Рабочая программа 10 класс 2 часа + этнокультурный компонент


Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена на основ Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономарёвой и предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательного уровня. Количество часов соответствует базисному плану 2004 года, т.е. 2 часа в неделю, 68 часов в год. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления. Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания. Поэтому в 10 – 11 классе вводятся 5 часов этнокультурного компонента.
Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.
Изучение курса биологии 10-11 классов по данной программе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.Задачи, обязательный минимум содержания
В соответствии с учебным планом данного общеобразовательного учреждения на изучение биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, по 68 часов в год. Данная программа реализуется в учебном курсе биологии для 10 класса, программа осуществляет интегрирование биологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе ещё раз, но в другом виде (ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Для организации учебного процесса используются следующие формы, методы и средства обучения: индивидуальные и групповые работы, беседа и рассказ, работа с дополнительными источниками информации, работа с микроскопом, наблюдение, эксперимент, использование таблиц, динамических пособий, схем и моделей.

Для контроля знаний, умений и навыков учащихся используются разные виды и формы контроля: устный опрос, индивидуальная работа по карточкам, тестирование, биологические диктанты, творческие работы, рефераты, разноуровневые контрольные работы, презентации и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
По окончании изучения курса биологии учащиеся должны
Знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебный план.
№ Тема раздела Количество часов Из них
Изучение нового закрепление Лабораторная работа
Практическая работа Контроль
1 Введение в курс общая биология 4 4 2 Биосферный уровень организации жизни 9 8 1
3 Биогеоценотический уровень организации жизни 9 9 2 1
4 Популяционно-видовой уровень жизни 12 12 1 1
5 Организменный уровень организации жизни 14 11 2 1
6 Клеточный уровень организации жизни 9 7 1 1
7 Молекулярный уровень проявления жизни 8 7 1
8 Заключение 3 3 Учебная программа.
Введение в курс общей биологии.
Задачи: познакомить учащихся с задачами курса « Общая биология»; расширить знания об основных свойствах живых организмов; об уровнях живой природы; значении биологических знаний.
№ урока в теме Тема урока Элементы содержания Ученик должен знать
(основные понятия, термины) Ученик должен уметь
(основные умения и навыки)
1 Краткая история развития биологии. Методы биологии.
Система биологических наук. Объект изучения биологии- живая природа, методы: описательный, сравнительный, экспериментальный, моделирование Методы познания живой природы , значение биологической науки для современного человека Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
2 Сущность жизни и свойства живого. Ключевые понятия: жизнь, обмен веществ, самовоспроизведение, раздражимость , саморегуляция, рост, развитие. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
3 Уровни организации жизни Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный. Основные уровни организации живой природы. Давать характеристику уровням организации живой природы.
4 Значение практической биологии. Селекция, генетика, биотехнология, бионика. Биология- основа биологических наук, её вклад в развитие сельского хозяйства, здравоохранение, охрану природы. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.

Биосферный уровень организации жизни.
Задачи: научить учащихся характеризовать биосферу как особый структурный уровень организации и как экосистему; этапы развития и становления биосферы в истории Земли; роль живого вещества, условия устойчивости и неустойчивости систем.
5 Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Давать описание компонентов биосферы. Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.
6 Функции и свойства живого вещества. Биомасса, живое вещество. Функции: газовая, концентрационная, окислительно- восстановительная, биохимическая. Знать функции и свойства живого вещества. Приводить примеры функций живого вещества.
7 Происхождение живого вещества. Биогенез, абиогенез, панспермия, химическая и биологическая эволюция. Сущность теорий биогенеза и абиогенеза. Анализировать и оценивать гипотезы сущности и происхождения жизни на Земле.
8 Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере. Прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтез, фотосинтез. Основные этапы биологической эволюции. Уметь объяснять причины эволюции.
9 Биосфера- глобальная экосистема. Ключевые понятия: продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ.
Процессы: круговорот воды, углерода, фосфора, серы и азота в природе. Роль живых организмов в биосфере, сущность круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, эволюция биосферы. Анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения.
10 Ноосфера - как новое состояние биосферы. Ноосфера- сфера разума. Знать о последствиях деятельности человека в окружающей среде. Оценивать последствия своей деятельности в окружающей среде.
11 Особенности биосферного уровня жизни и его роль на Земле. Процесс, структура, организация. Глобальные экологические последствия деятельности человека в окружающей среде проблемы и пути их решения, 12 Взаимоотношения человека и природыкак фактор развития биосферы. Правила поведения в природной среде. .

