Воспитательное занятие Вежливость на каждый день


ГКС (к) ОУ » Серафимовичская С(К)ОШИ»
Воспитательное занятие в группе детей в возрасте 12-16 лет
«Вежливость на каждый день»
Воспитатель:
Хахонина Людмила Николаевна
Г. Серафимович 2015 год
Цель: Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.
Задачи: Обобщить знания об этикете; закрепить навыки культурного общения друг с другом.
Развивать память, речь, мышление посредством ролевых игр, викторин, конкурсов.
Воспитывать доброту, вежливость, чувство товарищества.
Оборудование: Стенд пословиц о вежливости, карточки с вежливыми словами; музыкальное оборудование; фонограмма песни» Настоящий друг».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вед.— Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим воспитательное занятие, посвященное очень важной проблеме в нашем обществе – нравственно-этическому воспитанию, соблюдению этических норм. Называется наше занятие » Вежливость на каждый день». На этом занятии мы обобщим ваши знания об этикете, закрепим навыки культурного общения друг с другом. На примере заданий, используемых на занятии, вы убедитесь в том, что каждый человек в жизни должен владеть законами нравственности, знать и соблюдать правила этикета, быть воспитанным, а быть воспитанным – это значит быть вежливым, добрым, уважительным. И вот сегодня вы нам покажете, насколько вы воспитаны, насколько вы владеете этическими нормами.
Вед.— Ребята, вы слышали когда-нибудь что-нибудь про этикет? (ответы детей)
Вед.— Правильно. Это и говори вежливо, на ноги не наступай, дверью не хлопай, ни на кого не чихай. « Этикет » в переводе с французского « правила поведения ». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее. Есть много разных правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: « Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». И это, действительно, так. Иногда от грубого слова, вылетевшего неожиданно, кому-то может быть плохо. Даже заболеть можно. Но словом можно и порадовать. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение, даже вылечить.
( Чтение стихотворения М. Матусовского « Есть слова…»)
Вед.— Есть много разных красивых вежливых слов. Ребята, назовите вежливые слова. ( Ответы детей )Вед.— Правильно. Все вежливые слова можно распределить по группам: вежливые слова – приветствия, вежливые слова – благодарности, вежливые слова – просьбы, вежливые слова – пожелания, вежливые слова – извинения.Я вам сейчас раздам карточки, на которых написаны вежливые слова. Эти слова мы будем раскладывать в конверты по назначению. Прочитайте каждый свое слово и подумайте, к какой группе вы его соотнесете.
Слова – приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Слова – пожелания: спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, до свидания.
Слова – благодарности: спасибо, благодарю.
Слова – просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, разрешите.
Слова – извинения: извините, простите, извините,пожалуйста.
Вед.— Посмотрите, сколько добрых слов. Важно эти слова употреблять вовремя, с правильной интонацией, то есть правильным тоном и голосом. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину – « добру откроется сердце ».
( Чтение стихотворения В.Суслова « Где красота – там доброта »)
Вед.— Ребята, но не только слова должны быть вежливыми. Надо, чтобы поступки были разумными. А теперь представьте, что вы оказались в такой ситуации.
( СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ)
Вед.— Молодцы. Я думаю, что вы в таких ситуациях не допустите ошибок, а поступите, как воспитанные, знающие этические нормы, ребята. А сейчас проведем игру « Доскажи словечко».
1.Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
Водой…. .( не разольешь).
2.Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь….. ( медвежью услугу).
3.Фальшивят. Путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши….( вянут).
Вед.— Хорошо. Народом придумано много вежливых пословиц, то есть о доброте, дружбе.
( Раздать карточки с пословицами)
КОНКУРС» СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ».
1.Красив тот, кто красиво поступает.
2.Добро помни, а зло забывай.
3.Других не суди, на себя погляди.
-- Как вы понимаете эти пословицы?
Вед.— Ребята, поднимите руки, у кого есть друзья. А каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей)
Вывод: настоящий друг всегда придет на помощь, никогда не бросит в беде, лишнего не спросит.
А часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся. Вот пример.
СЦЕНКА» ДРУЗЬЯ»
--- Кто кого обидел первым?
Он меня.
Нет, он меня.
--- Кто кого ударил первым?
Он меня.
Нет, он меня.
--- Вы же раньше так дружили?
Я дружил.
И я дружил.
--- Что же вы не поделили?
Я забыл.
И я забыл. ( Обнимаются)
Вед.— Ребята, я даже и не сомневаюсь в том, что вы добрые и умеете дружить.
ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА»
Задание: Игра эта не простая. Я даю команды, но выполнять их надо, только если я назову вежливое слово. Не ошибитесь, пожалуйста.
1.Сядьте, пожалуйста.
2.А теперь встаньте.
3.Встаньте, пожалуйста, кто хочет играть.
4.Поднимите руки.
5.Будьте добры, похлопайте!
6.Потопайте.
7.Попрыгайте, пожалуйста.
8.Будьте любезны, присядьте
9.Встаньте.
10.Встаньте, пожалуйста.
11.Тихо сядьте.
12.Будьте любезны, займите свои места.
-- А сейчас следующее испытание « ЭРУДИЦИОН».
1.Может ли юноша, здороваясь с девушкой, держать руки в кармане?
--- может;
--может, если у него в кармане кошелек с деньгами;
--не может, он обязан вынуть руки из кармана;
2.Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?
--можно;
--нельзя;
--это может себе позволить только женщина в отдельных случаях;
3.Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?
--сделать вид, что не заметили приветствие;
--ответить приветствием;
--объяснить незнакомому человеку его ошибку;
Вед.— Молодцы. Вы с достоинством справились с этим испытанием, по праву вас можно считать эрудированными учащимися.
Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие его люди, любили его, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это нужно заслужить. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Добро всегда противостоит злу. И я , наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.
А вот есть такое слово – СОСТРАДАНИЕ. Оно очень похоже на сочувствие, участие, которое мы уже произносили. Но это слово выражает более сильное чувство. СОСТРАДАНИЕ – это когда вы чувствуете боль чужого человека как свою. Вы, наверно, встречали людей с какими-либо физическими недостатками: слепых, инвалидов, у которых нет руки или ноги. Человеку очень неудобно ходить без ноги, и походка у него, разумеется, очень некрасивая. А некоторые ребята, (возможно, даже кто-то из вас), стараются передразнить, посмеяться над ним. А вот представьте себя на месте этого инвалида, если бы у вас было такое горе. Вы бы, наверняка, подумали: как жестоки и несправедливы те, кто насмехается над чужой бедой. Ребята, если вы видите, что человеку трудно, проявите участие: пожалейте его и помогите ему. И добро всегда к вам вернется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
--Ребята, как называлось наше занятие?
--Каким должен быть воспитанный человек?
--Каких людей называют вежливыми?
--Так каким же людям « откроется сердце»?
Вед.— Ребята, мы и дальше будем с вами работать над правилами культурного поведения. Спасибо всем за участие.