомер», «Звуковая гимнастика», «гимнастика мозга»).«Календарь настроения».
ИКТ – презентация.
Метод рефлексии (упражнение «Ладошки»).
Оборудование:
1. Презентация со слайдами.
2. Бумага, ручки, волшебный мешочек с конфетами, набор для календаря настроений, бланки для ответов на каждый стол, таблички на столы, бланки для индивидуальной работы, фломастеры, клей.
3. Тесты для определения предрасположенности к экзаменационному стрессу.
Занятие № 1
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Введение в проблему:
А) Тема нашего семинара – «Стресс и способы борьбы со стрессом».
Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов. Эмоциональный стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Любое событие – и плохое, и очень хорошее – может вызвать стресс. Доказано, что стрессы являются причинами многих заболеваний: ревматического артрита, крапивницы, язвы желудка, гипертонии, хронические боли в спине, язву, астму, некоторые болезни сердца. Принято считать, что причиной возникновения стресса являются болезненные переживания, которые сопровождают в нашей жизни любое неприятное событие, тяжелое переживание или утрату: семейные неурядицы, конфликты с учителями или одноклассниками, болезни, травмы, неудачи в учебе, беспокойство по поводу сдачи экзаменов. Но, как это ни странно, причиной стресса могут быть события несущие радость: успешные учебные испытания, поступление или окончание учебного учреждения.
Стресс настигает нас, когда мы должны изменить режим или условия нашей работы, учебы, меняем планы.
Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс? В первую очередь потому, что они часто разрушают привычный и удобный порядок жизни. Предлагая взамен новые таящие неизвестность ситуации.
Б) Что происходит с нами, когда мы попадаем в ситуацию, которая становится для нас стрессовой?
1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую чем-то человеку (сейчас меня унизят, опозорят перед всем классом, будут ругать родители, учитель выразит недовольство, снова будет ситуация, с которой я не знаю, что делать).
2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.
3. В ответ на эти импульсы тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях, доставшуюся нам в наследство от животных. Программа эта очень простая: мы или нападаем, или убегаем, или замираем. Вернее, хотим это сделать, но…Нельзя. И тогда неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ, выделенных организмом для успешного отражения опасности, и накапливается в определенных зонах тела, в мышцах.
Эти "накопления" стресса мы можем заметить по привычным для нас позам: плечи опущены, голова втянута в плечи, поясница скрючена, невозможно сосредоточиться, глаза бегают, провалы в памяти. Любой другой набор внешних проявлений стресса: плечи и голова избыточно отведены назад, поясница прогнута, и для равновесия отрастает животик, зрение сфокусировано на одной точке.
А поскольку человек – система взаимосвязанная, то в результате через зажатые мышечные зоны с трудом начинают проходить сигналы от мозга к важным органам тела и обратно. Человек начинает намного быстрее уставать при выполнении даже простых заданий. При этом еще страдают наиболее ослабленные органы, и человек начинает болеть.
Это стресс — перенапряжение регуляторных систем. Стресс...Стресс, как внутреннее психическое напряжение, лишает человека жизненной энергии, снижает работоспособность, приводит к различным проблемам, недугам, заболеваниям...
Что такое стресс, каковы его разновидности, как эффективно управлять стрессом и заряжать себя позитивными мыслями, эмоциями, энергией... Об этом цикл наших занятий.
3. Диагностика.
Упражнение «Дорисуй и передай»
Организуются два круга (по цвету бейджиков), в которых пускаются два листочка. В центре круга на столе карандаши. Первая группа рисует «уверенность», вторая «неуверенность». По хлопку листочек передается соседу и т.п. (звучит мотивирующая музыка)
Обсуждение. Акцент на том, что уверенность рождает - спокойствие, сосредоточенность, а неуверенность рождает - тревогу, сомнение и дезорганизует.
-Постоянная тревога и напряжение приводят к стрессу.
Перед циклом занятий проводится предварительное тестирование.
Тесты:
Кратко ознакомить учащихся с результатами тестов
Например: 7 классы – «Тревожность»
В начале учебного года мы с вами проводили тестирование на определение уровня тревожности. Представляются диаграммы на слайдах и анализируется результат. Видно, что среди вас есть ребята, у которых уровень тревожности не совпадает с нормой. А беспокойство, тревога — одна из главных причин плохой работы памяти, концентрации внимания и мышечных зажимов при сдаче экзамена. Постоянная тревога и напряжение приводят к стрессу.
