Тезисы авторской работы В союзники зову коллег -2

Тезисы авторской работы
творческого коллектива учителей МОУ «СОШ № 20 г. Абакана»
«В СОЮЗНИКИ ЗОВУ КОЛЛЕГ – 2»

Авторы: Каткова С.Б. учитель иностранного языка, Николаева Н.В. учитель географии, Лукьянова С.В. учитель информатики, Хорина О.Н. учитель русского языка

В процессе взросления каждый человек решает для себя две основные задачи. Во-первых, он стремится понять, проявить и обозначить свою уникальность и неповторимость. Во-вторых, ему необходимо сориентироваться в разнообразии групп, окружающих его, и определить свое место в социокультурном пространстве. Человек ищет ответы на вопросы: кто я, каков я, каким меня видят другие, что меня отличает и/или роднит с ними. Важнейшей составляющей ответов на эти нелёгкие вопросы является понимание своей этнической идентичности, которая формируется в первую очередь через любовь к своей малой Родине.
С чего начинается Родина? С детского сада, в котором малыш проводит первые годы своей жизни; со двора, где он играет с друзьями; с парка, по тропинкам которого бродит, держа за руку маму С родного города, где все – куда бы не забросила ребенка судьба - напоминает ему о том времени, когда деревья были большими.
Воспитание чувства любви и уважения к малой родине является неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. Нельзя любить Родину вообще, не понимая значения этого слова, не вкладывая в него никакого смысла. Важно уметь видеть прекрасное в том, что нас окружает, радоваться каждому дню, нести ответственность за свои поступки и деяния, чувствовать, что земля, по которой ты ходишь ежедневно твоя, родная. Значит необходимо требовательно относиться к себе. Но прежде всего, по словам Сухомлинского «воспитателю самому надо быть истинным Человеком – жить правильно, любить детей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца».
Важным, на наш взгляд, является сосредоточение внимания не только обучающихся, но и педагогов, родителей на способах решения существующих в обществе проблем осознания своего места в череде поколений и более глубокого понимания своего места в социокультурном пространстве через гражданско-этническую идентичность личности.
Процесс решения проблемы затруднен отсутствием качественной методической базы, в которой мы с вами могли бы найти рекомендации и советы.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий. Именно они обеспечивают проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции. Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что наше многонациональное государство (в частности наша республика) делает первые шаги в возвращении утраченных ценностей: активно ведется поисковая и архивная работа, научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся.
Материалы Национальной доктрины образования в РФ указывают на то, что «система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать бережное отношение к традициям россиян». Но как научить подростков и молодежь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать толерантность людей друг к другу?
Мы предлагаем вариант решения проблемы путем углубленного изучения природных особенностей, культурного наследия, исторического прошлого своей малой Родины.
Готовясь к классным часам, педагоги школ столкнулись с проблемой «скудности материала». В методических рекомендациях и сети Интернет большой объем теоретического материала, которые абсолютно не воспринимается учениками начальной и средней школы, а старшим звеном изучен на уроках географии и истории. Приходилось самостоятельно вести поиск иллюстративного, занимательного материала, создавать слайдовые фильмы – готовиться в одиночку, заново «изобретать велосипед».
Так родилась идея создания «универсального» сборника материалов, информация которого доступна, интересна и может быть применима при организации подобных мероприятий в любом субъекте Российской Федерации с учетом регионального компонента.
Цель проекта: создание условий для укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся через обращение к истокам национальной культуры, утверждение в сознании молодого поколения образа малой Родины, её героических традиций, сохранение исторической памяти народов России.
Задачи:
вовлекать обучающихся и педагогическое сообщество в формирование единой базы данных;
развивать инициативу и создавать условия для личностного роста участников проекта;
интегрировать усилия специалистов;
способствовать активизации и расширению инновационного потенциала педагогического сообщества России;
развивать профессиональную компетентность участников проблемно-творческой группы.
Принципы, на основе которых реализуется проект:
гуманизма, предполагающего отношение к каждому участнику как к самоценности.
Духовности, проявляющейся в формировании у участников проекта гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных норм морали.
Демократизма, основанного на взаимодействии и сотрудничестве.
Патриотизма, предполагающего формирование национального самосознания как одного из условий, обеспечивающих связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры.
Конкурентоспособности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в сложных условиях конкурентной борьбы.
Толерантности, терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Культуросообразности, воспитания с опорой на культурное наследие.
Природосообразности, учета половозрастных особенностей, врожденных способностей, физиологических и биологических особенностей.
Социально-педагогической значимости – воспитания в коллективе, с учетом влияния среды,
окружающего социума.
Творческие, научные работы школьников, представленные в нашем сборнике, наглядно свидетельствуют о необходимости, важности работы педагогов в сохранении и развитии духовных, исторических и культурных ценностей, в значимости гражданской и этнической идентичности личности в современном мире. Подтверждением являются призовые места работ обучающихся на конкурсах разных уровней.
Идея работы над проектом родилась не сразу. Но понимание того, что наша работа необходима учащимся, вселяет в наши сердца огромный оптимизм и дальнейшее желание творить.
Методические разработки, входящие в сборник «В союзники зову коллег – 2. Мост дружбы» успешно используются в деятельности учителями-предметниками и классными руководителями школы и города.



15