13 Контрольная работа №1
«Биосферный уровень организации жизни» Биогеоценотический уровень жизни.
Задачи: сформировать знания об основных свойствах и значении биогеоценотического уровня организации жизни живой материи, биоценозе как экосистеме, причинах смены биогеоценозов, их роли в эволюции живых организмов.
14 Работа над ошибками. Биогеоценоз -как особый уровень организации жизни Биогеоценоз, биоценоз, биотоп, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Структуру биогеоценоза, значение экологических факторов в жизни организмов. Давать характеристику биогеоценоза и экологическим факторам , объясять влияние экологических факторов на организмы.
15 Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема Видовая и пространственная структура экосистем, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особенности структуры экосистем. Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы Удмуртии.
16 Строение и свойства биогеоценозов. Трофические (пищевые) связи, трофические уровни, экологические ниши. Строение и свойства биогеоценоза, характеристику морфологической структуре биогеоценоза.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
17 Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Адаптация, симбиоз, мутуализм, паразитизм, комменсализм, конкуренция, Давать определения ключевым понятиям ,особенности строения цепей питания. Составлять схемы передачи веществ и энергии-цепи питания.
18 Смены биогеоценозов и их причины. Причины устойчивости и смены экосистем, сукцессия первичная и вторичная. Установление равновесного состояния. Ключевые понятия Объяснять устойчивость и смены экосистем.
19 Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов. Гидроценозы, агробиоценозы, биомы. Неполнота круговорота веществ в агроценозах (агроэкосистемах) Давать сравнительную характеристику природных экосистем и агроэкосистем Воткинского района,
20 Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. Заповедник, заказник, национальный парк, зоопарк. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. Оценивать последствия своей деятельности в окружающей среде.
21 Экологические законы природоиспользования. Принципы установления гармоничных взаимоотношений человека и природы. Значение рационального, научно- обоснованного природопользования для сохранения многообразия видов животного и растительного мира. Находить информацию в ресурсах Интернета о растениях и животных занесённых в Красную книгу Удмуртии.
22 Контрольная работа №2
«Биогеоценоз» Популяционно- видовой уровень организации жизни.
Задачи: сформулировать понятия об основных свойствах и значении популяционно - видового уровня организации живой материи, об особенностях и этапах происхождения человека разумного, познакомить с современной стратегией сохранения биологических видов Земли.
23 Работа над ошибками. Основные свойства и критерии вида.
Лабораторная работа №1
«Описание особей вида по морфологическому критерию» Вид, критерии вида, генофонд популяция. Называть критерии вида и обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Лабораторная работа
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
24 Популяция- как форма сществования вида, его структурная единица. Вид, популяция, генофонд популяции. Три типа популяций: географическая, экологическая, элементарная. Характеризовать популяцию как структурную единицу.
25 Популяция- как основная единица эволюции. Дивергенция, конвергенция. Эволюционные изменения в популяциях. Характеризовать популяцию как единицу эволюции.
26 Видообразование и его способы. Видообразование-результат эволюции; географическое видообразование, экологическое видообразование;
роль изоляции в процесс видообразования. Давать определения ключевым понятиям. Называть способы видообразования и приводить примеры.
Описывать механизм основных путей видообразования.
27 Человек- уникальный вид живой природы. Биосоциальные свойства человека, микроэволюция.
Место человека в системе живой природы. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.
28 Этапы эволюции человека. Антропогенез, гипотезы происхождения человека. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами.
Знать роль факторов антропогенеза , биологических и социальных, в длительной эволюции людей. Называть стадии эволюции человека; представителей каждой стадии.
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.
29 Особенности популяционно- видового уровня жизни. Вид, популяция, Основные процессы , организацию и значение популяционно- видового уровня. Давать характеристику процессам.
30 Основные закономерности эволюции. История эволюционных идей.
Эволюция – необратимый процесс развития живой природы.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Значение работ К .Линнея, учения Ж.Б. Ламарка.
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Называть учёных и их вклад в развитие биологической науки.
31 Современные представления об эволюции органического мира. Синтетическая теория эволюции. Знать основные постулаты синтетической теории эволюции. Объяснять роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
32 Основные направления эволюции.
