Календарно-тематическое планирование урока музыки Абай Кунанбаев

Тема урока: Песни Абая живут вместе с нами.
3 класс.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели и задачи урока:
1. Познакомить с песенным творчеством Абая Кунанбаева, с понятиями тенор, ария.
2.Развивать выразительное хоровое исполнение песни на казахском языке, чисто интонировать скачки в мелодии, соблюдая правила дикции, поддерживая ритм хлопаньем в ладоши.
3. Воспитывать эстетическое восприятие классической музыки и народной песни. Развивать умение мыслить и выражать свои мысли о композиторе в небольших письменных работах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент, психологический настрой, постановка целей и задач.
2.Проверка домашнего задания
А) Исполнение песни «Надо только захотеть»; работа над динамическими оттенками и выразительным исполнением песни.
Б) Музыкальный словарик (индивидуальная работа). Необходимо узнать слово и дать ему полное определение.

Ю




Кюй – инструментальная пьеса для домбры, кобыза или сыбызCы.

Ю


И



Кюйши-создатель и исполнитель кюя.
П


Н




Песня - музыкальное произведение для голоса. Относится к вокальному жанру.
В) Групповая работа. Проверка знаний по теме «Назидание потомкам»
Соединить стрелками название песни и её определение:

Тойбастар Свадебная песня -айтыс
Беташар Песня –плач об усопшем
Жыр Песня – наставление невесте
Сынсу Песня – начало праздника
Жоктау Сказание о батырах
Жар – жар Песня – прощание невесты
4. Раскрытие темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого поэта, композитора, основоположника казахской классической литературы Абая Кунанбаева.
Абай (Ибрагим ) Кунанбаев (1845-1904) – великий поэт, переводчик и композитор . Он первым основал классическую казахскую письменность и перевёл на казахский язык многие литературные произведения русских поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.
Имя великого Абая вам хорошо знакомо. Акын, композитор Абай Кунанбаев до конца своих дней боролся за светлое будущее казахского народа. В своих «Словах назидания» он пропагандировал просвещение, человечность и мудрость. Абай говорил: «У человека на первом месте должны быть ум и знания». Он призывал своих соотечественников изучать культуру и искусство других народов, призывал к общению с другими родственными народами, к изучению их культуры и искусства.
Абай Кунанбаев - великий мыслитель и просветитель, великий казахский поэт. Песни Абая переведены па многие языки, известны во всем мире. Песни Абая, как и песни таких народных композиторов, как Биржан-сал, Ах,ш сер.», Жаяу Муса, имеют свои особенности. Как и другие певцы, кюйши, композиторы, вышедшие из народа, Абай не знал нотной грамоты. Домбра была спутником всей его жизни. Песни Абая передавались из уст в уста, от отцов к детям, так и сохранились до наших дней.
На творчество Абая большое влияние оказали русские друзья. Они познакомили его с творчеством знаменитых русских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Крылова. Стихи русских поэтов в переводе Абая и на мелодию, сочиненную Абаем, обретают новый художественный облик и национальный стиль. Стихотворение «Горные вершины» написал немецкий поэт Гете, на русский язык перевел М. Лермонтов, а музыку сочинил русский композитор А. Рубинштейн. Эта песня так понравилась Абаю, что он создал свою: «Карангы тунде тау калгып». На стихи Абая писали песни и романсы профессинальные композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Н. Тлендиев. Его песни «Айттым сэлем, каламкас и др. пользуются большой популярностью среди народа. Абай в своих песнях воспевает красоту природы, лучшие качества человека, обычаи и обряды казахского народа.
Песня Абая «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») стала одной из любимых народом песен о любви.
5. Слушание: Песня Абая Кунанбаева «Коземнен карасы» («Ты зрачок глаз моих») в исполнении народного артиста СССР, оперного тенора Алибека Днишева. ( Просмотр фрагмента концертного выступления А.Днишева)
Понравилось ли вам исполнение песни Алибеком Днишевым? Как звучит мелодия песни? Относится ли песня к лирическим песням? Похоже ли звучание песни на мелодия других песен, которые мы слушали в течение четверти? ( Ответы детей)
Песня поется неторопливо, величаво. Во время исполнения слова произносятся ясно, внятно.
Певец исполняет в сопровождении скрипки или оркестра? В каком характере, темпе исполняется ария?
Обратите внимание на красивый голос певца. Голос с таким колоритным тембром называется «тенор». Тенор - это высокий мужской голос.
6.Разучивание песни «Коземнен карасы». Работа над выразительным исполнением текста. При разучивании обратить внимание на мелодию в припеве, а именно: на ритм с половинными нотками. Хлопками отработать ритм.
7. Закрепление темы и подведение итогов урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какой инструмент у Абая был спутником всей жизни?
Назовите песни Абая. Как появилась песня «Горные вершины»?
С творчеством каких знаменитых русских поотон был знаком Абай?
Как зовут певца, исполнявшего место «Коземнен к,арасы», которую мы прослушали?
Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке.
8.Рефлексия