Урок физики для лиц с ОВЗ, в частности, для учащихся с частичной или полной глухотой.


Министерство образования Хабаровского края
краевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение № 18
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока физики по теме: Работа и мощность электрического тока
г. Комсомольск-на-Амуре
2016
Аннотация
Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки проведения урока, для лиц с ОВЗ, в частности, для учащихся с частичной или полной глухотой. В данной методической рекомендации определяются требования содержащие дополнительные сведения об учащихся с ОВЗ, формах организации их учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п.
В пособии также даются методические рекомендации преподавателям при работе с лицами ОВЗ по подготовке урока.
Ключевые слова: глухие обучающиеся, жестовый язык, условия проведения урока.
Разработал: Кузнецова Наталья Сергеевна - преподаватель, КГК ПОУ18
Рецензент: Маханкина Е.Н. – методист Профессионального центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья КГК ПОУ 18
Введение
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения. В условиях жесткого рынка не все работники имеют постоянную оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации.
На сегодняшний день на рынке труда для обучающихся с нарушениями слуха возникает сложность трудоустройства. Потому что, на рынке труда требуются высококвалифицированные кадры, с высокой социальной стабильностью. Однако нарушение слуха ограничивает их возможности. Следовательно, цель трудоустройства трудновыполнима.
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения разных категорий обучающихся с отклонениями в развитии работают разнообразные учреждения государственного и частного характера.
В нашем профессиональном образовательном учреждении педагоги, мастера, соцпедагоги и воспитатели много работают над воспитанием у обучающихся положительного отношения к будушей трудовой деятельности. Ведь удачливость социальной адаптации обучающегося зависит не лишь от наличия у него трудовых знаний, умений и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим работающим людям.
В зависимости от собственных возможностей, состояния здоровья, места жительства выпускники ПОУ включаются в окружающую их социальную среду.
Сегодняшний выпускник нашего учреждения для реализации своих профессиональных планов, должен быть востребован на рынке труда, должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого мы, педагогический коллектив, нашего учреждения формируем профессиональные качества с начального адаптационного периода, задолго до момента выпуска его из стен нашего учреждения.
Правильно подобранная программа теории и практики– это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию.
Таким образом, процесс профессионального и личностного самоопределения будет эффективен, когда будут учтены все составляющие компоненты, помогающие выпускникам профессиональных образовательных учреждений адаптироваться в обществе с новыми социально-экономическими отношениями.
В нашем учреждении разработаны методические рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке рабочей программы на учебный год:
Педагогам необходимо изучать самооценку характера подростков с нарушением слуха, соблюдая при этом тактичность и внимание;
Для реализации цели обеспечение в образовательных учреждениях диагностико-коррекционного и психолого – медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их обучения и воспитания необходимо решение следующих задач:
своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях образовательного учреждения;
разработка комплексных целевых программ обучения по профессиям;
прослеживание динамики развития;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива и специалистами профессионального центра для лиц с ограниченными возможностями здоровья при их согласованном взаимодействии.
Коррекционно - развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Цель этой методической разработки: демонстрация дидактических принципов инклюзивного образования: Принципы коррекционно-компенсирующей направленности образования, индивидуального подхода.
Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функция и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития, учитывая индивидуальные особенности, свойственные лицам с нарушением речи.
Для реализации практического выполнения данных рекомендаций, педагоги должны научиться общаться с данной категорией обучающихся невербальным методам общения, на уровне жестомимического языка, чтения с губ или дактильной азбуки.
Существенным отличием жесто-мимической речи является её аморфность. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. Аграмматичность мимики наиболее отчетливо проявляется в жесто-мимической речи неслышащих, не владеющих языком слов. В этой первичной знаковой системе из весьма ограниченного количества жестов образуются их простые сочетания. В такой «натуральной мимике» словесное сообщение: «Я сегодня не была на учебе, потому что тяжело заболел брат» будет выражено следующим набором жестов: «Я — учиться — сегодня — быть — нет — почему — брат — больной — тяжело». Определенным образом, введением дополнительных жестов, передаются категории времени, числа, например: «Скоро я пойду на каникулы = Я — каникулы — скоро — пойду — буду» или «У меня есть друзья = Я — есть — друг — много».
