Гендерный подход в обучении вождению.

Гендерный подход в обучении вождению

Понятие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мужчин и женщин.
Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.
Гендерная педагогика – новая развивающаяся отрасль педагогического знания, поэтому до настоящего времени ее понятийный аппарат находится в стадии формирования.
В начале XX столетия в обществе наблюдалось повышенное внимание к вопросам воспитания и обучения детей разного пола. На страницах периодической печати, в педагогической литературе, на съездах по общественному и семейному воспитанию обсуждается проблема психических особенностей мужчин и женщин. Широкую дискуссию вызвал вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек в школе. Мнения общественности и педагогов по этому вопросу разделились. Сторонники совместного обучения детей разного пола считали, что это позволит на деле решить проблему равенства мужчин и женщин.
Введение в России в 20-е годы прошлого века совместной формы обучения мальчиков и девочек было необходимым и прогрессивным явлением, поскольку определялось требованиями времени, глобальными преобразованиями в социальной и экономической областях жизни и обеспечивало равные права мужчин и женщин в образовании.
Однако понимание обеспечения равных прав как абсолютно одинакового подхода в воспитании представителей обоих полов привело и к определенным негативным последствиям. Прежде всего это проявилось в прекращении почти на полвека исследований в области психологии пола, изучения различных аспектов проблемы воспитания и обучения детей разного пола.
Наиболее полно проблема воспитания с учетом пола детей представлена в педагогическом наследии выдающихся отечественных педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского, которые рассматривали задачу воспитания у подрастающего поколения качеств мужественности и женственности как одну из наиболее важных задач нравственного формирования личности.
А. С. Макаренко подходил к проблеме полового воспитания с точки зрения единства формирования всей личности ребенка, не отделяя половое воспитание от общего нравственного воспитания. В своей педагогической деятельности он учитывал психические особенности мальчиков и девочек.
Для В. А. Сухомлинского учет психологических особенностей мальчиков и девочек был одним из основных принципов педагогической деятельности. Он называл важнейшим условием формирования гражданской, моральной, этической зрелости воспитанников осознание ими того, что и физически, и морально они являются настоящими мужчинами и настоящими женщинами.
Воспитание качеств мужественности и женственности, по мнению В. А. Сухомлинского, следует начинать уже в детстве. В мальчиках необходимо утверждать «долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины», воспитывать понимание того, что они – завтрашние мужья и отцы, будущие воины, защитники родины.
Признавая особое значение семьи в жизни женщин, В. А. Сухомлинский считал необходимым привлекать их к активной общественной жизни. Важными качествами, необходимыми женщинам, он называл твердость, решительность, женское достоинство в отношении с мужчинами.
Воспитание юношей и девушек В. А. Сухомлинский рассматривал не как параллельные, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. По его мнению, деятельность коллектива нужно организовать так, чтобы не было специальных мужских и женских видов деятельности, а отличались лишь место и роль девочек и мальчиков в осуществлении деятельности.
Трудности в разработке проблемы гендерного подхода в воспитании и обучении в настоящее время обусловлены рядом факторов:
– отсутствием гендерной проблематики в государственных образовательных стандартах;
– недостаточной разработанностью категориального аппарата гендерной педагогики;
– противоречивостью экспериментальных данных относительно психических различий представителей разного пола, степени их проявления.
Таким образом, гендерная педагогика как направление научного знания активно развивается в последние десятилетия и в настоящее время переживает период формирования теоретико-методологических основ, разработки содержательных и технологических аспектов гендерного воспитания.
Гендерный подход естественно важен при практическом обучении вождения автомобиля.
Начинается все с различных факторов воспитания. Мальчики растут более уверенными в себе, более устремленными в своих начинаниях к достижениям, успехам. Девочки, напротив, развиваются более осторожными, более тревожными, менее уверенными в себе и в их побуждениях стремление избежать неудачу нередко превалирует над стремлением к достижению успеха. Причем это различие в диспозициях тех и других еще более усиливается сложившимися традициями школьного воспитания. Так, если мальчик плохо учится, то его чаще всего упрекают в отсутствии старания, в халатности в учебе (в предположении, что он достаточно способен и вся беда его в - недостаточном прилежании). Когда же девочка плохо учится, то причиной этого чаще всего считают ее низкие способности (исходя из предположения, что старательность у нее заведомо есть). Все это, естественно, сказывается на особенностях формирования личности тех и других и когда они становятся взрослыми, на разном стиле поведения в труде, на разном отношении и проявлении в условиях опасности.
Женщины в общем более точно выполняют правила, в условиях опасности ведут себя более осмотрительно. Они менее, чем мужчины, склонны к риску. И не случайно в народе сложилось мнение, что женщины больше верят в правила, законы, а мужчины больше надеются на себя, на используемую ими технику. Опыт также показывает, что женщины чаще руководствуются чувствами, а мужчины сознанием. Итак, получается, что «сила» женщин заключается в том, что они точнее выполняют правила и поэтому реже создают опасные ситуации, «сила» же мужчин заключается в способности лучше выходить из опасных и экстремальных ситуаций, избегая при этом аварий и несчастных случаев.
С какими трудностями встречается инструктор по вождению, обучая женщину азам обращения с автомобилем? Не всем легко дается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], женщины пугливы и могут расплакаться от непредвиденной ситуации на дороге. Но это бывает, как правило, на первых практических занятиях и не со всякой представительницей прекрасного пола. Зато за теоретические знания женщин перед экзаменами инструктор может не беспокоиться – проблем не будет. И на дороге, приобретя опыт, женщина-водитель будет вести себя гораздо спокойнее, чем мужчины, которые любят перестраиваться из ряда в ряд и неистовствуют, встречая заторы.
