Статья Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе
Никанорова Т.Ф. ,учитель по физической культуре

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания.
Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.
Классификация дифференцированного подхода школьников по группам в зависимости от их данных :
По состоянию здоровья и уровню физического развития;
По уровню физической подготовленности;
По половому признаку и степени биологической зрелости;
По свойству нервной системы и темпераменту.
По состоянию здоровья и уровню физического развития.
При изучении физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика.
Доказана высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания.
Каждый учащийся в зависимости от состояния здоровья относится в одной из трех медицинских групп: основной, подготовительной и специальной. Существует еще одна категория учащихся, это учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры.
К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.
В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.
В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.
Учащихся, отнесенные к СМГ, и с учащиеся, временно освобожденные от физических нагрузок по состоянию здоровья, не могут заниматься вместе с основной группой, и должны заниматься по особой программе. Но от присутствия на уроке они не освобождаются. Поэтому работа с этими учащимися должна проводиться на уроках систематически с учетом их индивидуальных особенностей.  Работа с учащимися может осуществляться в следующих вариантах:
выполнение задания по индивидуальным карточкам. Карточки включают в себя задания теоретического плана и простейшие упражнения типа зарядки.
 привлечение к  работе в качестве судей, контролеров и помощи в организации занятий.
Работа над проектом, выполнение тестов, составление комплексов упражнений

По уровню физической подготовленности
По уровню физической подготовленности учащиеся делятся на три группы:
В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.
Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.
В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.
По половому признаку и степени биологической зрелости.
При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся.
Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.
Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость;
с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам.
В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями.
Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков
·8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.
В занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелезание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.
Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.
4 . По свойству нервной системы и темпераменту
В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.
Сильный безудержный тип, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
Сильный живой тип, характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
Сильный спокойный тип, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
Слабый тип, характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.
Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов.
У школьников с сильной нервной системой в условиях игры результаты значительно лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже.
На учащихся со слабой нервной системой в процессе обучения движениям наиболее положительное влияние оказывает похвала, а наихудшее – порицание и плохая оценка.
На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка.
Ученики со слабой нервной системой легче усваивают технику движений.
Во время соревнований у них наступает перевозбуждение, что мешает им выполнять двигательные движения. Дифференцированный подход при изучении определенного раздела программы (метание, прыжки, лыжная подготовка, бег и др.) позволяет выработать определенный стиль работы для “сильных” и “слабых” учеников.

Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. 
1.Холерик( «Возбудимые дети»)
Отличаются высоким уровнем физической работоспособности, к подвижных играх занимают командные роли. Быстро овладевают сложными движениями, успешнее и охотнее выполняют упражнения скоростного характера, хуже справляются с заданиями, требующими выносливости.
У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции.
2. Сангвиник («живой»)
Умеренно подвижны, одинаково охотно участвуют в подвижных играх, быстро овладевают сложными движениями. У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
3.Флегматик( спокойный)( сходство с сангвиником) Флегматики же, как правило, не станут выполнять новых упражнений, если что-то в технике неясно, но склонны к кропотливой, длительной работе над овладением ею.
4.Меланхолик (слабый)
Отличаются низкой работоспособностью, быстро утомляются, двигательная активность снижена, охотнее выполняют движения в медленном темпе. Наиболее успешно справляются с непродолжительными нагрузками умеренной интенсивности.
На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.
Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив.



Вывод. Осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит, наиболее эффективно.





Литература
Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. с. 44–47.
Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 1994. №6. с.7–10.
Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32.
Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7.
Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31.
Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 1995.
Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 1998. с.28.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315