Слайд с диаграммой по предварительному тестированию.
Сейчас мы проведем ещё одну экспресс-диагностику.
Тест «Как определить уровень стресса?» Тест Ридера (Reeder L.)
Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями.
Суммируйте баллы и посчитайте средний балл.
Вопросы Да согласен Скорее согласен Скорее не согласен Нет, не согласен
Пожалуй, я человек нервный 1 2 3 4
Я очень беспокоюсь о своей учебе 1 2 3 4
Я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4
Моя повседневная учебная деятельность вызывает большое напряжение 1 2 3 4
Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение 1 2 3 4
К концу дня я совершенно истощен физически и психически 1 2 3 4
В моей семье часто возникают напряженные отношения 1 2 3 4
Оцените свой уровень стресса:
Уровень стресса высокий средний низкий
Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4
Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4

Вы наглядно убедились, что не у всех ребят в классе результаты уровня тревожности и стресса соответствуют норме.
Вы сдаёте зачеты, пишите контрольные работы, тесты, срезы знаний. В лицее проводятся зимние и летние сессии – пора экзаменов. Экзамены обычно сопровождаются усилением стресса, порой превращаются в пытку и приносят настоящие страдания.
Экспресс тест «Подвержены ли Вы экзаменационному стрессу?»
Работают в индивидуальных бланках. Вопросы – на слайде.
За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.
1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.
2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8. Мне трудно выступать перед классом.
9. Объявление оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных работ я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.
Сложите набранные баллы.
0-4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены: что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5-8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс. Если будете следовать всем нашим советам по подготовке, то стресс сам по себе уменьшится и вы хорошо сдадите экзамены.
9-12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов и слез? Психологи убеждены, что это вполне возможно.
Экзаменационный стресс. Откуда он берется?
Причины:
• интенсивная умственная деятельность; • нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения; • нарушение режима сна и отдыха; • негативные переживания
Симптомы экзаменационного стресса
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
• усиление кожной сыпи • головные боли • тошнота • «медвежья болезнь» (диарея) • мышечное напряжение • углубление и учащение дыхания • учащённый пульс • перепады артериального давления
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:
• чувство общего недомогания • растерянность • паника • страх • неуверенность • тревога • депрессия • подавленность • раздражительность
КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:
• чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих) • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.) • кошмарные сновидения • ухудшение памяти • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
• стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену • избегание любых напоминаний об экзаменах • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах • увеличение употребления кофеина и алкоголя • ухудшение сна • ухудшение аппетита
Контроль за самочувствием школьников в период экзаменов показал, что испытанию, и весьма серьёзному, подвергаются не только знания, но и здоровье детей.
Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в здоровье, а именно эти дети составляют сегодня большинство.
Экзаменационный стресс - один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
У отдельных учащихся систолическое артериальное давление перед экзаменом доходило до отметки 170-180 мм рт.ст., а пульс - до 120-130 ударов в минуту, что соответствует или показателям гипертоников с солидным стажем заболевания, или же показателям спортсменов, испытывающих значительные физические нагрузки.
По данным проведенного специалистами анкетирования,
33% опрошенных жаловались на учащение сердцебиения перед экзаменом,
31% отмечали расстройство сна,
20% говорили о нарушении контроля за мускулатурой (неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр.),
8% говорили о неприятных ощущениях в груди,
4% жаловались на головные боли и пр.
Несчастные экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Во время подготовки и ответа у учащихся сужаются или расширяются сосуды, изменяется ритм дыхания, состав крови и слюны, усиливается потоотделение.
Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов наблюдается у учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому же экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент - весной, в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, у них наблюдаются гиповитаминозы, обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, что ещё сильнее вредит их здоровью и самочувствию.
По данным российских ученых, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, элемент неопределенности при выборе билета (повезет - не повезет?) и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональное напряжение до максимальных значений, что сопровождается «гормональной и вегетативной бурей».
Занятие № 2
Ход мероприятия:
4. Треннинг.