На данный момент информации о психологическом развитии таких детей, трудностях и перспективах в обучении у нас пока недостаточно. Отчасти это связано с тем, что каждый из таких детей — уникален; способности, умения и динамика развития у каждого индивидуальна. В связи с этим, данные о глухих с множественными нарушениями очень трудно систематизировать, выделить общие закономерности удается не сразу.
Тема: Работа и мощность электрического тока
Цель урока: изучение физических величин: работа и мощность тока.
Образовательная:
- Учить пользоваться методами измерения работы и мощности тока и применять полученные знания при работе с электрическими приборами.
Развивающая:
- Развитие логическое мышление, речевые навыки и умение выражать собственную мыслительную деятельность.
Коррекционно – развивающая задача: коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости), коммуникативных навыков.
Воспитательная:
- Воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, добросовестное отношение к учебе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оснащение урока: компьютер, телевизор, приложения к уроку в виде презентации, таблиц, карточек.
План урока:
- Орг момент.
- Актуализация
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Физ минутка
- Закрепление материала.
- Обобщение и систематизация.
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Организационный момент
Приветствие, отметка присутствующих, проверка готовности, план урока.
1. Актуализация
Для определения темы нашего урока, я прошу вас ответить на несколько вопросов:
- что является мерой изменения энергии электрического тока ….
- в каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливаются специальные приборы - счетчики электроэнергии, что они показывают? Ответ - счетчики показывают работу электрического тока (слайд 1, жестовое сопровождение)
- основной показатель производительности столового оборудования……
- чем отличается бытовое и производственное оборудование……
- от чего зависит эффективность и работы оборудования…. Ответ -мощность. (слайд 2, жестовое сопровождение)
Итак, тема нашего урока «Работа и мощность электрического тока» (слайд 3, жестовое сопровождение)
Повторение пройденного материала
Перед тем как мы перейдем к новой теме, повторим основные формулы и понятия прошлых уроков. (слайд4 , жестовое сопровождение)
3 человека выходят к доске и выполняют работу одновременно.
У каждого лист с заданием. Условно разделим на 3 варианта. Таблица 1
1 вариант 2 вариант 3 вариант
Сила тока – I (А) Ампер Напряжение U(В)Вольт Сопротивление - R (Ом) Ом
Закон Кулона Закон Ома
Заряд – q (Кл) Кулон

Элемент электр заряд
е = 1,6 .10 -19 Кл
Формула расчета длины проводника
Формула расчета площади сечения проводника
Формула расчета удельного сопротивления проводника

Расчет силы тока
при последовательном соединении сопротивлений:
I=I1=I2
Расчет силы тока
при параллельном соединении сопротивлений:
I=I1+I2 Расчет напряжения
при последовательном соединении сопротивлений:
U=U1+U2
Расчет напряжения
при параллельном соединении сопротивлений:
U=U1=U2 Расчет сопротивления
при последовательном соединении сопротивлений:
R=R1+R2
Расчет сопротивления
при параллельном соединении сопротивлений:
Пока обучающиеся работают у доски, мы с вами повторим устно. (Карточки с формулами, размерность величин, условные обозначения и т.д.)
Давайте проверим работу ваших товарищей, которые работали у доски. (слайды 5-9, жестовое сопровождение)
Изучение новой темы (слайд 10, жестовое сопровождение)
Ответьте на еще один вопрос: Какие действия оказывает электрический ток?
Химическое, магнитное, тепловое.
Если ток оказывает действия значит он совершает… РАБОТУ.
А работу тока можно определить? (Да)
Работа электрического тока показывает, сколько электрической энергии превратилось в другие виды энергии или сколько было получено и израсходовано электроэнергии.
Приведите примеры, где ток совершает работу.
(слайд11, жестовое сопровождение)
Работа А (Дж) Джоуль.
Возникает вопрос: Какую работу совершает электрический ток проходя по участку цепи?
Вспомним наши предыдущие формулы:
Чему равно напряжение, если известна работа тока и электрический заряд q.
U=A/q из этого следует, что A=qU
Как найти заряд, если известны сила тока, и время прохождения заряда q.
q=It , тогда подставляя 2 формулу в первую получаем: A=IUt,
Чтобы найти работу надо силу тока умножить на напряжение и время.
(слайд12, жестовое сопровождение)
Для однородного участка цепи справедлив закон Ома: I=U/R =>
А= I2 ·R·t или А=
(слайд13, жестовое сопровождение)
Действие тока определяется не только работой, но и мощностью.
