Доклад на тему: Особенности проектно — исследовательской деятельности в начальной школе


Инновационные технологиив практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школеОсобенности проектно- исследовательской деятельностив начальной школе Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: -ставить цели, - решать задачи, -отвечать за результаты В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. ФГОС – предусматривает смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения различных способов действийПоэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования Инновационно-педагогическиетехнологии при внедрении ФГОСТехнология проблемногообученияПроектнаятехнологияТехнология развивающегообученияДиалог культурГрупповые технологииИгровые технологииИнформационно-коммуникативные технологии Проект – в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд».В словарях – план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта.Что такое проект?В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Основной тезис современного понимания метода проектов " Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" Дж.Дьюи «Если мы будем сегодня учить, так как вчера, то мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи (1859 – 1956) Метод проектов - самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения. Можно сказать, что проект – это "пять П”: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое "П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Для чего нужен метод проектов?Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативные умения учащихся.Формировать активную жизненную позицию учеников. Главная идея организации проектной деятельности учащихся:развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. АктуальностьМладший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность. В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми . Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей Проектные задачи Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках. Побуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемыПриём 1 о фактах:«Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо» Приём 2 «Сколько же в нашем классе разных мнений?»Приём 3«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?»Приём 4 «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»Приема 5 : «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?».Прием 6: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».Выбрать подходящее:Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока?Решение учебной проблемыПобуждающий диалог Способы постановок учебной проблемыПобуждающий от проблемной ситуации диалог.Создание проблемной ситуации.Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.Побуждение к формированию учебной проблемы.Принятие предлагаемых учащимся формулировок учебной проблемы.Подводящий к теме диалог.Сообщение темы с мотивирующим приемом. Развитие исследовательских способностей младших школьниковРазвитие умения видеть проблему.Развитие умения выдвигать гипотезу.Упражнения«Давайте вместе подумаем.»Упражнение на обстоятельства.Упражнение, предполагаемое обратное действие.Найди возможную причину события«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на земле»Развитие умения задавать вопросы:Уточняющие;Восполняющие;Развитие умения экспериментировать:Мысленный эксперимент;Эксперименты с реальными объектами. Классификация проектов{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}ВидыОсобенностиСутьI. По доминирующей деятельности учащихся1. Практико-ориентированные проектыНацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчикаЦель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города2. Исследовательские проектыПо структуре напоминают научное исследованиеВключают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов3. Информа ционные проектыНаправлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудиторииИтогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создание информационной среды класса и школы4. Творческие проектыПредполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатовАльманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др.5.Ролевые проектыНаиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героевРезультат такого проекта остается открытым до самого его окончания {7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}ВидыОсобенностиСуть1. Моно проектыПроводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельностиУчитель–предметник – руководитель , учитель другой дисциплины – консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, проводится в рамках классно-урочной деятельности2. Межпредметные проектыВыполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знанияПо предметному содержанию {7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Виды ОсобенностиСуть1.МинипроектыМогут укладываться в один урок или менееНаиболее продуктивны на уроках иностранного языка2. Краткосроч -ные проектыТребуют 4-6 уроковУроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляются во внеклассной деятельности и дома3. Недельные проектыВыполняются в группах в ходе проектной неделиВыполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперименты) с внеклассными (экскурсии, экспедиции)4. Годичные проекты Выполняются как в группах, так и индивидуальноУченические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное времяПо продолжительности Формы продуктов и презентаций проектной деятельностиАльбом АльманахАнализ данных соцопросаАтласАтрибуты классаБизнес-планВидеофильмВыставкаГазетаЖурналИграКартаКартина КоллекцияКостюмМакетМодельОформление кабинетаПакет рекомендацийПисьмо в…ПраздникПрезентацияПубликацияПутеводительСерия иллюстрацийСистема классного (школьного) самоуправленияСказкаСправочникСценарийУчебное пособиеЭкскурсия Схема работы учителя - руководителя проекта1. Для успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю нужно продумать:учебные цели, которые будет преследовать проект;число участников проекта;тип проекта;сроки выполнения;все возможные источники информации;уровень и место защиты проекта.2. Своевременно консультировать учащихся во время работы над проектом3. Участвовать в оценке результата проекта Требования к проектамНеобходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. 1. Подготовительный Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Создание проблемной ситуации.2. Проектировочный Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Координация работы.3. Практический Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Координация работы.4. Контрольно-коррекционный Самооценка. Координация работы.5. Заключительный Представление (презентация) проекта. Координация работы. Создание портфолио проекта.Этапы работы над проектом: Что же дает нам использование в работе проектных задач? Умение работать в группе, в коллективе Учатся ценить труд других людейУчатся продуктивно работать сами Когда нужно начинать работу над проектами?1-2 классы – проектные задачи3-4 классы- проекты На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Математика вокруг нас». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:• Сделай буквы из различных материалов.• Напиши любой букве рисуночное письмо.По окружающему миру по теме «Мои любимые животные» ребята рассказывали о разных животных и за что они им нравятся, а также оформили выставку рисунков и аппликаций. В первом классе все проекты носят творческий и информационный характер, и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Каждый проект должен заканчиваться обязательно презентацией проекта. Начинающему исследователюВыбери тему исследования.Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.Сделай выводы.Оформи результаты своей работы.Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования Оценка успешностиМожно оценивать:cтепень самостоятельности;степень включённости в групповую работупрактическое использование метапредметных и личностных результатов;уровень сложности;оригинальность идеи способа решения проблемы;осмысление проблемы проекта и формулирование цели;уровень организации проведения презентации;уровень организации проведения презентации;владение рефлексией;творческий подход в подготовке объектов наглядности ;социальное и прикладное значение полученных результатов Список литературы 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 200810. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. Спасибо за внимание!