Индивидуальная работа в бланках.
Упражнение «Ассоциации»
Перечислить все слова, ассоциирующиеся со словом «экзамен». По желанию – озвучить.
Синквейн (слайд)
Эти «слова – ассоциации» вам помогут составить синквейн.
На слайде схема-структура синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. (Образцы на слайдах) По желанию – озвучить.
Снятие напряжения - Упражнение «Рыбка».
Дети следят за движениями руки психолога, и когда «Рыбка» появляется над поверхностью воды, - хлопают в ладоши. Темп меняется.
Занятие № 3
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Продолжаем цикл занятий. Начнём с работы в группах.
Работа в группах «Стресс - это серьезно».
Ответы на вопросы по аналогии с брейн-рингом на групповых бланках, правильные ответы на слайдах.
Вопросы:
Что такое стресс? - формулируют определение на листочке
Какие эмоции он вызывает?
Назвать 5 признаков стресса – пишут
Слайды с различными признаками стресса – информируем
Что такое стрессор? - слайд
Работа с самым актуальным для вас стрессором – перегрузки в школе. Учащиеся обсуждают в группах и предлагают свои способы преодоления школьных перегрузок.
Как вы понимаете, что такое стрессоустойчивость?
******************************************************
1.Что такое стресс?
• физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, подавленности, спада;
• совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью (Ганс Селье)
• Стресс (от англ. stress — напряжение) — состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
2. Эмоции стресса:
Эмоции агрессивного ряда:
• раздражение • досада • возмущение • злость • негодование • гнев • ярость Эмоции тревожного ряда:
• чувство напряжённости • обеспокоенность • взволнованность • озабоченность • взбудораженность • ощущение опасности, угрозы • чувство замешательства • чувство тревоги • страх • смятение • растерянность • паника • ужас
3. Признаки стресса:
Физиологические симптомы стресса:
• Стойкие головные боли, мигрень • Головные боли • Неопределенные боли • Нарушение пищеварения • Вздутие живота образующимися газами • Запор или диарея • Спазматические, резкие боли в животе • Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто) • Чувство нехватки воздуха на вдохе • Тошнота • Судороги • Утомление • Подверженность аллергиям • Повышенная потливость • Сжатые кулаки или челюсти • Обмороки • Частые простудные заболевания, грипп, инфекции • Возобновление болезней, имевших место ранее • Быстрое увеличение или потеря веса тела • Частое мочеиспускание • Ощущение покалывания в руках и ногах • Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине • Кожные сыпи • Чувство комка в горле • Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов
Интеллектуальные признаки стресса:
• Нерешительность • Ослабление памяти • Ухудшение концентрации внимания • Повышенная отвлекаемость • "Туннельное" зрение • Плохие сны, кошмары • Ошибочные действия • Потеря инициативы • Постоянные негативные мысли • Нарушение суждений, спутанное мышление • Импульсивность мышления, поспешные решения
Эмоциональные симптомы стресса:
• Раздражительность • Беспокойство • Подозрительность • Мрачное настроение, депрессия • Суетливость • Ощущение напряжения • Истощенность • Подверженность приступам гнева • Циничный, неуместный юмор • Ощущение нервозности, боязливости, тревоги • Потеря уверенности • Уменьшение удовлетворенности жизнью • Чувство отчужденности • Отсутствие заинтересованности • Сниженная самооценка • Неудовлетворенность работой
Поведенческие признаки стресса:
• Потеря аппетита или переедание • Плохое вождение автомобиля • Нарушение речи • Дрожание голоса • Увеличение проблем в семье • Плохое распределение времени • Избегание поддерживающих, дружеских отношений • Неухоженность • Антисоциальное поведение, лживость • Неспособность к развитию • Низкая продуктивность • Склонность к авариям • Нарушение сна или бессонница • Более интенсивное курение и употребление алкоголя • Доделывание работы дома • Слишком большая занятость, чтобы отдыхать
4. СТРЕССОР - это фактор, вызывающий стрессовую реакцию.
1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС - неумение управлять эмоциями, конфликтами.
2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ - ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены.
5. Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.
• Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Снятие напряжения – Упражнение «Корзина с тревогой»
На листочках (чем больше формат, тем лучше) напишите все свои негативнее эмоции, которые вы сейчас переживаете. Затем скомкайте как можно активнее и с чувством освобождения от ненужного, выбросите в корзину.
Варианты упражнения:
Скомкать газету и выбросить ее.
Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить в корзину.
Слепить из газеты свое настроение.
Закрасить газетный разворот.
-Я предложила вам некоторые способы борьбы с тревогой. Подумайте и обсудите, какие бы вы посоветовали друг другу способы успокоения, снятия напряжения, тревоги.
Занятие № 3
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Продолжаем цикл занятий с работы в группах.
На занятии № 2 вы узнали, что «Стресс - это серьезно». Сегодня мы продолжим знакомиться со способами борьбы со стрессом, чтобы по окончанию нашего цикла вы могли определить для себя наиболее предпочтительные способы и использовать их.
Работа в группах. Способы борьбы со стрессом – позитивное мышление.
Привычка негативного мышления заставляет нас видеть вещи хуже, чем они есть на самом деле, вынуждает действовать в ущерб самому себе. Чем чаще мы позволяем себе негативные мысли, тем хуже мы себя чувствуем и тем больше склоны думать о плохом. Наоборот позитивные мысли помогают почувствовать себя лучше и уверенней, позволяют конструктивно подходить к любой ситуации и действовать более рассудительно.
Работа в группах – негативные утверждения переработать в позитивные альтернативы (бланки с утверждениями). Проверка – слайд.
Примеры негативного мышления и некоторые альтернативные им позитивные мысли (написаны на доске):
Негативные утверждения Позитивные альтернативы.
1. Я так не уверен в себе, не могу это сделать, у меня не хватает знаний, нет таких способностей. Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю! Это ужасно! «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе». Я все же попытаюсь сделать еще одну попытку. Если у других получается, то должно получиться и у меня. А вот если я прекращу все попытки, наверняка потерплю неудачу.
2. «Ой, как я боюсь, как мне плохо!» Мной овладевает паника. Я слишком нервничаю, волнуюсь. У меня это не получится. Скажите самому себе «Стоп!». «Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь». «Я – спокоен – и уверен – в себе!». Нет ничего страшного в том, что я волнуюсь. Надо взять себя в руки, успокоиться, сосредоточиться и сконцентрироваться на деле.
3. Я устаю. У меня нет никаких сил, я не высыпаюсь, полноценно не отдыхаю, все время болит голова. «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе». Вместо того, чтобы тонуть в слезах, жалеть себя, мне надо пересмотреть свой режим дня, определиться с самыми важными делами, составить график труда и отдыха.
4. Я раздражен. Меня не понимают, мне никогда не идут навстречу, не учитывают моих интересов. «Каждый человек имеет право на свою точку зрения». «У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию". Всегда можно и нужно договориться. Надо уметь объяснить свою точку зрения так, чтобы меня услышали и поняли, постараться найти компромисс.
5. Мне это скучно, не интересно. Я не хочу этим заниматься. «Во всем есть что-то привлекательное». Нужно только разглядеть и заинтересовать себя. Я не первый раз нахожусь в таком состоянии и знаю, что оно пройдет.
Звуковая гимнастика для снятия стресса.
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Поём следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Упражнение "Голосовая разрядка”Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе издать резкий звук "Ух!”
Работа в группах
Отвечают на вопросы:
«С какими способами борьбы со стрессом вы уже познакомились?»
(«Рыбка», «Корзина с тревогой», «Позитивное мышление», «Звуковая гимнастика»)
Занятие № 4
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Продолжаем цикл занятий.
Кинесиология.
Гимнастика мозга.
Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое полушарие отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной работы можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.
Есть несколько упражнений, цель которых – избавить вас от подобных неожиданностей (слайды).
Подготовительная процедура, которая называется "Ритмирование", означает обретение Позитивности, Активности, Ясности и Энергетичности сознания и тела в процессе учения. Эту процедуру Деннисон предлагает проводить перед любой деятельностью, когда вы хотите быть полностью вовлечены в ее процесс.
1. Перекрестные движения помогают восстановить гармоничную работу обоих полушарий. Как известно, правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой. Делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу оба полушария.