Мощность Р – (Вт) Ватт
Мощность показывает, какую работу совершает ток за единицу времени.
Р=IU, где I – сила тока, U - напряжение.
Чтобы найти мощность, нужно силу тока умножить на напряжение.
Мощность многих устройств, а так же свет в электрических счетчиках выражают в киловаттах. 1 кВт = 1000 Вт
Современный электрический счетчик совмещает в себе как бы 3 прибора: вольтметр, амперметр и часы. (день -ночь) Р = I U
(слайды14,15, жестовое сопровождение)
Запишем формулы: P = UI P = A/t P = I2 R P = U2/ R
Физкультминутка. Упражнение для глаз, рук и корпуса (слайд16, жестовое сопровождение)
Закрепление материала (слайды 17-21, жестовое сопровождение)
Решение задач. № 1. Определить сопротивление эл лампы над столом повара, если на ней написано: 100 Вт и напряжение в розетке 220 В.
№ 2. Миксер включен в сеть с напряжением 220 В. Сила тока проходящая через миксер неизвестна. Мощность миксера 99 Вт. Найти силу тока и какую работу совершил ток за 5 минут работы.
№ 3. Два миксера одновременно включены в сеть с напряжением 220 В, мощность профессионального миксера 100 Вт, а мощность бытового 25 Вт. Во сколько раз отличается сила тока в этих миксерах?
№ 4. На эл чайнике написано: 60 Вт, чайник включен в сеть с напряжением 220 В. Работа тока 35640 Дж. Найти силу тока, сопротивление и время закипания.
№ 5. Микроволновая печь, рассчитан на ток мощностью 2 кВт. Ежедневно печь горит в течение 3 ч. Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии, при тарифе 3рубля 87 копеек за 1 кВт ∙ ч.
Обобщение и систематизация (слайд22, жестовое сопровождение)
Сегодня на уроке мы выяснили, что мощность, работа, сила тока, напряжение –это величины которые между собой связанны и характеризуют действие электрического тока.
Мощность, работа, сила тока, напряжение –это величины которые характеризуют действие электрического тока.
- Научились пользоваться методами измерения работы и мощности тока и вы сможете применять полученные знания при работе с приборами.
- мне очень понравилось, как вы отвечали на уроке и выражали мысли.
7. Подведение итога. Выставление оценок за работу у доски и с места (жестовое сопровождение)
Домашнее задание: заполнить таблицу.
(слайд23, жестовое сопровождение) Таблица 2
Название Буквенное обозначение Единица измерения Основная формула Определение
Время     – –
Эл заряд        
Сила тока        
Напряжение        
Сопротивление        
Работа тока        
Мощность        
Урок был проведен в группе № 211 по специальности «Повар, кондитер». Группа состоит из 25 студентов, неуспевающих в группе нет. Организация учебного труда каждого студента была направлена на максимальное использование индивидуальных возможностей. При планировании урока были учтены следующие особенности: в группе обучается студентка с нарушением слуха, степень нарушения – глухота.
Для лиц с такими нарушениями характерно: их психическая и интеллектуальная деятельность зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными, что является препятствием в освоении сложных профессиональных навыков, требующих применения разнообразных и комбинированных действий. Так как из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими людьми, в то время как необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий.
- У обучающихся с нарушением слуха гораздо большее значение имеют зрительные раздражители, так как основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека.
- Проведение учебных занятий требует от педагогического работника, и от обучающихся повышенного напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. Это, в свою очередь, приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению количества ошибок.
- Продуктивность внимания у обучающихся с нарушенным слухом в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче обучающимся с нарушенным слухом выделить информативные признаки предмета или явления.
- При запоминании словесного материала, а также использование профессиональной лексики - для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение обучающимися.
- Большие трудности могут возникнуть у обучающихся с нарушенным слухом на начальных этапах обучения в новом для них коллективе. Это связано с замедленным формированием у них межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. У обучающихся с нарушенным слухом недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений. Поэтому они часто допускают крайности в оценке окружающих.
- При проведении беседы следует иметь в виду, что обучающиеся с нарушениями слуха не могут в полной мере следить за ходом беседы, а значит и полноценно участвовать в ней. Поэтому необходимо сочетать проведение беседы с использованием наглядных методов (письменная презентация ключевых вопросов, являющихся темой обсуждения во время беседы; использование необходимых электронных видеоматериалов для иллюстрирования вопросов и контекста обсуждаемой проблемы).
