Методическая разработка классного часа Вежливость на каждый день



Методическая разработка
классного часа – игры
«Вежливость на каждый день»
Подготовила Матох Т.В . - педагог –психолог МОУ «СОШ №4» г. Новодвинск.
«Вежливость на каждый день»
Классный час в старших классах школы проводится после цикла бесед и встреч с психологам школы по теме « Психологические аспекты общения « и после проведения и анализа теста « Этикет светского человека». Можно использовать и как отдельное мероприятие в классе. Школьникам рекомендовано ознакомится с книгами ;
Алешина «О вежливости , о такте , о деликатности».
Хазакова М.С. « Как не надо вести себя»,
Ян В. «Вежливость на каждый день».
Подготовлены плакаты-презентации:
« Статую красит вид , а человека деяния его» Пифагор .
« Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес .« Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт»
« Поведение – это зеркало , в котором каждый показывает свой лик» И.В. Гете.
« В человека все должно быть прекрасно ; и лицо , и одежда ,и душа ,и мысли». П. Чехов.
« Служить бы рад , прислуживаться тошно». А. С. Грибоедов.
«Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла , неприятности , неудобства людям своими поступками, Делайте так, чтобы людям , которые вас окружают , было хорошо». В.А. Сухомлинский.
Вступительное слово ведущего.
Культура общения , вежливость основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатываются на протяжении тысячелетий. С времен средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет определяет лишь форму, технические аспекты общения : как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие преподносить подарки и т. д. Поэтому само по себе знание этих правил , только следствие мельчайшим их предписаниям – например снятие головного убора ,- не означает ещё воспитанного и культурного человека.
Попытка раскрыть понятие « хорошие « манеры предпринималась не единожды. Однако сделать это оказалось нелегко, несмотря на кажущуюся простату.
Петр Первый в предисловии к книге « Юности честное зерцало» утверждал , что воспитанного человека украшают три добродетели : « приветливость , смирение и учтивость».
Наиболее активно поиски ответа на этот вопрос вели англичане, длительное время считавшиеся законодателями норм этикета. Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге « Гражданин мира», размышлял об «истинной учтивости», писал , что хотя в каждой стране существуют свои традиции и церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова, и порождается она здравым смыслом и добросердечием. « Наделенный этими качествами человек ,- подчеркивал он ,- всегда приятен»
По мнению же создателя бессмертного Гулливера – Джона Скифта, « хорошими манерами обладает тот , кто наименьшее количество людей ставит в неловкое
положение».
Порой ответ давался и в шуточной форме. Например , жители Британского острова считали , что джентльменом можно назвать человека, который никогда не делает что – либо плохое ненарочно.
Наверное , нельзя рассматривать нормы этикета в отрыве от моральных принципов. Вспомним , Л.Н.Толстого в рассказе « После бала», описывает потрясения молодого человека.
Горько ошибаются и те , для которых добросердечие , приветливость и учтивость равнозначны лести , угодливости , раболепию. Превосходно такой тип описан в рассказе А.П. Чехова « Смерти чиновника».
Этикет , не связанный с высокими моральными принципами , не достигает своей главной цели – уважительного отношения к людям.
Эти мысли и послужили основой игры « Вежливость на каждый день» , участниками которой стали и вы -----------.
Цели и задачи классного часа ;- обсуждение проблемам поведения человека и формирование у школьников доброго отношения к людям, расширение знаний о правилах поведения в различных жизненных ситуациях, через игру.
- выявить знания и представления обучающихся от прекрасных сторонах в поведении человека., формировать эстетический вкус в манерах поведения; стремление совершать красивые поступки ; бороться с проявлениями грубого , неуважительного отношения к людям.
Выбирается жюри из присутствующих или приглашенных гостей или педагогов школы.
До начала игры определяются болельщики за каждую клманду.
Представляются команды участников игры. Команды формируются заранее или накануне игры.
Ведущий может быть избран ученик из класса или два ведущих, например девушка и юноша. Выбирают и помощника ведущего.
Сценарий игры.
Вступительное слово ведущего.
Разминка ( оценка до з баллов )
- Вы хотите познакомиться с девушкой, но вокруг её много поклонников. Как вы это сделаете?
- На прогулке в парке вы заметили , что под палящим солнцем девушке стало плохо ( девушку вы знаете )Ваши действия ?
- Назовите случай , когда улыбка неуместна ?
- Что лучше не заметить обиду или мстить за неё ?- Как быть , если в споре пожилой человек не прав ?
- Нужно ли помогать нести сумку и зонтик девушке?
Пока Жюри оценивает разминку, предлагаем послушать стихи Эдуарда Асадова «Девушка и лесовик», которые ,как нельзя лучше соответствуют нашей теме.
Эдуард Асадов.
Девушка и лесовик ( сказка- шутка)
На старой осине в глуши лесной
Жил леший, глазастый и волосатый.Для лешего был он еще молодой -Лет триста, не больше. Совсем незлой,Задумчивый, тихий и неженатый.
 