Перекрестный шаг: правая рука кладется на левое колено. При каждом шаге правая нога ставится в левую сторону, а левая нога – в правую.
2. Следующее упражнение знакомо всем с детства: руки вытягиваются вперед, ноги поочередно поднимаются и касаются ладони противоположной руки.
3. Подойдут и «цыганские шаги»: нога сгибается в колене, идет назад. Противоположная рука бьет по пятке.
Но не всегда есть возможность встать и подвигаться. Специально разработаны перекрестные упражнения, которые нетрудно выполнять сидя за партой. Например: правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу.
Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А 4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
Занятие № 5
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Продолжаем цикл занятий.
Упражнение «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Работа в группах
Предлагаем вам вспомнить и прокомментировать самые ходовые и приметы и «колдовские действия», которые помогают вытаскивать лучше всего выученный билет и успешно проходить экзаменационный марафон!
–1. Одна из них очень громкая – «Халява, ЛОВИСЬ!» – кричат, высунувшись из окна и размахивая зачетками, старшеклассники и студенты в ночь перед экзаменом. Согласно ученическому фольклору, «халяву» обязательно нужно прикормить. Одни ловят ее на сахар, другие – на кусочек печенья. Можно и на варенье, но тут есть риск разгневать экзаменатора: лакомство нужно класть между страницами. Вот только не факт, что капризная Халява выберет именно вас – представляете, сколько окон в эту же ночь призывно распахнут свои объятия? Менее экстремальный вариант – перед выходом к строгим преподавателям прошептать заклинание – «Халява, приди!». А в ожидании вердикта – «Халява, не подведи!». Причем призвать на помощь Халяву не возбраняется как надеющимся на чудо двоечникам, так и вполне компетентным, «крепким» ученикам. Согласитесь, все это не что иное, как ребячество.
–2. Есть не менее проверенный поколениями способ – идти на экзамен в той же одежде, в которой уже однажды что-либо удачно сдал. Примета также предписывает не стирать одежду, в которой вы удачно сходили на свидание или пережили какой-нибудь другой счастливый момент в своей жизни... Некоторые наиболее продвинутые знатоки ученического фольклора утверждают, что накануне экзамена нельзя мыться... Впрочем, если жара достала, ополоснуться еще можно, но вот голову мыть ни-ни! Вдруг с трудом впихнутые в нее формулы, определения и правила утекут вместе с остатками шампуня!
–3. Некоторые рассказывают, что ради успешной сдачи экзамена надо одеться во все черное (а девушкам еще и накраситься соответственно).
–4. Обычно неплохо срабатывают такие методы: непосредственно перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку.
–5. Попробуйте также применить на деле знакомый всем с первого класса «приемчик»: положить в туфель или ботинок непременно под пятку медный (советского образца!) пятачок!
–6. Родственники и друзья тоже могут помочь вам (если только они верят в приметы): чтобы вам сопутствовало везение на экзамене нужно держать кулаки плотно сжатыми все время, пока вы краснеете или бледнеете под пытливыми взглядами экзаменаторов. Еще лучше сопровождать держание кулаков разнообразными кошмарными ругательствами в ваш адрес. Исключая, правда, слово «дурак».
Конечно, вряд ли стоит уповать на эти приметы столь сильно, чтобы вообще не удосужиться заглянуть в полезные умные книги или отксерокопированные с тетрадей отличников записи. И все же.… Не стоит отказывать себе в нескольких радостных минутах.
7. Смехом тоже можно «ударить» по стрессу
Малазийские ученые установили что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.
8. Телевизор тоже может неожиданно оказаться помощником. Конечно, фильм ужасов или боевик с мордобоем энтузиазма перед экзаменами не прибавят. Зато забавная комедия или юмористическая передача могут оказаться чудодейственными. И это не преувеличение.
В одном эксперименте психологи просили испытуемых решить довольно сложную головоломку. Почти все, кому предварительно показали комедийный фильм, справились с задачей. Не смотревшие фильма или смотревшие фильм невеселый в большинстве своем с задачей не справились.
Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это – только к лучшему.
6.Заключение
Индивидуально – цветонастроение 2 в бланк.
Практические упражнения.
