Современные родители: помощники, наблюдатели или оппоненты?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода

Современные родители: помощники, наблюдатели или оппоненты?

Веникова Яна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №47 г.Белгорода


«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа...»
Л.Кассиль
В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. В рамках реализации ФГОС образовательным учреждениям необходимо находить оптимальные формы взаимодействия семьи и школы.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном на свой школьный опыт, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Современных родителей можно условно разделить на три группы.
Первая группа – родители наблюдатели.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание со стороны, выполняя, роль наблюдателя, не вмешиваясь в воспитательный и образовательный процесс. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Вторая группа - родители-помощники.
Для полного развития личности необходим родитель - помощник, оказывающий поддержку, создающий атмосферу счастья, любви, понимания. Ведь очень важно, чтобы был не только воспитателем, но и участником совместных дел, в том числе и учебного процесса. Ребенку просто необходимо сотрудничество с взрослым.
Просвещенный и современный родитель, должен быть вовлечен в жизнь своих детей, проявлять интерес и повышенное внимание к увлечениям своего чада. Внимательно следить за тем, какую музыку они слушают, с какими компаниями общаются, какие книги читают.
Родитель - помощник активно участвует в жизни классного коллектива и тесно взаимодействует с педагогами школы, он заинтересован в успехах своего ребенка. Между ребенком, родителем и педагогом совершенно необходимо взаимное доверие. Они взаимозависимы. Если ребенку не хватает помощника в лице родителя, то проблемы с воспитанием неизбежны. Ребенок, вынужденный действовать самостоятельно и, как следствие, не будет верить в свои силы.
Третья группа - родители оппоненты.
Работа с семьей, ее привлечение к жизни класса, выращивание общности, возникающей между родителями и педагогами, — одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива.  Пока не сложилась эта общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в класс. 
Проблемность вопроса, который я сегодня решила затронуть в своем выступлении, в том, что на него нельзя ответить однозначно. Ситуация настоящего времени такова, что все три категории присутствуют в каждом классном коллективе, разница лишь в их процентном соотношении. Конечно, хорошо, когда помощников у тебя больше, но это не значит, что надо закрыть глаза на существование двух других категорий. И поэтому педагог, которому не безразличны интересы его подопечных, который хочет отвечать за результаты своей работы вынужден искать способы превращения оппонентов в наблюдателей, а наблюдателей в помощников. Здесь стоит вспомнить о том, что главными учителями ребенка, главными людьми, ответственными за его здоровье и благополучие, все же являются родители. Именно родители должны принимать ответственное решение о том, в каком направлении нужно развивать ребенка, в то время как школа призвана обеспечить помощь и поддержку в воспитании, развитии и обучении.
Придя работать в школу и познакомившись с родителями своих учеников, я поняла, что представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании и развитии детей. Ведь есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребёнку полноценное воспитание и образование. Может быть, мое утверждение покажется странным, но я считаю, что родителей тоже надо формировать, воспитывать, конечно, с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Я считаю, что в современном обществе существует проблема «угасания родительской инициативы». Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка  «третьим лицам»; доля времени, посвящаемого  ими  семейному общению ничтожно  мала; потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры зачастую лежат вне сферы интересов родителей.
С сожалением хотелось бы отметить, что в моей практике, встречаются в большинстве своем родители - наблюдатели. В этом, я полагаю, главная проблема для меня, как педагога.
Как же изменить ситуацию? Как сделать родителей помощниками, участниками воспитательного процесса? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Я считаю, чтобы этого достичь, важно ориентироваться на индивидуальные потребности каждого родителя, а не просто читать им доклады или лекции. Родитель должен увидеть в педагоге профессионала, заинтересованного в индивидуальном развитии его ребенка, а педагог, в свою очередь, должен доказать свой профессионализм знаниями.
Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники. Я полагаю, что целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: родительские собрания, круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, беседы, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений и т.п.
Я в своей работе, исходя из образовательных задач, потребностей родителей и особенностей детей класса, вовлекаю родителей в организацию различных совместных с детьми форм деятельности.
Безусловно, эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Очень важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, разбудить желание поделиться своими мыслями, сомнениями.
Таким образом, я считаю, что все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями рано или поздно принесут свои плоды, и я смогу с полной уверенностью сказать: « Родители «моих» детей – мои помощники!» И тогда, возможно, у меня больше не возникнет вопрос о том « Кто же такие современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?»
Список литературы:
1.Попиловский, Я.В. Помощь родителям в воспитании детей: Учебное пособие / Я.В.Попиловский - М.: Слово2006..
2.Хямяляйнен, Ю.В. Воспитание родителей: Учебное пособие / Ю.В.Хямяляйнен - М.: Просвещение 1993.
3.Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984.
4.Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский - М.: Логос 1999.