Лабораторная работа № 2
« Приспособленность организмов к среде обитания» Биологический прогресс, регресс, ароморфоз, идеоадаптация. дегенерация. Результаты эволюции –
формирование приспособленности, образование новых видов.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания
33 Проблемы сохранения видов. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Знать охраняемые виды нашего региона. Причины гибели видов. Соблюдать правила поведения в природной среде.
34 Контрольная работа №3
«Эволюция». Организменный уровень.
Задачи: ознакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; сформировать представление о генотипе как целостной системе; о структурных и функциональных особенностях представителей разных царств природы ; их значении в природе.
35 Работа над ошибками. Организменный уровень организации и его роль в природе Организм - единое целое.
Разнообразие организмов. Называть структурные элементы и знать значение основных процессов. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
Отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы.
36 Организм как биосистема. Открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся, система. Значение ключевых понятий. Давать характеристику простейшим системам
(клетка, простейшее- амёба)
37 Размножение организмов. Размножение, Бесполое. Половое.
Типы бесполого размножения.
Оплодотворение6 наружное и внутреннее.
Двойное оплодотворение.
Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Знать сущность размножения; давать определения ключевым понятиям.
Значение оплодотворения. Доказывать, что размножение- одно из важнейших свойств природы;
Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основании сравнения.
Выделять отличия между типами размножения.
38 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Онтогенез, эмбриогенез.
Репродуктивное здоровье. Эмбриональный и постэмбриональный период развития.
Прямое и непрямое развитие.
Причины нарушения развития организма.
Индивидуальное развитие человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Называть периоды онтогенеза;
типы постэмбрионального развития; причины нарушения развития.
Описывать процесс эмбриогенеза.
Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании39
Изменчивость организмов и её признаки.
Практическая работа №1 «Изучение изменчивости у организмов» Изменчивость- свойство организмов. Генетика-теоретическая основа селекции. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Модификация, мутация, мутаген. Основные положения закономерностей изменчивости. Методы селекции. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Выявлять источники мутагенов в окружающей сред ( косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
40 Генотипические закономерности открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании. Наследственность- свойство организмов.
Мендель- основоположник генетики.
Основные понятия:
Аллельные гены генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, генотип, фенотип.
Использование Г. Менделем гибридологического метода.
Закономерности:
Правило единообразия. Гипотеза чистоты гамет. Сущность законов Менделя.
Генетическую терминологию, символику. Давать определения ключевым понятиям
Называть условия проявления доминантных и признаков
Записывать обозначения рецессивных и доминантных генов
Характеризовать моногибридное скрещивание.
Составлять схему моногибридного скрещивания
41 Генотипические закономерности открытые Менделем при дигибридном скрещивании Ключевые понятия
Дигибридное скрещивание
Цитологические основы проявления закона независимого наследования,
Соотношение генотипов и фенотипов 9: 3: 3:1
Давать определение ключевому понятию
Рассчитывать число гамет и составлять решетку ПеннетаОписывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Составлять схему дигибридного скрещивания.
42 Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Хромосомная теория наследственности. Группа сцепления, кроссинговер, Сцепленное наследование, аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный и гомогаметный пол, наследственные заболевания сцепленные с полом Давать определения ключевым понятиям
Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования
Характеризовать положения хромосомной теории
Составлять схему определения пола Приводить примеры наследственных заболеваний , сцепленных с полом.
43 - 44 Практическая работа№2, 3 «Решение генетических задач» Алгоритм решения задач Задачи на законы Менделя, на сцепленное наследование, на генетику пола Решать простейшие генетические задачи.
45 Наследственные болезни человека Синдром Шершевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром Дауна Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков. Приводить примеры наследственных заболеваний.
46 Этические аспекты применения генных технологий Современные представления о гене и геноме. Биоэтика, биоэтический кодекс,.Биотехнология, её направления, достижения, перспективы развития, этические аспекты исследований в биотехнологии. Анализировать и оценивать этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонировании человека).
47 Факторы определяющие здоровье человека Генотип, гены, среда, социальные факторы, значение генетики для медицины. Знать значение факторов влияющих на здоровье человека и использовать их в своей жизни Объяснять причины наследственных заболеваний.
48 Вирусные заболевания и меры борьбы с ними Внутриклеточные паразиты, вирус, вирусология, капсид.
Вирусы- неклеточные формы.
Меры профилактики вирусных заболеваний Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника,
Соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний.