Упр. «Ладошки» (на обратной стороне индивидуального бланка) – Обводят свою ладошку выбранным цветом. Ответы – на рисунке с ладошкой.
Рефлексия.
Вопросы на слайд для «ладошек»
-Как себя сейчас чувствуете?
-Что важное узнали для себя?
-Что было самым трудным?
-Что можете пожелать друг другу?
-Какой способ для снятия стресса ты выбрал для себя?
Упр. «Шумомер» - хлопают по движению «стрелки» то громче, то тише.
Варианты:
Громко спеть любимую песню
Покричать то громко, то тихо
Занятие № 6
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Продолжаем цикл занятий.
Рекомендации:
•Дайте себе команду расслабиться (аутогенная тренировка).
•Не бойтесь плакать
Слезы горя, радости или облегчения – прекрасный способ избавиться от стресса.
•Высмеивайте свои тревоги (смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль, кто смеется, живет долго)
•Учитесь воспринимать критику.
Вы решили, что критика справедлива. Тогда предпримите шаги, чтобы исправить ваши недостатки, или постарайтесь не повторять оплошностей. Если же вы убедились, что критика беспочвенна, забудьте ее.
•Пять простых шагов, избавляющих от постоянного чувства тревоги
Психологи разработали простую программу, как уменьшить немотивированное чувство тревоги. Основная идея – признать, что есть вещи, которые действительно стоят беспокойства, но важно свести к предельно возможному минимуму время, когда вас обуревает чувство тревоги.
1. Определите свои симптомы тревожности, такие как неспособность сконцентрироваться, влажные ладони или ощущение, что к вам в желудок «залетели бабочки».
2. Выделите специально полчаса в день, чтобы тревожиться.
3. Напишите на листе бумаги перечень проблем, вызывающих у вас беспокойство в течение определенного промежутка времени.
4. Используйте эти полчаса для того, чтобы проанализировать перечисленные проблемы – есть проблемы, решение которых не в ваших силах, поэтому тревожиться здесь бессмысленно, есть проблемы, выход из которых вам надо найти и надо продумать свои действия на будущее, чтобы избежать новых трудностей – этим и займитесь.
5. Если вы обнаружите, что продолжаете думать над тревожащими вас вещами в другое время дня, либо настойчиво отгоняйте эти мысли, либо переключайтесь сознательно на приятные мысли.
•Притормозите!
Попытки успеть многое в короткий промежуток времени – самая частая причина стресса.
•Как правильно распорядиться временем
Время. Мы не можем создать его, запасти, продать. Мы способны лишь его тратить. Каждый из нас получает 24 часа в сутки, но есть люди, которые успевают за этот срок все, что намечают. Попробуйте несколько приемов для более экономного расхода времени.
•1. Составляйте список дел, перечислите в нем совершенно необходимое, и то, что хотелось бы сделать. Регулярно отмечайте, насколько вы продвинулись, это дает приятное чувство удовлетворения.
•2. Все дела разнесите по категориям: самые главные – что нужно сделать в первую очередь, менее приоритетные – нужно сделать достаточно скоро, и, наконец, то, что нужно сделать, когда будет свободное время. Следуя этой схеме, вы убедитесь, как рационально можно использовать время.
•3. Избегайте лишних обещаний. Оцените свои возможности: сколько у вас будет свободного времени и что вы успеете, все сверх этого – просто невыполнимо.
•4. Признайте разницу между активностью и продуктивностью.
Активность (скажем, множество телефонных звонков) совсем не означает выполнение всего намеченного. Продуктивность – это шаги к выбранной цели, они, как правило, и дают результат. Старайтесь по возможности быть продуктивным, а не просто активным.
•5. Проанализируйте причины потери времени. После напряженного дня вспомните, что отняло у вас время и снизило вашу продуктивность: кто-то зашел поболтать, явился посетитель, о встрече с ним вы и не уславливались, вы просидели на совещании, которое не имело к вам никакого отношения. Придумайте, как избежать в дальнейшем такие потери.
•6. Организуйте спокойное время на работе. Выделите часы для приема посетителей, и часы, когда вас нельзя беспокоить. Закройте дверь, отключите телефон, так у вас появится возможность поработать определенное время сосредоточенно.