Однажды у Черных болот, в лощине,Увидел он девушку над ручьем -Красивую, с полной грибной корзинойИ в ярком платьице городском.
 
Видать, заблудилась. Стоит и плачет.И леший вдруг словно затосковал...Ну как ее выручить? Вот задача!Он спрыгнул с сучка и, уже не прячась,Склонился пред девушкой и сказал:
 
- Не плачь! Ты меня красотой смутила.Ты - радость! И я тебе помогу! -Девушка вздрогнула, отскочила,Но вслушалась в речи и вдруг решила:"Ладно. Успею еще! Убегу!"
 
А тот протянул ей в косматых лапахБукет из фиалок и хризантем.И так был прекрасен их свежий запах,Что страх у девчонки пропал совсем...
 
Свиданья у девушки в жизни были.Но если по-честному говорить,То, в общем, ей редко цветы дарилиИ радостей мало преподносили,Больше надеялись получить.
 
А леший промолвил: - Таких обаятельныхГлаз я нигде еще не встречал! -И дальше, смутив уже окончательно,Тихо ей руку поцеловал.
 
Из мха и соломки он сплел ей шляпу.Был ласков, приветливо улыбался.И хоть и не руки имел, а лапы,Но даже "облапить" и не пытался.
 
Донес ей грибы, через лес провожая,В трудных местах впереди идя,Каждую веточку отгибая,Каждую ямочку обходя.
 
Прощаясь у вырубки обгоревшей,Он грустно потупился, пряча вздох.А та вдруг подумала: "Леший, леший,А вроде, пожалуй, не так и плох!"
 
И, пряча смущенье в букет, красавицаВдруг тихо промолвила на ходу:- Мне лес этот, знаете, очень нравится,Наверно, я завтра опять приду! -
 
Мужчины, встревожьтесь! Ну кто ж не знает,Что женщина, с нежной своей душой,Сто тысяч грехов нам простит порой,Простит, может, даже ночной разбой!Но вот невнимания не прощает...
 
Вернемся же к рыцарству в добрый часИ к ласке, которую мы забыли,Чтоб милые наши порой от насНе начали бегать к нечистой силе!