Мужчины, напротив, более стрессоустойчивы, лучше справляются со сложными ситуациями на дороге, реже совершают ошибки.
Опытный инструктор по вождению всегда найдет подход к ученику, будь то мужчина или женщина. Но, обучая представительницу прекрасного пола, он обязательно расскажет ей, что нужно делать в ситуации, если произошло ДТП.
Ведь многие теряются именно на этом этапе, начинают паниковать и, как правило, совершают глупые ошибки. Мужчины в таких случаях ведут себя грамотно и деловито, сразу обращаются в ГАИ. Их трудно застать врасплох, даже если водительский стаж у них небольшой.
Инструктор по вождению уже знаком с основными моментами, которые вызывают наибольшие трудности при обучении будущих водителей: сложные перекрестки, движение по кольцу, парковка. Все это прорабатывается с курсантами довольно тщательно, для того чтобы привить им навыки действия в подобных ситуациях.
«Накатав» опыт, женщины становятся очень дисциплинированными и ответственными водителями. А мужчины, как правило, выбирают более рискованный стиль вождения, порой действуя на свой страх и риск и забывая наставления учителя. Мужчины, как правило, воспринимают те замечания, которые им делает инструктор буквально. После чего более или менее успешно их реализует. К инструкциям и замечаниям мужчины относятся отстраненно. Что называется, «ничего личного». У женщин может быть больше эмоций и ассоциаций. Бывает склонность воспринимать все пояснения и замечания, как будто они относятся не к их действиям, а к ним лично. Внешне это выглядит так, что женщина становится несговорчивой и даже упрямой. И это не что-то касающееся особенностей конкретной женщины или девушки, это общий установленный наукой феномен. Женщине в такой ситуации важно настоять на своем, даже если она начинает осознавать, что где-то, возможно, и допустила ошибку. Такое поведение может быть вызвано стремлением женщины поддержать самооценку. В результате возможно включение механизмов самозащиты. Поэтому замечания инструктора иногда воспринимаются лично, а не относительно какого-то конкретного правила или ситуации. И наши инструкторы знают как с этим работать и предупреждают подобные ситуации. Традиционно считается, что мужчина ближе к технике. Но это не означает, что женщина обладает меньшими способностями. Скорее здесь может идти речь о мотивации, о том, что стимулирует мужчин и женщин садиться за руль автомобиля, обучаться вождению, получать водительские права. Очень многие мужчины хотят обучаться, преодолевать трудности, потому что их увлекает вождение автомобиля. Некоторые ребята приходят к нам уже с определенным опытом вождения. Здесь нередко возникает представление: «Я и так всё умею, мне бы подучить правила и сдать на права». И как следствие: возникают проблемы со сдачей экзаменов. Второй важный для мужчин стимул – это карьерное соображение. Мужчине нужно получить права, чтобы устроиться на работу или получить повышение, в том числе и при получении новых профессиональных навыков. Есть некоторые мужчины с повышенным уровнем тревожности. С ними мы работаем индивидуально. Для женщин же вождение автомобиля – это вопрос личностного роста. И к обучению женщин стимулирует не только интерес. Женщина готова «насупиться» и преодолевать трудности, зубрить правила, казаться себе «полной дурой» за рулем. Для чего? Чтобы потом гордиться тем, что она смогла добиться поставленной цели, самореализоваться в еще одной сфере. Самооценка женщина в процессе обучения и вождения автомобиля очень важна. В данном случае, позитивная самооценка – залог того, что в критических ситуациях женщина будет принимать правильные решения. Исследования показывают, что если причиной ДТП у мужчин является завышенная самооценка, то у женщин чаще всего заниженная самооценка. Мужчина расслабляется и становится невнимательным. А женщина из-за заниженной самооценки отказывает себе в способности принимать адекватные решения и действует либо хаотически, либо впадает в «ступор».
 Опытные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] склонны условно разделять процесс обучения мужчин и женщин по способу подачи материала и его отработки. Причем для женщин главной задачей считается не довести до автоматизма некоторые движения, а развить в ученице уверенность в своих силах и научить её чувствовать машину. Важным моментом в обучении женщины управлению автомобилем, на который должен обратить внимание любой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], это необходимость довести до автоматизма использование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (по назначению) и развитие периферийного зрения. Женщины хорошо усваивают основной принцип вождения «не видишь – не едешь», но применение его на практике затруднен тем, что у слабого пола преобладает «прямое» зрение, что мешает успешному маневрированию в плотном городском потоке. Реакции женщины должны быть доведены до автоматизма, необходимо «отшлифовать» ее мышечную память и моторные навыки. Женщины более эмоциональны, и в экстремальных ситуациях, в том числе и при встрече с хамоватыми коллегами мужского пола, они теряются. Испугавшись, женщина может просто бросить управление автомобилем. Женщина от природы очень самокритична и не уверенна в себе, в отличие от мужчины. Часто, при практическом обучении вождения автомобиля ей мешают именно эти качества. Одна из сложных задач для начинающих водителей–женщин это парковка задним ходом. И если мужчины достаточно быстро овладевают этим нехитрым навыком, для женщин парковка представляет собой пытку. Все потому, что женщины хуже чувствуют габариты автомобиля. Мужчине достаточно одного взгляда, чтобы точно сказать, сможет он припарковаться в этом месте или нет, женщина порой сначала попытается заехать с одной стороны, затем с другой и только после многочисленных попыток вынесет вердикт, что парковочное место недостаточно широкое для её автомобиля. Важно инструктору правильно научить алгоритму парковки. 
Женщинам сложнее, чем мужчинам, даётся ориентирование в сложных ситуациях, требующих быстрой и чёткой реакции, особенно на больших скоростях. Если вдруг происходят непредвиденные обстоятельства, резко меняется дорожная обстановка, стабильность и надёжность их вождения заметно снижается или вообще исчезает. 
При практическом обучении вождения автомобиля за годы своей работы мною замечено, что мужчинам, как правило, много объяснять не надо ( сказал – он понял), то женщинам что-либо объяснить, например, какую-либо ситуацию, какое-либо маневрирование, какие-либо упражнения на автодроме времени требуется в разы более.
Также убедился, что людей с чувством юмора обучать вождению легче и проще.