- Некоторые обучающиеся с нарушениями слуха могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае следует говорить немного более громче и четче, подбирая подходящий уровень.
- Значительные трудности обучающиеся с нарушениями слуха испытывают при восприятии и усвоении лекционного материала. Поэтому преподаватель должен обеспечить каждого из них раздаточным материалом конспекта лекций, проводить лекции в мультимедийной аудитории, где имеется возможность представления основных положений лекционного материала визуально.
- Выполнение практических работ целесообразно проводить парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав обучающихся: в паре - один слышащий и один обучающийся с нарушениями слуха; «бригада» включает 1-2 обучающихся с нарушениями слуха и несколько слышащих студентов. Взаимопомощь, взаимообучение, упражнение в деловом и профессиональном общении, закрепление в речи обучающихся с нарушениями слуха профессиональной терминологии, - эти и другие преимущества дает такая форма организации работы.
- Техническое оснащение учебного процесса для обучающихся с нарушениями слуха в профессиональной образовательной организации означает, прежде всего, широкое применение компьютерных технологий, что обеспечивает комплексное преобразование образовательной среды, создавая простор для развития их активной познавательной и творческой деятельности, способствуя визуализации учебной информации.
Тем самым компьютерная техника расширяет базу учебного процесса, позволяя во многих случаях получать знания неслышащим студентам наиболее доступным для этого путем -эмпирическим.
- Позитивной стороной применения компьютерной техники является повышение мотивации учебной деятельности, а также возможности опосредованного компьютером общения неслышащего студента с преподавателями, со слышащими студентами (через локальную сеть).
Урок осуществляется на основе индивидуально- дифференцированного обучения. Этот подход предполагает включение педагогом в работу со студентами у которых нарушение слуха, системы специальных способов и приёмов, соответствующих закономерностям развития обучающихся, их личностным и индивидуальным психофизиологическим особенностям.
Цель посещения урока: демонстрация дидактических принципов инклюзивного образования:
Принципы коррекционно-компенсирующей направленности образования, индивидуального подхода.
Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функция и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития, учитывая индивидуальные особенности, свойственные лицам с нарушением речи.
Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Студенты в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.
Студенты совместно с преподавателем определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где преподаватель помогал студентам наводящими вопросами. Так как цели формулировались не одним преподавателем, а совместно со студентами, то они вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.
Цели, предложенные студентам на урок, соответствовали программным требованиям, содержанию материала.
Все задания обязательно продублированы на слайдах, что дает возможность студентами с ограниченным слухом видеть и возможность вникнуть в суть заданий. Так же на уроке применяется невербальное общение, с помощью упрощенной системы знаков. Во время урока преподавателю необходимо проговаривать каждое слово, давая этим возможность не только услышать студентам о чем говорит педагог, но и возможность прочитать по губам слабослышащим студентам.
При решении задач из нового материала, сначала дается возможность слабослышащему студенту самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие студенты.
Слабослышащий студент не должен работать самостоятельно по карточке, в то время, когда весь класс работает устно. Так как он «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одногруппники, а это может привести к тому, что он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе. При этом нарушаются коммуникативные качества как личности. А задача педагога – адаптировать и социализировать студентов как квалифицированных рабочих и полноценных членов общества.
Придя в группу студентка с нарушением слуха вначале первого курса была немного замкнута. По общеобразовательным дисциплинам имела средний балл «3». На сегодняшний день, в нашем учреждении эта студентка спокойно выходит к доске, очень контактная, в классе дружеские отношения. Для того чтобы немного общаться с такими студентами, мы преподаватели, самостоятельно выучили язык жестов, необходимых во время уроков. Видя, что человек их понимает и может сам объяснить, что ему надо, такие дети немного раскрепощаются и чувствуют себя уже в доступной им среде. В этом году в наше учреждение поступил еще один студент. Он немного комплексовал, когда с ним пытались разговаривать жестами, но теперь он сам приходит и спрашивает, что мы еще запомнили, какие слова на языке жестов нужно еще выучить. У ребенка светятся глаза, когда он видит, что они не безразличны.