Первый конкурс –« ЗНАКОМСТВО» .
( оценка-10 баллов ) Предлагается разыграть ситуации. Для этого каждая команда (Х и У ) должна выставить
по два участника .Нужно представить друг другу незнакомых людей.
Команда Х представляет друг другу девушку и юношу.
Команда У представляет двух женщин разного возраста.
Слова ведущего .В стихотворении Владимира Солоухина есть стихи , имеющие непосредственное отношение
к одному из правил этикета :Я слухам нелепым не верю.
Мужчины теперь, говорят,
В присутствии сильных немеют,
В присутствии женщин сидят.
Вопросы командам.
Так должен ли встать мужчина , когда в комнату входит женщина ?А если это
мужчина почтенного возраста ?В каких случаях женщина должна встать при знакомстве ?Когда знакомят молодых девушек со взрослыми ( мужчинами , женщинами ) или
со своими сверстниками, встает ли она ?Вам необходимо познакомить совершенно незнакомых между собой людей,
но вы забыли фамилию одного из них …Как Вы поступите в этом случае ?
Задание для болельщиков .У каждой команды свои болельщики.
На обдумывание дается время. Максимальная оценка -5 баллов.
? Что обычно говорят , когда хотят :
А) поприветствовать друг друга.
Б) попрощаться.
В) поздравить.
Г) выразить благодарность.
Д) извиниться.
Е) обратиться с просьбой.
Для объявления результатов разминки и первого конкурса слово предоставляется жюри.
Слова ведущего.
В мире существует много слов приветствий. Европейцы , как правило , приподнимают шляпу и отдают легкий поклон ( показывает ведущий или помощник ) У японцев для приветствия применяют три вида поклонов :низкий ,средний и легкий. Встречая , например утром преподавателя , японский студент кланяется ему средним поклоном. Встречая его в течение дня всякий раз , он отдает ему легкий поклон. Кланяются оба , но старший не так низко. И все-таки как бы не разнились национальные обычаи, люди ,встречаясь, в разной форме и разными способами , желают друг другу доброго утра, дня или вечера.
Когда в публичных местах встречаются люди уже знакомые друг другу , они обмениваются приветствиями.
Второй конкурс – « ПРИВЕТСТВИЕ».
( оценка-10 баллов )Команды должны разыграть ситуации приветствия-по два участника от команды.
Как не нужно приветствовать друг друга ? Кто , когда должен приветствовать первым и каким образом ?
Задание команде «Х»: Старший и младший по возрасту.
Задание команде « У» : -когда встречаются девушка и юноша .
Устные вопросы командам ( по жребию ).
Когда встречаются сверстники , кто приветствует первым ?
Когда встречаются две пары девушка –юноша , девушка- юноша,
как они должны приветствовать друг друга?
Кто должен первым подать руку , если встретились мужчина и женщина ?
Кто подает руку первым , когда встретились старшие и младшие по возрасту ?
Объявляется рекламная пауза.( можно рекламировать концерты , музей,
мероприятия ближайшего по времени )Для объявления результатов конкурса « Приветствие», слово жюри.
Слово ведущего.
Театры , концерты , выставки , вечера ,концерты – все это прочно вошло в жизнь
миллионов людей. И хотя , казалось бы ответственность лежит на тех кто находится
на цене , на эстраде , а на долю зрителей приходится не много – купить билет и всё и получай удовольствие. На самом деле многое зависит от нас зрителей , от нашего настроения , от поведения зрителей.
Если вы проверите свои впечатления от виденного спектакля или концерта, вы вспомните , что поведение наших соседей оказало на вас не меньшее впечатление , чем само представление.
Третий конкурс – « ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ».
( оценка-10 баллов ) От каждой команды приглашаются два участника ( юноша и девушка).
Задание 1. Вы собрались в театр. Нужно хорошо выглядеть. Сейчас мы посмотрим умеют ли наши девушки завязывать галстук ( бабочку ) Критерии оценки –быстро и качественно.
Задание 2. Для выполнения этого задания приглашаются по одному юноше от команды.
Для чего нужно молодому человеку два носовых платка? Как вы ими распорядитесь?
Задание 3 Конкурс блиц-вопросов :1.Если вы пришли с девушкой в театр , как нужно проходить вдоль ряда
к своему месту ?2.Вы зашли в зал , когда спектакль уже начался, как проходить к своему
месту вдоль ряда ?Вы пришли в театр , а ваше место занято. Как вы должны поступить ? В каких случаях можно проносить конфеты в зрительный зал ?Как должен поступить молодой воспитанный человек после окончания спектакля ?Четвертый конкурс – « ЧАША МУДРОСТИ».
Слова ведущего
Мы на нашей игре постараемся отобрать наиболее важные этические правила поведения для человека сегодняшней поры и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта . И пусть напутствием станут слова Александра Межирова .
Нелегок путь заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей,
Работа эта- быть среди людей.
Итак , за работу Вот ваша «Чаша мудрости».
Командам предлагаются вопросы из теста « Этикет светского человека» по 15 вопросов
( тест прилагается ) Оценка за один правильный ответ-1 балл.
Слова ведущего.
Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Уважайте, почитайте мать и отца, они дали вам жизнь , они воспитали вас.
Друзья мои , внушайте людям вере
И чаще говорите « Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру-
Продлите добрым словом жизнь людей !Жюри предоставляется слово для объявления результатов игры и победителей .Награждение победителей грамотами .До новых встреч!
Литература .Алешина Л. О вежливости , о такте , о деликатности.- М.,2012.
Асадов Э.А. Дым Отечества ._ М,, 1983.
Козлов А.А. Как относиться к себе и людям , или практическая психология на каждый день,-2006.
Ян В. Вежливость на каждый день.-М.,2006.
Тест Этикет светского человека ( папка 7)