Дидактический материал по совершенствованию навыков чтения младших школьников


Дидактический материал
по совершенствованию
навыков чтения
младших школьников
Карпенко Светлана Васильевна
ОШ №93 г.Донецк
ПРИЕМЫ СКОРОЧТЕНИЯ
Вертикальное чтение
Экспресс опрос
Чистоговорка на артикуляцию звука
Индивидуальное чтение незнакомого текста с заданием
Чтение парами в два голоса
Чтение "цепочкой"
Чтение строчки стихотворения на одном дыхании
Задание на развитие угла зрения (пирамиды)
Скороговорки (чтение м различной силой голоса)
Задание на развитие внимания "Найди ошибку"
Буксир (чтение в парах)
Кто быстрее найдет предложение, которое начинается словами ...
Слоги с чередованием звуков (р - л) (с - ш)
Чтение стихотворения на выдохе
Проговаривание предложений на большой скорости
Чистоговорка "Лови звук"
Игра в паре (В словах пропущены гласные)
Чтение через окошко
Чтение через минутку
Чтение слов
Работа с таблицами Шульте Чтение деформированных предложений
Проговаривание фраз на большой скорости за ведущим
Образование слов из разрезанных слогов
Какой слог потерялся?
Справочник (перевод на украинский язык)
Чтение разрезанного текста вертикально
Чтение текста с остановкой
Чтение перепутанного текста
Чтение текста в паре с постукиванием
Передача содержания мимикой и жестами
" День и ночь". "Ночь" - глаза закрывают, "день" - открывают и быстро читают
Чтение в паре: первый начинает, второй позже, заканчивают вместе
Чтение "волной"
ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ
Чтение всего текста (по заданию учителя).
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребёнок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления "фильма".
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7 ...) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
"Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме _________ чн _________, _________жи__________ и т.д.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
Чтение, пометка непонятных слов.
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Чтение слов, к которым даны сноски.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и т.д.
Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).
Таблицы Шульте5 14 12 23 2 14 18 7 24 21
16 25 7 24 13 22 1 10 9 6
11 3 20 4 18 16 5 8 20 11
8 10 19 22 6 23 4 25 3 15
21 15 9 17 1 19 13 17 12 2
15 6 16 9 14 7 18 8 11 22
1 8 20 24 2 16 25 13 2 9
18 22 10 21 12 6 10 1 20 5
17 11 23 5 25 15 24 17 14 19
7 4 13 19 3 3 12 21 23 4
6 1 18 22 14 22 25 7 21 11
12 10 15 3 25 8 2 10 3 23
2 20 5 23 13 17 12 16 5 18
16 21 8 11 24 1 15 20 9 24
9 4 17 19 7 19 13 4 14 6
12 21 4 13 8 9 5 11 23 20
1 10 17 19 2 14 25 17 19 13
23 16 5 15 6 3 21 7 16 1
7 24 22 18 25 18 12 6 24 4
11 20 3 14 9 22 15 10 2 8
Пирамиды (развитие угла зрения)
р 1 о
н 2 у
с 3 е
м 4 и
к 5 а
к 6 у
кос 1 арьпар 2 та
кар 3 та
бал 4 кон
дру 5 жбадос 6 ка
м 1 ыв 2 ышко 3 латрам 4 вайкомба 5 йнер2 1 3
4 2 5
6 3 7
8 4 9
1 5 9
2 6 8
7 7 5
3 8 6
А 1 БУ 2 БО 3 БИ 4 БЕ 5 БСОРОК СКОРОГОВОРОК
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наша голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке стали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка...
Летят три пичужки через три пустых избушки.
В один клин, Клим, колоти.
Каково волокно, таково и полотно.
Полили на лилию, видели ли Лидию.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
У нас на дворе - подворье погода размокропогодилась.
На семерых сани, по семеро в сани.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все - в сугроб.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Мама мыла Милу мылом.
Осип охрип, Архип охрип.
Купи кипу пик.
От топота копыт пыль по полю летит.
Сыворотка из-под простокваши.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Из-под Костромщины шли четверо мужчин, говорили про торги, про покупки, про крупу да про подкрупки.
Петр Петрович Петров поймал пару перепелов, просил полтинник, получил подзатыльник.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба работали споро.
Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до коры не дорыла.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Не велика птица - синица, да умница.
Только у молодца золотца, что пуговка оловца.
Чайные чашки в печали, стуча и бренча отвечали.
Четверть четверика гороху, без червоточинки.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шакал шагал, шакал скакал.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Волки рыщут, пищу ищут.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
ОШИБКА НАБОРЩИКА
Карточка № 1
Баба с возу, а хомут найдется.
Беды мучат, а руки делают.
Без труда не накинешь платок.
Видит собака молоко, да ветер носит.
Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.
Едешь на день, а сам не плошай.