49 Контрольная работа№4 «Генетика » «Генетика» Клеточный уровень организации жизни.
Задачи: познакомить учащихся с основными положениями клеточной теории; химическим составом клеток; основными процессами метаболизма.
50
Работа над ошибками.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе Основные положения клеточной теории.
Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Называть положения клеточной теории, находить в биологических словарях и справочниках значение термина- теория,
51 Клетка- этап эволюции живого в истории Земли Атомная эволюция
Химическая эволюция
Органическая эволюция
Культурная эволюция Возникновение и усложнение клетки в процессе эволюции Земли Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение, сравнивать клетки растений и животных
Доядерные и ядерные клетки.
52 Основные части клетки, их строение и свойства
Лабораторная работа №3 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» Ключевые понятия:
Поверхностный комплекс
Ядро
Цитоплазма Строение клетки. Уметь находить основные части клетки их на микропрепаратах, зарисовывать
их, обозначать, наблюдать , делать описание
Лабораторная работа
53 Деление клетки митоз и мейоз.
Лабораторная работа №4 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений». Ключевые понятия
Митоз, жизненный цикл, интерфаза, редупликация.\Деление клетки -.основа роста, развития и размножения организмов. Знать ключевые понятия;
Значение митоза и мейоза; давать характеристику каждой фазе деления клетки Лабораторная работа
54 Структура и функции хромосом
Ключевые понятия:
Хроматин
Хроматида
Хромосома
Ген.
Генетический код Строение хромосом,
Особенности и свойства генетического кода,
Процесс транскрипции.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках Объяснять механизм образования хромосом, определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и соматических клетках.
55 Многообразие прокариот.
Роль бактерий в природе. Ключевые понятия :Прокариоты,
архебактерии,
цианобактерии, актиномицеты.
Особенности строения;
Происхождение;
Роль бактерий в природе Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот,
Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы.
56 Микробиология на службе человека Микроорганизмы
Микробиология Знать название науки, её особенности ; роль в жизни человека; перспективы развития Прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога.
57 История развития науки о клетке Цитология,
Р. Гук; Р.Вирхов
А. Левенгук;.К. Бэр, Я. Шлейден, Т. Шванн Этапы развития цитологии, их взаимосвязь с уровнем технического прогресса. Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки. Анализировать и оценивать вклад ученых в изучении клетки.
58 Обобщающий урок по теме « Цитология»
Контрольная работа №5 «Цитология» Молекулярный уровень проявления жизни.
Задачи: Химическая организация клетки, макро и микроэлементы, особенности строения органических веществ: белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, липидов углеводов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. Химический состав хромосом. Особенности процессов: хемосинтеза, энергетического обмена, фотосинтеза, биосинтеза органических веществ. Сходство химического состава молекул живых систем как5 доказательства родства разных организмов.
59 Работа над ошибками.
Молекулярный уровень жизни и его особенности Химический состав клетки. Мономеры,
Полимеры,
Физико-химические свойства,
Биологические функции Роль органических и неорганических веществ в клетке и организме человека.
Биологическую терминологию. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнения.
60 - 61 Основные биополимерные молекулы живой материи Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты;
Протеины, ферменты, ДНК, РНК;
транскрипция,
комплементарностьРоль органических веществ в клетке. Давать определения основным понятиям, называть свойства органических веществ, объяснять механизм различных структур белков и редупликацию ДНК
Объяснять смысл точного списывания информации с ДНК на РНК.
62 - 63 Процессы синтеза молекул в живых системах Ключевые слова:
Синтез, ассимиляция.
Обмен веществ,
Фотосинтез, Биосинтез белка: транскрипция, трансляция Основные этапы пластического обмена: транскрипция, трансляция.
Характеризовать сущность фотосинтеза. Характеризовать этапы транскрипции и трансляции,
Решать задачи по молекулярной биологии
64 Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах Ключевые понятия: Диссимиляция,
Гликолиз, брожение,
Катаболизм;
Энергетический обмен. Обмен веществ и превращение энергии- свойства живых организмов. Основные этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, гидролиз (дыхание) Давать определения ключевым понятиям,
Характеризовать этапы диссимиляции;
Устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием.
