Этнокультурный компонент в образовании.

Этнокультурный компонент в образовании.
Первый раз в первый классС первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но и школа- один из главных помощников на пути становления и формирования полноценной личности, яркой и самобытной. Особенно такая, которая задается целью в содержании образования отразить традиции и социально - культурные ценности народа.
МБОУ СОШ села Индерка имеет однородный татарский состав учащихся, работает в условиях татарской языковой среды. Языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание основывается на народной педагогике.
Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.
Наша школа – школа гражданского становления с этнокультурным компонентом. Центр социальной, политической и экономической жизни села.
Над данной программой школа работает пятый год, эффективность реализации которой отражается в результатах работы школы.
Перед нами стояла задача создать школу:
Как гарант освоения детьми качественного образования в условиях двуязычия, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.
Как центр культурной жизни села, центр приобщения сельских жителей к культуре и традициям родного народа.
Как центр формирования человека как члена племени, нации, человеческого рода.
4.Создание воспитательной среды, основанной на истории и культуре Пензенского края, родного села и национальных традиций других народов.
Мы сделали вывод, что очень большое значение в деле воспитания и обучения имеют этнокультурные традиции, особенности быта, нравов, идеи, взгляды, обычаи, образ мыслей и действий татарского народа.
Являясь единственным учреждением среднего образования на селе, школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт педагогической работы. А значит, здесь формируется та атмосфера, в которой ребенок может полноценно развиваться духовно, физически, культурно. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережал его.
Инновационность, самобытность образовательной траектории ученика нашей школы проявляется в том, что изучение любых предметов традиционной школьной системы опирается на реализацию ведущих идей системы нашей программы:
Реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности.
Развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. Осуществляя воспитание учащихся на этнокультурных традициях татарского народа, мы всегда помним, что любая национальная культура питается другими культурами.
Противопоставление одного народа культурным, политическим и иным достижениям других этносов может привести к драматическим последствиям. Поэтому в содержании образования и воспитания нашей школы мы изначально закладываем взаимосвязь различных культур, особенно культур народов, проживающих рядом с нами: русского, мордовского, чувашского и других.
Приобщение учащихся к прогрессивной культуре Запада и Востока, культурным ценностям народов нашей области, страны, что способствует формированию у молодежи общечеловеческой культуры, толерантности и высоких патриотических начал.
Индивидуальность учебного плана школы проявляется в следующих позициях:
-обеспечение базового федерального компонента учебного плана выполняется полностью. Школа выдерживает соотношение базисных компонентов в предметных областях, усиливая их в соответствии со статусом школы гражданского становления с этнокультурным компонентом путем включения часов национально-регионального и школьного компонентов в учебную нагрузку пропорционально роли тех или иных предметов в формировании личности выпускника согласно цели нашей программы.
- при этом мы не ограничиваем учителей в выборе методик, технологий обучения. Научно-педагогический и творческий потенциал педагогического коллектива школы достаточно высок, что позволяет успешно решать сложные проблемы совершенствования образовательного процесса, включающие в себя и обновление содержания образования, и внедрение современных технологий обучения и воспитания ( у нас 2 победителя президентского гранта лучших учителей, 5 грантовиков областного конкурса «Педагогический Олимп» и 6 победителей муниципального конкурса ).
Изучая любой предмет школьной программы, наряду с государственным стандартом, школьник впитывает свою родную культуру. Воспитание на этнокультурных традициях осуществляется на всех уроках: математики, истории, технологии, музыки, физической культуры, татарской литературы, русского языка и литературы, ИЗО. Наши учителя переработали и сделали дополнение к образовательным программам по данным предметам. Все авторские программы имеют внутреннюю и внешнюю рецензию. С учетом задач развития национально-русского двуязычия, особенностей русского и родного языков строится и методика отбора и подачи языкового материала. Большую помощь в осознании грамматических закономерностей русского языка оказывают знания учащихся по грамматике родного языка, единые речевые механизмы аудирования, говорения, поэтому в процессе преподавания русского языка возможны ссылки на родной язык.
Нашими учителями разработаны программы элективных курсов: «Фольклор моего народа», «Татарский народный костюм», «Индерка и индерцы», «Сопоставительная грамматика русского и татарского языков», «Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы».
В школе силами учителей татарского языка создан этнографический уголок «Татарская изба», где успешно проводятся уроки по народной педагогике, обрядовые, фольклорные, с приглашением старожилов села, во время которых применяются интерактивные технологии, педагогика сотрудничества, ИКТ.
На уроках домоводства и в кружке «Хозяюшка» наши девочки знакомятся с кухней разных народов, а многие татарские блюда могут приготовить самостоятельно, изучают национальный орнамент, вышивают мулине и бисером. Коридоры школы, дома для престарелых, участковой больницы украшают работы наших девочек ( вышивка, аппликация, вязание крючком).
Резные деревянные наличники украшают наше село. Резьбу по дереву осваивают мальчики в кружке «Домовая резьба».
Посещая уроки физической культуры, вы можете стать свидетелями татарских народных игр, развивать силу, ловкость и выносливость возможно во время обрядовых состязаний, традиционных татарских праздников Сабантуй с участием всей семьи. Изучать интегралы и логарифмы на уроках математики помогает оказывается тоже этнокультурный компонент, например, можно доказать теорему по геометрии на примере изготовления тюбетейки из геометрических фигур.
Разбирая сюжеты из произведений татарских писателей и поэтов на уроках татарской литературы, обязательно сопоставите их с обрядами и традициями жителей родного села Индерка .
В музее Боевой и трудовой славы имеется экспозиция и проводятся экскурсии по теме: «Татары-мишари». Татарский костюм из школьного музея демонстрируется в альбоме «Народные костюмы Пензенской губернии», а тюбетейка конца XIX века имеется в «Губернском календаре» на 2005 год.
Наша школа является областной экспериментальной площадкой «Школа гражданского становления с этнокультурным компонентом», поэтому в нашей школе часто проводятся областные семинары по теме «Преподавание русского языка в условиях двуязычия», проходят научно-практические конференции на тему «Национальный проект в образовании: воспитание школьников в национальной татарской школе в современных условиях».
В школе многие годы функционирует и занимает призовые места в районе и области фольклорный коллектив «Яшьлек» («Молодость»), драматический кружок готовит спектакли на татарском языке и выступает на сцене сельского ДК.
При этом хочется отметить, что использование этнокультурного компонента в образовании не самоцель, не искусственное притягивание «чего-то национального», а лишь средство для решения методических задач программы развития.
Наши учащиеся занимают призовые места в различных областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, мы чтим свои корни, в этом году в третьей международной гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества» в г.Казани 10-классница Абдуллина Фарида заняла первое место.
Наши выпускники учатся во всех учебных заведениях области, случаев конфликтов на национальной или религиозной почве не было. Они активно входят в социальную среду, принимают самостоятельные решения в ситуации выбора, влияют на среду, иногда изменяя самого себя.
Мы считаем, все это результат воспитания на этнокультурных традициях, высокой нравственности и эффективной реализации программы “Школа гражданского становления с этнокультурным компонентом”.



Заголовок 115