Закон, что дышло, а я тебе не слуга.
Заставь дурака богу молиться, а все молока от него не добиться.
Много будешь знать, роса очи выест.
Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
как с быком ни биться, он и лоб расшибет.
Собака лает, да рыло коротко.
В гостях хорошо, где нас нет.
Вот тебе и дуга, куда повернешь, туда и вышло.
Глаза страшатся, да уму учат.
Пока солнце взойдет, скоро состаришься.
На бога надейся, бери хлеба на неделю.
Была бы шея - кобыле легче.
На всякий роток не вынешь рыбку из пруда.
Везде хорошо, а дома лучше.
ОШИБКА НАБОРЩИКА
Карточка № 2
Береги платье снову, а живот в голоде а ноги в тепле.
В чужом глазу сучок видим, а чужой - стекло.
Где любовь и совет, там и рвется.
Дрова рубят - острый топор.
Бели бы молодость знала, а бес в ребре.
Жена приласкает, свинья не съесть.
Держи голову в холоде, а честь смолоду.
За двумя зайцами погонишься, бей молотками.
Где тонко, там и горя нет.
Седина в бороду, если бы старость могла.
И комар лошадь свалит, пока не перепрыгнешь.
Сколько волка ни корми, вылетит - не поймаешь.
Господь не выдаст, а мать пожалеет.
Свой глаз - алмаз, а в своем бревна не замечаем.
Не говори гоп, коли волк пособит.
Как ни вертись собака, а хвост собачий.
Слово не воробей, он все в лес смотрит.
На крепкий сук щепки летят.
Лезет в волки, а хвост позади.
Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.
ОШИБКА НАБОРЩИКА
Карточка №3
Близок локоток, да язык держи за зубами.
Гладко было на бумаге, а человек с человеком всегда сойдется.
Гром не грянет, коли делать нечего.
Взял дыко, один раз отрежь.
Дружба дружбой, а зуб за зуб.
Каковы сами, таков и приход.
Было бы болото, а человека со всех сторон.
Красна птица, да дураку досталась.
Молодец против овец, оставил хвост да гриву.
Гора с горой на сходится, да забыли про овраги.
Око зо око, а служба службой.
Умная голова, а человек умом.
Лучше синицы в руках, чем пирог с бедой.
Ешь пирог с грибами, да не укусишь.
Пожалел волк кобылу, а против молодца сам овца.
Козла бойся спереди, коня, а черти найдутся.
Семь раз отмерь, отдай ремешок.
Лучше хлеб с водой, чем журавль в небе.
Каков поп, таковы и сани.
Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.
ОШИБКА НАБОРЩИКАКарточка № 4
Кто другому яму копает, тот о том и говорит.
Любишь кататься, надо свой ум наточить.
Муж возом не навощит, а с жуком связаться - в навозе оказаться.
Кто ест скоро, от того и наберешься.
На охоту ехать - по-волчьи выть.
Кто рано встаёт, тому глаз вон.
Любовь не картошка-враг мой.
У кого что болит, тот сам в нее попадает.
На то и щука, чтобы не было оглядки.
Не говори о себе худо, по уму провожают.
Чтоб других учить, люби и саночки возить.
Кто старое помянет, тому бог дает.
Не спеши языком, молчание - золото.
С пчелкой возиться - в медку находиться, что жена горшком наносит.
По одежке встречают, твои друзья об этом заботятся.
Слово-серебро, спеши делом.
С кем поведешься, тот и работает споро.
Язык мой-не выбросишь в окошко.
С волками жить - собак кормить.
Не давай повадки, чтоб карась не дремал.
Анаграммы
№1
№2 №3
г и р т
е л в
с о н л
ф и л т у
н е к лб у дё з е р а б
ш а н и а м п и г а с о
ф и л у т
ш и ч к е
м и а з№4
№5 №6
д и м о р о б
р у г е ц о
к л у
н о р а о в
р а н о о в
а к у тс у г ьт а н о бр а н о к
б ь л у рп е й к к а о
ф ь н о р а
№7
№8 №9
к р с а н ы йз е ё л ы н йж ё т л ы йб е к л а
л е н т й и
о с е и й н н
з м и н и йа л и с л з о йд о р ы й б
п о л о й хш и р а к
№10
т е т о нс а с п а е т
н е т с т о
ч а т а е п е т Тексты-анаграммы по В. Эдыгею
литАйболиЖ-лыб торкдо боАйлит. нО ылб рымдоб. лаБы у кторадо лазя растсе рарваВа. льшеБо госев ан тевес лилюб йбоАлит рейзве. У гоне лижи йцыза, лочбеки, нарово. аН венади илж люкочий же. В дусунке илиж лыбее шимы.