65 Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема Ключевые понятия:
Фторопласт,
Пестициды,
Диоксины. Причины загрязнения окружающей среды. Описывать влияние загрязнений на биогеоценозы;
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона
66 Время экологической культуры Проблемы для обсуждения:
Главные факторы деградации окружающей среды и районы их проявления;
Что ожидает человечество в 21 веке;
Внешние и внутренние стороны культурности человека. Правила поведения человека в среде. Уметь высказывать и отстаивать своё мнение,
Находить доказательства выдвинутых теорий, размышлять.
67 Структурные уровни живой природы Уровни:
молекулярный,
клеточный, организменный, популяционно- видовой, биогеоценотический, биосферный. Иметь представление об уровнях живой природы как неделимых, целостных природных объектах разной степени сложности Определять уровень организации изучаемого объекта и давать ему характеристику.
68 Обобщение, закрепление и подведение итогов по теме и курсу.
Контрольная работа №6 «Биохимия клетки» « Биохимия клетки» Контрольные работы:

Биосферный уровень организации жизни.
Биогеоценотический уровень.
Эволюция.
Генетика - работа по индивидуальным заданиям.
Цитология - работа по вариантам
Биохимия клетки
Лабораторные и практические работы.
Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений.
Решение генетических задач (2 часа)
Изучение изменчивости у организмов.
Приспособленность к среде обитания.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебник : Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.И. «Биология» (М.из-во Вента Граф 2007г)
Рабочая тетрадь: КозловаТ.А. ,Пономарева И.Н. (М. из-во Вента Граф 2008 г)
Методическое пособие ПономарёваИ.Н. ,Корнилова О.А. ,Симонова Л.В.(М.изд-во Вента Граф 2011 г)
Тематическое планирование 10 класс ( 2 час в неделю. 68 часов в год)
№ раздела Раздел Кол.-во часов № урока № урока в теме Тема урока Кол.-во часов Сроки
1. Ведение в курс общей биологии.
4 1 1 Краткая история развития биологии. Методы биологии. (§1; стр. 5, вопр. 1, 2, 3.) 1 2 2 Сущность жизни и свойства живого.( § 2, 3.) 1 3 3 Уровни организации жизни (§ 4, вопросы 1, 2, 4.) 1 4 4 Значение практической биологии.( § 5.) 1 2. Биосферный уровень организации жизни.
9 5 1 Учение В.И. Вернадского о биосфере (§ 10,в. 3- письменно). 1 6 2 Функции и свойства живого вещества (§11) . 1 7 3 Происхождение живого вещества (§12). 1 8 4 Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере (§14). История развития жизни (§15) 1 9 5 Биосфера - глобальная экосистема (§ 16) Механизмы устойчивости биосферы (§ 17) 1 10 6 Ноосфера - как новое состояние биосферы (§18). 1 11 7 Особенности биосферного уровня жизни и его роль на Земле (§19). 1 12 8 Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы (Повторить основные вопросы темы с§10 по §20)
ЭКК: Влияние человека на развитие биосферы на территории Удмуртской Республики. 1 13 9 Контрольная работа №1
«Биосферный уровень организации жизни» 1 3. Биогеоценотический уровень.
9 14 1 Работа над ошибками.
Биогеоценоз -как особый уровень организации жизни (§22) 1 15 2 Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема (§23) 1 16 3 Строение и свойства биогеоценозов (§24). 1 17 4 Типы связей и зависимостей в биогеоценозе (§25) 1 18 5 Смены биогеоценозов и их причины (.§29) 1 19 6 Многообразие биогеоценозов суши и водных биогеоценозов (§30-31). 1 20 7 Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов (§32). 1 21 8 Экологические законы природопользования (§34).
ЭКК: Знакомство с экологическими законами природопользования, введенные на территории Удмуртии.1 22 9 Контрольная работа №2 «Биогеоценоз» 1 4. Популяционно- видовой уровень организации жизни 12 23 1 Работа над ошибками.
Основные свойства и критерии вида (§36).
Лабораторная работа №1
«Описание особей вида по морфологическому критерию» 1 24 2 Популяция- как форма существования вида, его структурная единица (§37). 1 25 3 Популяция- как основная единица эволюции (§39). 1 26 4 Видообразование и его способы (§40). 1 27 5 Человек- уникальный вид живой природы (§43) 1 28 6 Этапы эволюции человека (§43) 1 29 7 Особенности популяционно - видового уровня жизни (§44) . 1 30 8 Основные закономерности эволюции (§45). 1 31 9 Современные представления об эволюции органического мира (§46). 1 32 10 Основные направления эволюции( §49) .
