Урок-викторина по окружающему миру на тему: Родная природа. 3 класс.


ФГБОУ ВО Улан-Баторский филиал «РЭУ имени Г.В. Плеханова».
Урок-викторина по предмету "Окружающий мир".
3 класс.
Тема: «Родная природа».
Подготовила: Т.М. Чашина, учитель начальных классов.
Улан-Батор
2016
Урок-викторина по предмету "Окружающий мир". 3 класс.
Тема: «Родная природа».
Цели урока:
Образовательные: обобщение знаний детей о животных (домашних и диких). создание целостного представления о взаимосвязи в животном мире.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе формирование экологической культуры.
Развивающая: развитие наблюдательности, образного и логического мышления, памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.
Оборудование: Почтовые конверты с заданиями, кроссворды, фотографии животных.
Ход урока:
Организационный момент:
Звучит музыка «Мы начинаем КВН». Слайд №1 Учитель: Сегодня мы собрались на урок окружающего мира, но это будет не совсем обычный урок. Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет викторина, где соревнуются шесть команд. По ходу мероприятия мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое. 
Как и в любой викторине , оценивать каждый конкурс должно независимое жюри. Давайте познакомимся с беспристрастным, неподкупным жюри. 
Посмотри, мой милый друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг (природа)
Итак, тема нашей игры-викторины: «Родная природа». Сегодня мы поиграем и выясним, кто из третьих классов лучше знает природу. Ведь природа помогает людям в жизни, делает человека добрее. А знания о природе помогают человеку в сложных жизненных ситуациях.
1. Конкурс «Приветствие». Слайд №2Учитель: Первый конкурс нашей викторины - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.
Начнём с команды 3а класса, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е.
Конкурс 1 - «Разминка» Слайд №3Учитель: Каждая игра- викторина начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда. Каждой команде будет задано по четыре вопроса, один вопрос будет шуточным.
1 вопрос:
Что делает ёж зимой? (Спит.)
Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).
Какой признак характерен для всех рыб? (Чешуя.)
6. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 
вопрос:
1.. Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка)
2. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна)
3. Летучие семена - парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик)
Кто поёт под водой? (Киты)
Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.
3 вопрос:
Кто летом- рыжий, а зимой- серый? (Белка.)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
Животные, тело которых покрыто перьями... (Птицы).
Растения, которые выращивают дома, в классе называют... (Комнатными).
Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)
Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
А теперь шуточные вопросы:
Какой город парит в небе? (Орёл.)
Почему аист стоит на одной ноге? (Если поднимет две ноги, упадёт.)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
От чего утка плавает? (От берега.)
Какой зверёк дал название короткой мужской причёски? (Ёжик)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Мокрым)
Конкурс 2 - Почтовый ящик. (слайд 5)
На наш адрес пришло 6 писем. Угадайте, кто их написал.
1 письмо.
«Я – небольшой зверек с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?»
2 письмо.
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? 
3. письмо.
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я? (Заяц)
4 письмо.
Я зверь небольшой, домашний, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха.
Из засады, бросаюсь, молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Но больше всего люблю молоко.
5 письмо.
«Я – сильный умный хищник, моей добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно мы охотимся небольшими стаями. Моя морда выразительная, богата мимикой. Размером я с крупную овчарку. Кто же я?»
6 письмо.
Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна.
Конкурс 3 - «Творческий». (слайд 6)
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. Даётся время на подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное. Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.
- Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание. (Обязательно участие всей команды!)1. Изобразите ласковую кошку. 2. Изобразите трусливого зайца.3. Изобразите прыгающую лягушку4. Изобразите медведя в цирке.
5.Изобразите утку с утятами.
6.Изобразите обезьян в зоопарке.
Обязательно участие всей команды!
Конкурс «Шифровальщик».
Расшифруйте названия животных, распределите их в таблице по группам:
ушакляг леакб чкаббоа ятелд хачарепе аабж льдоша щкаузверь насекомое птица рыба пресмыкающееся земноводное
Конкурс 4 - «Ребусы». (слайд 7)
Ребусы




лиса, крот ,аист, туча




стрекоза, тигр, коса, сорока

воробей
Конкурс 5 - «Конкурс капитанов»(слайд 8)
- Нарисуй любимое животное. Жюри оценит Ваши творческие способности.
Веселая игра на внимание и знание птиц. (слайд 10)
Птица - не птица.
- Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Подведение итогов викторины.Ведущий: Сегодня мы с вами были участниками викторины "Живая природа". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.
Конкурс «Шифровальщик».
Расшифруйте названия животных, распределите их в таблице по группам:
ушакляг леакб чкаббоа ятелд хачарепе аабж льдоша щкаузверь насекомое птица рыба пресмыкающееся земноводное
1.Изобразите ласковую кошку.

2. Изобразите трусливого зайца.

3.Изобразите прыгающую лягушку.

4. Изобразите медведя в цирке.

5.Изобразите утку с утятами.

6.Изобразите обезьян в зоопарке.

1 письмо.
«Я – небольшой зверек с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?»
2 письмо.
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?»
письмо.
«Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я?»
4 письмо.
«Я зверь небольшой, домашний, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Но больше всего люблю молоко».
5 письмо.
«Я – сильный умный хищник, моей добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно мы охотимся небольшими стаями. Моя морда выразительная, богата мимикой. Размером я с крупную овчарку. Кто же я?»
6 письмо.
«Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна.»
№ кон-курса 1. Конкурс «Приветствие».  2. Конкурс «Разминка» 3.Конкурс «Почтовый ящик» 4. Конкурс - «Творческий» 5. Конкурс - «Шифро-вальщик». 6. Конкурс - «Ребусы». 7.Конкурс - «Конкурс капитанов» Итого.
Кол-во баллов.
Место.
3 «а» 3 «б» 3 «в» 3 «г» 3 «д» 3 «е»