Хочу еще отметить, что в нашем учреждении студенты очень толерантны в отношении друг к другу. Преподавателю необходимо не выказывать каких-то так называемых «поблажек» для особенных студентов. Все они находятся на одинаковом уровне и это только создает условия для их дальнейшего сосуществования в обществе. Принимая их как равных, мы показываем тем самым, что они полноценные члены общества.
После проведения теста № 1 у доски и устного опроса с места было проведено обобщение понятия – электрического тока через домашнее задание в виде заполнения таблицы с основными понятиями и формулами. Использование такой таблицы позволяет студентам видеть понятие электрического тока цельным.
При проведении теста была задействована студентка с нарушением слуха, степень нарушения – глухота. Данная студентка, как и остальные два обучающихся, работала у доски по карточке – заданию. Прочитав задание, они должны по памяти воспроизвести физические величины и формулы.
Затем группа оценивает результат работы, одновременно идет дублирование вариантов ответа на слайдах презентации.
Структура урока соответствует целям и типу урока. Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Учащиеся совместно с преподавателем по каждому мини-этапу урока делали выводы. Выводы всегда дублируются на экране. Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. Начало и конец урока были организованными. Темп ведения урока был оптимальным.
На этапе актуализации опорных знаний студентам было предложено вспомнить важное понятие, которое было использовано при объяснении нового материала: основные единицы измерения силы тока, напряжения и сопротивления. После этого шел основной этап урока – объяснение нового материала. Этот этап был главным, поэтому основное время было уделено именно ему.
Изложение нового материала было логичным, грамотным, на высоком теоретическом и одновременно доступном для студентов уровне. Главные мысли по теме всегда выделялись преподавателем с одновременным дублированием слайдов и студенты делали записи в опорных конспектах.
Преподавателем были выполнены карточки в программе Word. Карточки были разные по своему назначению: применялись на первом этапе для повторения пройденных тем и закреплении нового материала.
С целью проверки усвоения знаний проведен контроль. На этом этапе учащимся была предложена работа у доски, которую они должны были выполнить. После проведения контроля знаний преподавателем совместно со студентами была проведена работа над ошибками. Те вопросы, которые вызвали у студентов наибольшее затруднение, были рассмотрены еще раз. В конце урока было сделано возвращение к целям, которые рассматривались в начале урока.
После этого был подведен итог урока и студентам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера и оно было посильно для всех студентов.
Содержание урока было оптимальным. Формы работы были фронтальными. На уроке были использованы приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, методики КСО, обобщение по планам обобщенного характера.
КСО (коллективным способом обучения) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения. В этой ситуации ученики:
Отмечают успехи друг друга;
Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
Обсуждают изучаемый материал совместно;
Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
Стимулируются положительным опытом совместной работы;
И самое главное - учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания.
Урок целей достиг.
Заключение. Подводя итог и проанализировав урок, приходим к выводу, что обучающиеся с нарушенным слухом нуждаются в большей степени в использовании разнообразного наглядного материала в процессе обучения. Темы должны быть снабжены как можно большим количеством схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций и тому подобным наглядным материалом.
Каждая учебная дисциплина в профессиональной образовательной организации, помимо стандартного учебно-методического комплекса, дополнительно, обеспечивая потребности обучающихся с нарушениями слуха, должна иметь: разработанные преподавателем опорные конспекты лекций и практических (лабораторных) занятий, учитывающие речевые и познавательные особенности неслышащих; средства наглядности и соответствующие мультимедийные материалы к каждой теме.
Список литературы
Учебник В.Ф. Дмитриева «Физика для профессий и специальностей технического профиля», Москва, «Академия» 2011г
Анцибор М.М. "Специальные формы и методы обучения. Тула 2002.
Словарь-справочник. "Коррекционная педагогика и специальная психология" / Сост. Н. В. Новотворцева - Москва: Академия развития, 1999.
Современные подходы к анализу коррекционно-развивающих уроков и воспитательных мероприятий /Департамент образования и науки Калуж. обл., Калуж. обл. институт усовершенствования учителей; [Составители Алдошина О. А., Тихонова Л. В.]. - Калуга: Калуж. ОИУУ, 2000. - 61 с.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991.
Лернер И.Я. "Дидактические основы методов обучения". М., 2004.
Е. И. Никольская "Информационные технологии в специальном образовании" //Коррекционная педагогика, №2,2004г., стр. 47-50
Оглавление
Аннотация 2
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 14
Список литературы 15
Оглавление 16