Лабораторная работа № 2
« Приспособленность организмов к среде обитания» 1 33 11 Проблемы сохранения видов (§54, 55) .
ЭКК: Красная книга Удмуртии. 1 34 12 Контрольная работа №3 «Эволюция». 1 5. Организменный уровень организации жизни. 15 35 1 Работа над ошибками.
Организменный уровень организации и его роль в природе (§1Таблицы) 1 36 2 Организм как биосистема (§2). 1 37 3 Размножение организмов (§4,5 таблица «Двойное оплодотворение у цветковых растений»). 1 38 4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (§6Таблица «Стадии развития ланцетника»). 1 39 5 Изменчивость организмов и её признаки (§8). 1 40 6 Генотипические закономерности открытые Г.Менделем при моногибридном скрещивании (§9). 1 41 7 Генотипические закономерности открытые Менделем при дигибридном скрещивании (§9, 10 )1 42 8 Генетика пола и наследование, сцепленное с полом (§12) 1 43 9 Практическая работа №2 «Решение генетических задач» (§11 -12) 1 44 10 Практическая работа №3 «Решение генетических задач» (§7-10, 12 - 13) 1 45 11 Наследственные болезни человека (§14) 1 46 12 Этические аспекты применения генных технологий (§ 15 )1 47 13 Факторы определяющие здоровье человека (§16,17,18) 1 48 14 Вирусные заболевания и меры борьбы с ними (§20, 21,22)
ЭКК: Статистика и профилактика вирусных заболеваний на территории Удмуртии. 1 49 15 Контрольная работа №4 «Генетика»
1 6. Клеточный уровень организации жизни. 9 50 1 Работа над ошибками.
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе (§23) 1 51 2 Клетка- этап эволюции живого в истории Земли (§24) 1 52 3 Основные части клетки, их строение и свойства (§25,26,27).
Лабораторная работа №3 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток» 1 53 4 Деление клетки митоз и мейоз (§28,29,30).
Лабораторная работа №4
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растений».
1 54 5 Структура и функции хромосом (§31,32) 1 55 6 Многообразие прокариот.
Роль бактерий в природе. (Конспекты выполненные по докладом одноклассников.
Текст для дополнительного чтения стр. 135-143).( §33 -38) 1 56 7 Микробиология на службе человека (Текст для дополнительного чтения стр. 155-158) (§39) 1 57 8 История развития науки о клетке (§40,41 )1 58 9 Обобщающий урок по теме « Цитология».
Контрольная работа № 5«Цитология» 1 7. Молекулярный уровень проявления жизни.
6 59 1 Работа над ошибками.
Молекулярный уровень жизни и его особенности (§43). 1 60 2 Основные биополимерные молекулы живой материи (§44) 1 61 3 Основные биополимерные молекулы живой материи (§44) 1 62 4 Процессы синтеза молекул в живых системах (§45.) 1 63 5 Процессы синтеза молекул в живых системах (§45) 1 64 6 Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах (§46,47,48) 1 65 7 Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема (§49,50)
ЭКК: Химические загрязнения на территории Удмуртии. 1 66 8 Время экологической культуры (Дополнительная литература, §51) 1 67 9 Структурные уровни живой природы (§52) 1 68 10 Обобщение, закрепление и подведение итогов по теме и курсу.
Контрольная работа №6 «Биохимия клетки» 1 Учебно-методическое обеспечение
УМК учителя
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
3. Биология. 10-11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина. / авт.-сост. Т.И. Чайка. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Биология : базовый уровень: 10-11 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева. – М.: Вентата-Граф, 2009.
5. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11
6.Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. – сост. А.Ю. Гаврилова. - Волгоград: Учитель, 2009.
7. 4.Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина. / авт. – сост.И.Ф. Ишкина. - Волгоград: Учитель, 2009.
8. В.Ю. КрестьяниновГ.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. –Саратов: «Лицей», 1998
9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.; АСТ – ПРЕСС, 2001.
10. Таршис Л.Г., Таршис Г.И., Словарь – справочник по биологии для школьников. Екатеринбург, У – Фактория, 2000.
11. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа,2006.
12.http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
13. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
УМК ученика
1. Биология: 10 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
2. Биология: 11 класс базовый уровень6 учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. –М.: Вентана –Граф, 2011.
3. Интернет – материалы: http://ru.wikipedia Подборка интернет - материалов для
учащихся по разным биологическим дисциплинам.