Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.


Филиал МБОУ СОШ №5 г.Алагира в с.Бирагзанг
Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.
Агнаева Изета Хаджумаровна
31.01.2014
33528004914900
Цель:
- рассмотреть общую структуру мотивации к учению в младшем школьном возрасте;
- показать педагогам, как можно организовать свою деятельность по формированию познавательной мотивации у разных по уровню обученности учащихся (сильных, слабых)
Рассмотреть вопросы:
Виды мотивации.
Причины неуспеваемости. Как развивать у школьника интерес к предмету .
Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?
Требования, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Учебная деятельность.
В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
учебные ситуации (или задачи);
учебные действия;
действия контроля и оценки
одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ).
Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия.
Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.          
 Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.Виды мотивации:
1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности
• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
• Положительная в двух формах
1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)
2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности
• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:  а) Познавательная мотивация Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Создание на уроке игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Поэтому на каждом уроке использую различные упражнения на развитие внимания.
б) Мотивация достижения успеха У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
г) Мотивация избегания неудачи У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ МОТИВАЦИИ
Внутренние по отношению к школьнику Внешние по отношению к школьнику
Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки Недостатки
биологическо- психического воспитаннос- образования опыта влияний
го развития'. развития ти личности: личности: влияний внешкольной
личности: школы: среды:
а) дефекты а)слабое а)недостатки в а)пробелы в а)недостатки а)недостатки
органов развитие развитии знаниях и процесса влияний
чувств; эмоциональ- моральных специальных обучения, семьи;
б)соматичес- ной сферы качеств умениях; учебных б)недостатки
кая личности; личности; б)пробелы в пособий и пр.; влияний
ослабленность б)слабое б)недостатки навыках б)недостатки сверстников;
в) развитие воли; в отношениях учебного воспитателън в)недостатки
особенности в)отсутствие личности к труда ых влияний влияний
высшей положитель- учителям, школы культурно-
нервной ных коллективу, (учителей, производствен
деятельности, познаватель- семье и пр.; коллектива ного
отрицательно ных в)недостатки в учащихся и окружения
влияющие на интересов, трудовой др.) учение; мотивов, воспитанност г)психологиче потребностей и ские отклонения 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
Компенсаторная мотивация К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы , Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Вспомним некоторые требования к современному уроку.
С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?
Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.
Примерное содержание таких заданий:
- определите собственные цели занятия (его этапа);
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др
От приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
В Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2 - 576-96) определено время, выделяемое на выполнение домашнего задания по всем предметам, вместе взятым. Так, в I классе во II полугодии оно не должно превышать 1 ч, во II - 1,5 ч., в III—IV— 2 ч., в V-VI - 2,5 ч., в VII-VIII – 3ч., IX-XI классах -4 ч.
Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени трудности домашних заданий с тем, чтобы не было перегрузки учащихся.
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная
групповая;
творческая;
гетерогенная дифференцированная домашняя работа. У девочек преобладает выполнение заданий в образной языковой форме, поэтому им можно предложить такие задания: «Придумай загадку по теме», «Раскрой тему в форме стихотворения или сказки». Мальчикам свойственно использование научного языка, поэтому им можно предложить по той же теме другие задания: «Представь тему урока в форме таблицы, символа, схемы», «Составь словарь опорных слов по изученной теме».
одна на весь класс;
составление домашней работы, для соседа по парте (пары постоянного состава),
дифференцированная.
Требования, основывающиеся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом
Суть первого и важнейшего правила заключается в том, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер.
Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала ученику следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время.
Второе правило: домашние задания необходимо выполнять в день их получения.
Третье правило: если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение практических упражнений, его выполнение нужно начинать с работы над учебником.
Четвертое правило: приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения
Пятое правило: выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Это означает, что после выполнения заданий по всем предметам необходимо сделать перерыв на 10-15 мин, и после этого повторить выполненные задания, воспроизводя их в той же последовательности, что и в первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выработке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.
Шестое правило: во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным учебным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телевизор, петь, вступать в споры и т. д.
Седьмое правило: очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте.
Восьмое правило: после подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20—30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя, таким образом, рассредоточенное усвоение знаний.
Девятое правило: весьма полезно, чтобы учащийся непосредственно перед сном уделил 15— 20 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложился спать.
Вывод
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Список литературы
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. -330 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 215с.
Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К.К. Пла-тонов М.: Высшая школа, 1984. -246 с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М.,1993. -183с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебная литература,1996.
Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т. 1. М.: Просве-щение: Владос, 1994. -576 с.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001.-221с.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. 1. М.: Мир, 1986. -450 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. -148с.
Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.,1994.-173с.