Презентация Гендерный подход на уроках технологии


Гендерный подход на уроках технологииРазработала учитель технологии шк. № 15Волошинская Т.Л. Что такое гендерология?В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер» Из энциклопедииГе́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Мужчина ЖенщинаЛогичностьАбстрактностьИнструментальностьСознательностьВластьПорядокНезависимостьИндивидуальностьСилаИмпульсивностьАктивностьНепостоянствоНеверностьРадикализм ИнтуитивностьКонкретностьЭкспрессивностьБессознательностьПодчинениеХаосБлизостьКоллективностьСлабостьСтатичностьПассивностьПостоянствоВерностьКонсерватизм Гендерный подход Гендерный подход – признак , суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества. Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание этого и есть гендерный подход. -нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки (девушки), каждого мальчика (юноши); -неадекватной самооценке школьников; -отсутствию культуры взаимоотношения полов.Игнорирование половой принадлежности школьников приводит к: Основная идея гендерного подхода Содержание;1Методы обучения;2Организация учебного процесса 31Педагогическое общение.4Состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: Гендерные особенности учащихсяМальчикиПараметры сравненияДевочки Специфические особенности полушарий мозгаИмеют более развитое правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно – образному характеру познавательных процессовИмеют более развитое левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно- логический характер познавательных интересов Функции полушарий мозгаПравое полушарие отвечает за распознавание, анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. Левое полушарие оперирует словами,условными знаками и символами; отвечает за регуляцию речи, письма,счета. Развита интуитивная ориентация в пространстве. Особенности деятельностиПри обработке учебного материала качество предпочитают объему.Склонны к предметно – инструментальной деятельности.При обработке учебного материала предпочитают количество.2. Склонны к деятельности, озвученной вербально. Особенности деятельностиСклонны к самостоятельной исследовательской деятельности, к решению проблемы, а не действию по готовому шаблону (алгоритму).Предпочитают эксперименталь ные задачи.Девушки предпочитают либо алгоритм, либо исследование тем, касающихся разных сторон личности.4. Предпочитают задачи с практическим содержанием. Особенности деятельности5. Даже при некоторой мечтательности склонны к практической деятельности.6. Наиболее комфортно давать письменные ответыДовольствуются вербальными формами деятельности.6. Предпочитают устные ответы. Черты характераИмпульсивность, любознательность, стремление к новым ощущениям, трудности в произвольной регуляции поведения и оперирования абстрактными категориями. Повышенный контроль,Интровентированность, и ответственность, в сфере темперамента и характера непосредственная любознательность,точность восприятия и памяти. ПроектыЭвристика, прогнозирование, творческий поиск, развиты чувственно конкретные формы мышления, оперативное мышление.Проблемный анализ, аналогия, адаптация, защита своих идей, решений и т. д., развиты формы опосредования в познавательных процессах. Отношение к профессииЗависят от будущей профессиональной деятельности. Интерес к самоутверждению в профессии на личном уровне. Способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий (ремонт аппаратуры).Более осторожны и осмотрительны в деятельности, обладают способностью к тонкой, однообразной, кропотливой работе (сборка часов, вязание ).Скорее готовы подчиняться чем руководить. Требования при выборе методов и приемов обучения Diagramдиалогичностьнаправленность на поддержку индивидуального развития ребенкадеятельностно-творческий характеропора на положительные качества личностиоптимистическая перспектива в работе с ребенкомвыбор содержания и способов учения и поведенияпредоставление учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений Задания, предназначенные для учащихся правополушарного типа (чаще мальчики): Инсценировки: изобразите работу токаря, вбивание гвоз- дя, вкручивание шурупа Замена словесного объяснения картинками, диаграммами, схемами. Иллюстрации: нарисуйте определенный столярный или слесарный инструмент, дефекты древесины Использование практических умений и навыков в различной деятельности Придумывание задач на основе жизненных ситуаций, эмоционально близких детям Аналогии : в чем сходство человеческого глаза и фото аппарата?Изучение явлений технологии на примерах истории. Задания, предназначенные для учащихся левополушарного типа (чаще девочки) Творческие задания Конструиро-вание Решение логических задач Классификация, сортировка, группировкаОтгадывание ребусов, загадок, анаграмм Анализ понятий. Изобрете-ние Вывод:Организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Цель гендерного подхода в образовании Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Роль учителя Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола Трудности совместного обученияДеформация социального опыта мальчиков Особенности девочек при совместном обучении Изменение социальных ролей в старшей школе Гендерные предпочтения учителей Трудности совместного обученияФеминизация мальчиков. Депривация потребностей девочек.Противоречие между содержанием и формами обучения.