йносВеступаНали свена. целнСо кояр титвес. саРялат несг ан ляхпо. чатЖурсёвелые киручей. лашадыЗа мзеля. угЛ крылпося нойзелё войтра. тятЛе с гаю ныелётрепе цыпти. тиДе лыйце ендь ан редво. нилькиШко сутне в дыса микидо ляд тицп. раПо чатьревст тыхнапер зейдру.
наВеслаКонсьчи имаз. стуНалапи насве. цеСолн лёшт ан люзем вест и лопте. конЗво чистут льпека. рчатЖу лыесёве киручей. жеУ зенелазале равкат. аН гул лигнавы костину. дяФе и риБос дути в щуро. ощаР мишут. льчикиМа вурт дышилан. акК нузпат лыбее шидылан.
аЗ багримиаЗ нейревде воскоКра щаро. табяРе тосча тходя в урощ аз мибагри и дамигоя. азР ляО и атяК лишза в щуча. амТ мноте. лиСта кивочде чакрить и тьваз тбяре. ляКо ваноИв и сяВа лоБев стбыро чамполись ан мощьпо.
ПАМЯТКИ
Рисование словесной картины к рассказу (рассказ-описание)
Прочитай отрывок из рассказа.
Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них?).
Что и кто будет изображён на каждой картинке?
Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Назови их.
Представь свою картинку.
Расскажи о каждой картинке.
Сравнительное описание
Рассмотри сравниваемые предметы.
Назови признаки, по которым можно сравнить предметы.
Определи, чем похожи предметы (назови сходные признаки предметов).
Определи, чем отличаются предметы (назови признаки различия предметов).
Выборочный рассказ (о герое, событии)
Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.
Определи, о чём говорится в каждом отрывке.
Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.
Подбери к ним заглавия.
Посмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.
Расскажи о герое, пользуясь планом.
Подготовка к выразительному чтениюПеречитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям природы).
Мысленно представь себе их.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны
понять.
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Краткий пересказ прочитанногоПеречитай текст, выделяя в нём основное содержание и запоминая его последовательность.
Выдели основные смысловые части текста.
Отметь в каждой части главное.
Составь план. Запиши его.
Перечитай весь текст, держа план перед собой.
Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана был ответ в 1-3 предложения.
Составление плана текстаПрочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чём говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст?
Раздели рассказ на смысловые части.
Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
Перечитай их. Скажи своими словами, о чём главном говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
Запиши свой заголовок к каждой части.
Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.
Анализ басниПрочитай басню.
Определи жанр басни (проза, стихотворение).
Вдумайся в конкретное содержание басни.
Обрати внимание на структуру и композицию. Объясни мотивы поведения действующих лиц, определи их характерные черты.
Раскрой аллегории (кто подразумевается под действующим лицом басни?).
Разбери речевые обороты.
Установи главную мысль конкретной части басни.
Выдели часть басни, в которой заключена мораль (нравоучение). Объясни смысл морали.
Подбери аналогию из жизни.
Рассказ по картинеРассмотри репродукцию картины.
Обрати внимание на название. Очень часто оно говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
Вдумайся в содержание картины. Что произошло? Почему? Какое настроение выражено? Как его передал художник? Чем понравилась картина? О чём мечталось?
Подумай, кого, в чём и как будешь убеждать своим рассказом.
Сформулируй тему и основную мысль рассказа. Озаглавь его.
Запиши план.
Продумай содержание рассказа. Подбери языковые средства (сравнения, описания, эпитеты).
Напиши черновик рассказа. Проверь и исправь.
Перепиши в тетрадь.
Пересказ, близкий к текстуВнимательно прочитай текст; выясни значение непонятных слов.
Ответь на вопросы, данные в учебнике или предложенные учителем.
Сформулируй тему и основную мысль текста.
Определи, к какому типу речи относится текст.
Раздели текст на смысловые части согласно данному плану или составь план самостоятельно.
Определи стиль текста (научный, художественный). Постарайся запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в пересказе.
Прочитай текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
Закрой книгу; напиши изложение или перескажи текст.
Заучивание стихотворения наизустьТихо прочитай стихотворение вслух.
Выясни все непонятные слова и обороты.
Прочитай стихотворение громко. При чтении попытайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение в третий раз - громко и выразительно.
Через 2 минуты повтори стихотворение по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.
Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.
Анализ стихотворенияВнимательно прочитай стихотворение; выясни значение непонятных слов.
Определи тип речи.
Представь живописный образ, картины, нарисованные поэтом, звуки, присутствующие в содержании.
Перечисли и объясни средства поэтической речи (эпитеты, сравнения, метафоры).
Уточни основную мысль текста.
Раздели стихотворение на смысловые части, составь план. Перескажи по плану.
Сделай разметку текста (тон, темп, паузы, логическое ударение).
Прочитай выразительно стихотворение.
Ответь на вопросы, данные в учебнике.