При обучении практического вождения автомобиля предпочитаю использовать гендерный подход, что облегчает сам процесс обучения кандидатов в водители.











Гендерный подход при обучении практическому вождению автомобиля


Мужчина
Женщина


Абстрактность
Пример: упражнение – разворот на перекрестке – в большинстве случаев хватает словесного объяснения

Конкретность
Пример: упражнение – разворот на перекрестке – в большинстве случаев нужно показать мастеру самому, как выполнить данное упражнение


Логичность
Пример: автодром, упражнение – параллельная парковка – после объяснения, как выполнить данное упражнение, мужчина понимает, где, в какой момент автомобиль находится, двигается, в каком направлении, когда самостоятельно вырабатывает последовательность действий при выполнении упражнений

Интуитивность
Пример: автодром, упражнение – параллельная парковка – после объяснения мастеру следует показать выполнение данного упражнения (сколько повернуть рулевое колесо, где какая фишка, где остановиться) и, когда женщина выполняет упражнение, онана интуиции представляет, где, в какой момент находится автомобиль, и поэтому последовательность действий запоминает


Власть
Повышенная самооценка – необходимо ограничивать от его же инициатив

Подчинение
Пониженная самооценка – необходимо подталкивать на проявление инициатив


Порядок
Пример: ситуация – заглох двигатель – как правило, остановится и выполнит положенный порядок действий (поставит на ручной тормоз, включит сигнализацию)

Хаос
Пример: ситуация – заглох двигатель – может проявить беспорядочность действий
(пытаться завести двигатель на передаче, то выжать, то бросить сцепление, и вообще перестать что-либо делать)


Независимость
Более самостоятелен при управлении автомобилем

Близость
Чувствует себя увереннее, если кто-то рядом в автомобиле


Индивидуальность
При обучении вождения, особенно на автодроме, предпочитает выполнять упражнения индивидуально

Коллективность
При обучении вождения предпочитает работать парой, тройкой


Активность
Пример: автодром – упражнения выполняет не только, как ему объяснили, показали, но и пытается выполнить их другими методами допустимыми для выполнения упражнений

Пассивность
Пример: автодром – упорно будет выполнять упражнения, как показали, объяснили


15