•7. Как у каждого человека, у вас есть в течение дня подъемы и спады продуктивности. Планируйте свою работу так, чтобы самое трудное приходилось на подъемы, а рутина на время спадов.•8. Признайте, что вы несовершенны. Конечно, нужно стараться в любом деле. Но вы должны твердо уяснить, что все делать идеально не может ни один человек. Если вы уделяете слишком много внимания деталям, вы тратите время впустую – в любом деле есть главное и второстепенное. Помните о приоритетах.
•9. Избегайте нерешительности. Если у вас возникло «пустое» время, спросите себя – что нужно сделать сейчас?
•Как вести себя в кризисных ситуациях
Стресс, испытываемый вашей психикой, прямо пропорционален вашему отношению к кризису – воспринимаете вы его как угрозу сложившемуся или как вызов судьбы, как новую возможность для себя или как билет в ад. Вот некоторые навыки, которые позволят вам пережить серьезное испытание с как можно меньшими потерями.
- Постарайтесь смотреть на будущее в положительном свете. Хотя бы недолго вспоминайте, как вы себя ощущали, когда все было хорошо. Если люди представляют себя в определенной ситуации, появляются связанные с ней ощущения.
- Учитесь приемам физического расслабления. Если ваше тело расслаблено, то и психика не может быть в напряженном состоянии.
- Постарайтесь быть реалистичнее, когда вы описываете себе или близким ситуацию, в которой оказались. Избегайте таких эмоционально окрашенных слов, как «никогда», «всегда», «ненависть».
- Живите сегодняшним днем. Установите цели на сегодня, не требуйте слишком многого от себя.
- Не разрешайте себе утонуть в жалости к себе, не отказывайтесь от помощи. Любовь, дружба и социальная помощь – мощные инструменты в борьбе со стрессом.
- Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и они выжили. Так будет и с вами.
•Заставьте стресс работать на вас
Выражаясь образно, поймайте терзающих вас драконов и съешьте их на обед. Другими словами, если вы сможете принять негативное событие (скажем, потерю работы) как необходимость совершить позитивное действие (найти лучшую), вы сможете победить стресс его же оружие.
Занятие № 7
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вход в аудиторию (звучит музыка), деление на группы - тянут конфетки разного цвета из «волшебного мешочка» (распределяются по цвету конфет)
«Ассоциации» - в индивидуальных бланках напишите с кем или чем себя ассоциируете. Запишите свое «имя» на данном тренинге в бланк.
«Дневник настроения» - устали, 6 уроков, конец недели, выберите квадрат определенного цвета, приклейте в бланк напротив своего имени.
2. Заканчиваем цикл занятий.
«Талисман на удачу на экзамене».
Чтобы ваша уверенность осталась с вами и на экзамене, мы изготовим «Талисман на удачу».
Это будет мандала на успех, которую можно взять с собой.
Ма́ндала (санскр. — круг, диск; ) — «магический круг» ,сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.
Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
Творческое задание - изготовление талисмана.
Ребятам предлагается заготовка, цветные нитки, интерпретация – значение цветов в мандале. Выбрав нужный цвет для себя, каждый изготовит талисман, вложив в него свои позитивные эмоции, надежды, мысли.
«Значение цветов в мандале»
Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульную ткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Лидерство, активность, энергия.
Оранжевый - творчество, движение.
Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Разум, мудрость, интеллект. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы.
Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. Потребность в самоуважении, мягкость .Голубой, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности в своих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функции щитовидной железы и почек. Интуиция, эмоции.
Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство и страхи. Спокойствие, разум, логика.
Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Духовность вдохновение.
Совет - в комнате на видном месте разместите цитаты и высказывания, вызывающие положительные эмоции.
Список литературы
Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999.
Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Наука, 1995.
Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: Педагогика, 1990.
Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2003.
Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб.: Питер, 2003.
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1993.
Монина Г. Б., Лютова - Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб: Речь - 2005.
Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М.: ФиС, 1988.
Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: Педагогика, 1979.
Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: Психология, 2005. – 304 с.
Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – СПб.: Питер, 2000.
Экзамены и стресс// Школьный психолог. 2006. №8.
http://psy.1 september.ru/view_article.
http://school-avm.ru/load/0-0-0-16-20 •