Выступление на педсовете. Работа психолога школы по социализации выпускников.


Выступление-содоклад на педагогическом совете
«Проблемы социализации учащихся школы»
педагога-психолога Викуловой О.А.
тема: Работа педагога-психолога по социализации учащихся 9-х классов на предпрофильном этапе обучения.

Программа предпрофильного и предпрофильного обучения направлена на подготовку учащихся к послешкольному профессиональному образованию. В основу этой подготовки взят курс « Психология конкурентноспособной личности». Конкурентноспособная личность – это личность, способная к осознанному ценностному выбору ( в частности, к выбору своей жизненной траектории), способная взять ответственность за сделанный выбор, и способная адаптироваться к условиям современной жизни. Выбор, ответственность и адаптация – эти три понятия являются основными составляющими понятия социализация в реальных условиях рыночного общества, в котором в скором времени предстоит жить самостоятельно нашим будущим выпускникам. Социализация учащихся – основная задача работы по предпрофильному обучению. Каким образом осуществляется данная задача?
Во-первых, это самопознание, которое в рамках предпрофильного обучения преподносится в ракурсе самодиагностики: диагностики своего «хочу» и своего «могу».(Если желания, стремления, интересы лежат на поверхности, то понятие «могу» лежит чаще всего в области бессознательного и находится на самооценочном уровне и если у учащегося низкая личностная или когнитивная самооценка, то возникает страх, неуверенность, которые озвучиваются вопросом:
«А мне можно выбирать эту профессию? Есть ли у меня задатки, основания к этому выбору?». Детям очень важно получить ответ на этот вопрос. Поэтому первые занятия посвящены изучению личностных особенностей: темперамента, самооценки, уровня притязаний, интересов и склонностей, а также ведущих мотивов деятельности. Эти знания о себе являются базой дальнейшей работы. Ученики на этом этапе формируют свое собственное понимание себя как личности, индивидуальности и готовность собственного выбора.
Следующий шаг – стимулирование развития учащихся. На этом этапе работы используются элементы личностной диагностики и элементы сюжетно-ролевой игры. Такие задания, как ответ на вопрос с позиции «Я в будущем», «Если бы я жил в 40-е годы 20 века». На основе жизненной ситуации, актуальной для современного подростка, и погружения своего я в иную временную ситуацию учащиеся подходят к осознанному выбору жизненной перспективы, осуществляя при этом нравственный выбор, учатся отстаивать свою гражданскую позицию. С помощью подобных заданий и упражнений раскрывается потенциал личности.
3 шаг- практическое осмысление полученного арсенала знаний, умений и навыков. Здесь используются материалы смежных дисциплин: психологии общения, конфликтологии, имеджелогии. Формы работы – элементы психотренинга, ролевой игры, дискуссии. Практическая работа на этом этапе строится на освоении 4 важнейших технологий: визуализация своей будущей профессии, технология прврашения мечты в цель, технология бесконфликтного взаимодействия на основе трансактного личностного анализа, технология выхода из стресса.