Консультация для педагогов Гендерный подход в процессе художественно — творческой деятельности

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук).
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Художественно творческая деятельность является одной из любимых у дошкольников. Именно в процессе изобразительной деятельности видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс воспроизведения происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский). Анализ исследований, педагогическая практика, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побуждают к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством художественно творческой деятельности. На основе данной цели можно определить следующие задачи:
– развивать творческие способности мальчиков и девочек;
– формировать адекватную полу модель поведения у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
– учить детей использовать разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения и т. д. с целью получения выразительного образа.
Непосредственно организованная деятельность по художественному творчеству может проводиться как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от темы. При организации деятельности учитываются особенности детей, такие как:
– интерес к деятельности, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей, родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо. При организации продуктивной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого можно использовать разнообразные педагогические приемы, среди которых могут быть следующие:
Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении.
Пути выхода:
– предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в движении;
продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.
Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти.
Пути выхода:
– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.
Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки.
Пути выхода:
– предложить мальчику цветовые варианты будущей работы: цветные фишки, цветные схемы
– пусть мальчик вначале поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своей работы.
Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, работу делают тщательно, но долго.
Пути выхода:
– разделить процесс получения изображения на 2 части: 1 часть – создание
крупных деталей, 2 часть – детализация;
Проблема: мальчики делают работу малопредметной, недостаточно детализируют и обогащают.
Пути выхода:
– посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на образы соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить свой рисунок, поделку.
Важное место при гендерном подходе в процессе художественно творческой деятельности занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изотворчества. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:
– разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и д.р.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски с различными изображениями (красавиц для девочек и рыцарей для мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского (машины, инструменты) и женского (цветы, бабочки характеров;
– рамочки для детских рисунков самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в создание интересных и творческих работ.
Осуществляя гендерный подход в процессе художественно творческой деятельности, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!
15